Методическая служба дошкольного образовательного учреждения как необходимое условие повышения профессионального мастерства педагогов
Методическая служба дошкольного образовательного учреждения как необходимое условие повышения профессионального мастерства педагогов
В настоящее время важна профессиональная компетентность педагогов. Условия для непрерывного образования педагогов дошкольного образования создаются в рамках методической работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая служба дошкольного образовательного учреждения как необходимое условие повышения профессионального мастерства педагогов»
Методическая служба дошкольного образовательного учреждения
как необходимое условие повышения профессионального мастерства педагогов
Дошкольное образование сегодня является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. Отсюда вытекает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.
Подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и информационной культурой, является одним из основных направлений Национальной доктрины образования в Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) является основой для формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также определяет требования к кадровым условиям.
Именно поэтому сегодня особое значение приобретает проблема развития непрерывного образования, которое основывается на девизе Европейской ассоциации образования взрослых: «Учиться никогда не поздно».
В настоящее время особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов дошкольного образования.
В связи с этим требуется внесение существенных корректив в систему повышения профессионального мастерства педагогов, начиная с образовательных учреждений.
Условия для непрерывного образования педагогов дошкольного образования создаются в рамках методической работы.
Непосредственным организатором методической работы является старший воспитатель.
Организатор методической работы и педагоги (музыкальные руководители, педагог – психолог, учителя – логопеды, инструктор по физической культуре), осуществляющие функции, связанные с методической работой, объединяются в методическую службу, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов на уровне современных требований, методическое сопровождение и своевременное оказание им методической помощи.
Цель методической службы заключается в создании организационно – педагогических условий для осуществления непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации, развития и реализации творческого потенциала каждого педагога и всего педагогического коллектива.
В качестве принципов, способствующих достижению данной цели, выступают:
принцип актуальности, предполагающий учет современного заказа общества на образование, учет проблем, близких педагогическому коллективу;
принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям;
принцип системности, предполагающий единство цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации педагога;
принцип мобильности, проявляющийся в способности к быстрому приему образовательной информации и его передаче, с учетом индивидуальных особенностей педагогов;
принцип открытости, предполагающий открытость внешнему миру, готовность принимать опыт других и делиться своим опытом с коллегами, открытое обсуждение профессиональных проблем, методическая поддержка и помощь в их решении;
принцип креативности, предполагает творческий характер методической работы, создание своей системы методической работы в учреждении.
Задачи методической службы определены:
по отношению к конкретному педагогу – формировать индивидуальную, авторскую, высокоэффективную систему педагогической деятельности педагога, стимулировать творчество педагога во всех его проявлениях;
по отношению к педагогическому коллективу детского сада –формировать коллектив единомышленников, педагогическое кредо, традиции коллектива, выявлять, обобщать и распространять передовой педагогический опыт, приобщать к научно – экспериментальной работе;
по отношению к общей системе непрерывного образования - изучать направления развития образовательной политики, нормативно – правовые документы, внедрять достижения науки и передовой практики.
Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и принципов, на основе которых она создается. В структуре методической службы нашего детского сада выделено три педагогические мастерские: «Школа молодого педагога», «Школа передового опыта», «Школа высшего педагогического мастерства».
«Школа молодого педагога» - объединение молодых специалистов. За каждым из них закреплен опытный педагог – наставник. Руководит Школой воспитатель с высшей категорией. На занятиях Школы молодого педагога оказывается теоретическая и практическая помощь педагогам по вопросам саморазвития и организации образовательного процесса, что помогает адаптироваться начинающим педагогам, выработать собственную систему воспитания.
Основными задачами «Школы молодого педагога» являются:
формировать и воспитывать у молодых педагогов потребность непрерывного самообразования;
осуществлять методическое сопровождение педагогов с опорой на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта;
стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности педагога.
Деятельность «Школы высшего педагогического мастерства» направлена на организацию экспериментальной работы, апробацию новых идей, проектов, программ, осуществление наставничества над молодыми педагогами, сопровождение педагогической практики студентов.
Значимость «Школы передового опыта» заключается в ее открытости для всех коллег. Внутри данного объединения проходят мастер – классы, тренинги, панорама открытых мероприятий, семинары – практикумы, осуществляется взаимное посещение занятий и тщательный анализ. Общение «на равных» опытных и начинающих педагогов, глубокая заинтересованность каждого каждым способствуют созданию в коллективе творческой атмосферы, стимулируют педагогический поиск, что, в конечном счете, обогащает образовательный процесс. Такое творческое содружество совершенствует работу всех педагогов, а также заключается в том, что не только мы учим педагога, но и ему предоставляется возможность учить других, а, следовательно, и повышать свою квалификацию.
Педагогические мастерские реализуют на практике личностно - ориентированный подход к повышению педагогической компетентности и самообразованию педагогов, создают условия для расширения круга их интересов и профессионального роста, способствуют не только усвоению чужого педагогического опыта, но и моделированию собственного.
Особенно профессиональная творческая активность педагогов проявляется через такие формы методической работы как деятельность мобильных творческих объединений и творческих инициативных групп:
мобильные творческие объединения – это добровольные объединения нескольких педагогов, созданные для срочного решения конкретной кратковременной творческой проблемы. Главным методом является «мозговой штурм», например, разработка сценария праздника, конспекта занятия, подготовка к мероприятиям, конкурсам. Отличительной особенностью является невозможность перерыва деятельности до полного решения проблемы. Длительность работы от нескольких часов до нескольких дней, т.е. до момента разрешения проблемы;
творческие инициативные группы - добровольные объединения педагогов, заинтересованных общей идеей, взаимным творчеством, изучением, разработкой, обобщением материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми. Руководит группой педагог высшей категории, работают в течение года по разработанному плану («Мастерица в лицах», «Нас объединяют дети», «Есть идея»).
Творческая инициативная группа «Есть идея» организована с целью оформления стендов, помещений, территории детского сада, а также организации выставок совместного творчества и детского рисунка.
Творческая инициативная группа «Мастерица в лицах» работает в направлении «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. «Мастерицы» разрабатывают и реализуют мероприятия и познавательно - развлекательные занятия по народным календарным праздникам: «Спас», «Капустница», «Рождество», «Масленица», «Пасха».
Творческая инициативная группа «Нас объединяют дети» создана с целью реализации проекта «Нас объединяют дети», направленного на создание единого социально - образовательного пространства, включающего дошкольное образовательное учреждение и семью, которое предполагает методическое и психолого – педагогическое сопровождение деятельности семейных групп через организацию активного и дистанционного взаимодействия.
В настоящее время мы находимся на втором, внедренческом, этапе реализации проекта (январь 2025г. – май 2025г.), который заключается в формировании активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семейных групп:
создание единого сообщества педагогов детского сада и родителей - младших воспитателей семейных групп через организацию активных форм взаимодействия для приобретения родителями - младшими воспитателями практических навыков: мастер-классы, консультации – практикумы, круглые столы, тренинги, выставки совместного творчества, конкурсы, дегустации блюд детского питания, представление родителем - младшим воспитателем семейной группы своего опыта работы и т.д.;
создание рубрик «Семейная группа», «Дистанционное обучение» на сайте дошкольного образовательного учреждения;
создание каталога полезных сайтов с практическим материалом (по воспитанию и обучению ребенка, практические материалы и развивающие игры, детская литература, журналы и др.);
организация выставок детских поделок и рисунков, проведение тематических праздников, досугов и развлечений с участием воспитанников семейных групп.
Кроме этого, наши педагоги принимают активное участие в районных методических объединениях – это традиционное, добровольное объединение педагогов одного или нескольких профилей деятельности, на которых происходит формирование творческой деятельности в процессе группового взаимодействия, обмен опытом, обсуждение достигнутых результатов, распространение и применение имеющегося опыта в новых ситуациях.
На базе нашего детского сада действуютдва районных МО, руководителями которых являются наши педагоги: МО учителей - логопедов и МО инструкторов по физической культуре.
Таким образом, в системе повышения квалификации педагогов мы используем самые разнообразные формы методической работы (традиционные, активные и дистантные).
Одними из решающих условий развития методической работы выступают организация инновационной деятельности и использование информационно - коммуникационных технологий.
Результаты, полученные за этот период в процессе экспериментальной деятельности:
стабильно функционирующий сайт учреждения;
на сайте учреждения созданы следующие страницы: страница логопеда, страница музыкального руководителя, страница инструктора по физической культуре, страница воспитателя по изобразительной деятельности, семейные группы, дистанционное обучение, страницы групп;
создана локальная компьютерная сеть в учреждении, объединяющая компьютеры заведующего, делопроизводителя, методического кабинета, педагога - психолога;
создан электронный методический кабинет;
совершенствуется оснащение учреждения компьютерной, организационной и мультимедийной техникой (приобретено мультимедийное оборудование, ноутбуки, принтеры, сканер);
создан Медиацентр, ведется оснащение оборудованием;
ведется методическая работа по повышению информационной компетентности: мастер-классы, индивидуальные консультации – практикумы, методическая поддержка педагогов через участие в вебинарах, интернет – конкурсах, информационных интернет – ресурсах;
повысился уровень информационной компетентности педагогов: владеют компьютером на уровне пользователя, используют интернет, создают презентации, буклеты, листовки, электронные пособия 11 педагогов (100%), до начала эксперимента владели 8 (75%).
Также одним из условий является система мотивации педагогов:
материальное стимулирование - осуществляется в целях усиления материальной заинтересованности работников учреждения в повышении качества образовательного процесса, в развитии творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач;
формы поощрения, не требующие затрат, но входящие в число самых стимулирующих для работников -
Интересная работа и вовлечение педагогов в процесс принятия решений: делегирование некоторых обязанностей руководителя, старшего воспитателя педагогам, что дает возможность педагогам развивать свои профессиональные навыки, демонстрирует уважение их точки зрения, увеличивает их ответственность перед учреждением.
Повышение ответственности и независимости: предоставление педагогам свободы в выборе способа выполнения работы, возможностей действовать, обучаться и профессионально расти - сильный стимулирующий фактор. Это демонстрирует педагогам, что им доверяют, уважают их и принимают близко к сердцу их интересы. Педагоги, чувствующие свою независимость, привнесут дополнительные идеи, энергию и инициативу в свою работу.
Один из самых эффективных способов поощрения сотрудников – это обратная связьипубличное признание - обеспечение получения работниками информации о качестве выполняемой ими работы через размещение ее на сайте учреждения и информационных стендах, на общих собраниях, благодарность в приказе, представление на награждение.
Непосредственное взаимодействие внутри учреждения методическая служба осуществляет с ПМПк, аттестационной комиссией, органами самоуправления учреждения.
В социальном окружении методическая служба учреждения работает в тесной взаимосвязи с МБУК «Чкаловский», районной ПМПК, школами, дошкольными образовательными учреждениями, другими организациями, деятельность которых связана с разнообразными проблемами дошкольного детства (учреждения культуры и спорта).
Таким образом, выбранная нами модель методической службы позволяет осуществлять непрерывное образование педагогов, способствует повышению их профессиональной квалификации, развитию и реализации творческого потенциала каждого педагога и всего педагогического коллектива.