kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая рекомендация «Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая рекомендация посвящена особенностям взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования. Материал основан на опыте педагога дополнительного образования в клубе раннего эстетического развития «Подсолнышки».

Опыт клуба раннего развития подлежит не только поддержке, но и широкому распространению среди руководителей, методистов, педагогов – организаторов и воспитателей дошкольных учреждений, а также среди учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация «Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ»

ИМ.С.А.ШМАКОВА г. ЛИПЕЦКА












Методическая рекомендация

«Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования»

(Из опыта работы педагога дополнительного образования клуба раннего эстетического развития «Подсолнышки»

Диогеновой Инны Николаевны)











Автор – составитель:

педагог дополнительного образования

Диогенова Инна Николаевна











г. Липецк, 2018 г.

Аннотация

Данная методическая рекомендация посвящена особенностям взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования. Материал основан на опыте педагога дополнительного образования в клубе раннего эстетического развития «Подсолнышки».

Опыт клуба раннего развития подлежит не только поддержке, но и широкому распространению среди руководителей, методистов, педагогов – организаторов и воспитателей дошкольных учреждений, а также среди учителей начальных классов общеобразовательных школ.


































Пояснительная записка

Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует развитие демократичной, открытой, гуманной системы дополнительного образования и требуют нового осмысления проблемы педагогической совместной деятельности УДО и семьи.
Учреждение дополнительного образования детей, как особый тип образовательного учреждения, имеет свою специфику по организации работы с семьей, позволяет наиболее полно реализовывать принцип преемственности учета особенностей семейной социализации своих обучающихся в целостном педагогическом процессе. Сегодня педагоги учреждений дополнительного образования как никогда ранее нуждаются в осмыслении имеющегося опыта и проблем сотрудничества с семьями учащихся, выявлении наиболее перспективных направлений и форм такой работы. Без союза с семьей, без активного и заинтересованного взаимодействия с родителями, без установления прочных и продуктивных контактов сложно ожидать высоких результатов в личностно – творческом развитии ребенка.





















































«Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования»


Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте —

родители и педагоги.

Макаренко А. С.

     Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с педагогами дополнительного образования, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер: с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом», с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их

как начальную профессиональную подготовку. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи

и других социальных институтов. Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

  Основная цель работы с родителями в клубе раннего эстетического развития «Подсолнышки» ДДТ «Городской» им.С.А.Шмакова создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.

    Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.  Работа с родителями включает в себя комплекс мер: различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии своих детей, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

1.Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2.Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3.Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

   Родители испытывают потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.
  Как показывает опыт работы с родителями в клубе раннего эстетического развития «Подсолнышки»,  наших родителей  интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. 
Для этого в клубе используются следующие формы работы с семьей:


  • Интерактивные формы работы
    1) Анкетирование, диагностика

Диагностика проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой педагогов, объединения, образовательным учреждением. Составить анкеты по различным вопросам помогают  методисты и педагогическая и методическая литература. Ежегодно (в начале и конце учебного года) проводится анкетирование родителей с целью выявления их отношения к деятельности педагогов дополнительного образования, формы возможного участия и содействия их в работе. На сегодняшний день многие родители являются активными участниками и добрыми помощниками в организации и проведении мероприятий в учреждении.


2) Индивидуальная консультация (беседа)

Это наиболее распространенная форма работы с родителями в клубе раннего эстетического развития. Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации проводятся по инициативе педагога или по инициативе самих родителей.

 

3) Организация и проведение мероприятий

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной в том случае, если они станут союзниками в организации и проведении мероприятий, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании  индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Основные мероприятия:

  • «День открытых дверей»

  • Посвящение в «Подсолнышки», итоговый праздник «Выпускник»

  • Календарные праздники: «Новый год», «Рыцарский турнир», посвященный 23 февраля, игровая программа «Дочки – матери», посвященная Дню 8 Марта, «Масленица»

  • Акции: «Покормите птиц зимой!», «Вместо елки букет», « День пожилого человека», «Спешите делать добро», «Праздник улиц Семашко и Липовской» в рамках ежегодной городской воспитательной акции.


 Совместные досуговые мероприятия помогают развитию мотивации к познанию и творчеству, удовлетворению интересов, самопознанию, формированию самостоятельности суждений и нравственных позиций участников мероприятий, сплочению коллектива.


  • Традиционные формы работы

1)Творческие мастерские

 Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских на мастер – классах по декоративно – прикладному творчеству. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда. Данная форма работы пользуется популярностью у родителей. Педагоги ДДТ «Городской» им.С.А.Шмакова стараются подготовить мастер- классы, где дети и родители выполняют совместную творческую работу.


2)Родительское собрание

Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. В своей работе мы используем  методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.
В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:
1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой.

2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей. Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).
3. Собрание целесообразно проводить не реже 2-3 раз в учебный год.

  • Просветительская работа

    1. Родительские лектории

Привлекаются специалисты по данным темам. Тематику консультаций или бесед выбирает педагог, психолог с учетом тем, предложенных родителями. После каждой встречи родителям даются рекомендации, разработанные как педагогами и специалистами.

   Традиционными являются следующие темы для просвещения родителей:

- «Особенности адаптации ребенка в учреждении дополнительного образования»;

- «Правила и обязанности ребенка в семье»;

- «Здоровье ребенка – основа успешности в обучении»;

- «Роль семьи в формировании у ребенка интереса к занятиям» и др.


    1. Разработка и ведение сайта.

В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего детского  объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства. На сайте учреждения родители могут ознакомиться с деятельностью учреждения в целом и с детскими объединениями и студиями в отдельности. На сайте клуба еженедельно помещаются сообщения о событиях, мероприятиях, победах в детских объединениях и студиях. Родители также могут принять участие в обсуждении того или иного вопроса, касающегося дополнительного образования на форуме сайта учреждения.

 

    1. Наглядная информация

 Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.


Формы наглядно-текстовой информации:
• Выставки тематические, посвященные какой-либо теме
• Групповые выставки детских работ (периодически)

• Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного возраста. Передвижная библиотека предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.


Государственно-общественные формы работы

Данные формы работы предполагают создание попечительских советов, вхождение родителей в управляющие советы учреждения.

Таким образом, взаимодействие с родителями является одним из приоритетных направлений деятельности клуба раннего эстетического развития «Подсолнышки», поскольку оказывает существенное влияние на развитие ребенка в раннем возрасте.

В заключении, хочется напомнить вам золотые правила, которые помогут эффективного взаимодействовать с родителями учащихся:

• Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
• Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
• Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
• Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
• То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
• Каждая встреча с семьей учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и их детей.
• Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.










Литература:

  1. Дополнительное образование в образовательном учреждении. Сост. Н.И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

  2. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, 2006.

  3. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. В.П. Голованов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.

  5. Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе (9-11 классы) (Родительские собрания, беседы, практикумы, праздники). Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Диогенова Инна Николаевна

Дата: 30.10.2018

Номер свидетельства: 482746

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.  выступление на семинаре учителей начальных классов"
    ["seo_title"] => string(171) "organizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos-noo-vystuplieniie-na-sieminarie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "254214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447705772"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа "Разговор о правильном питании" "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-razghovor-o-pravil-nom-pitanii"
    ["file_id"] => string(6) "107973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403519513"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа "Разговор о правильном питании. Две недели в лагере здоровья" "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-razghovor-o-pravil-nom-pitanii-dvie-niedieli-v-laghierie-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "107983"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403524328"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Внеурочная деятельность – это мир творчества "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-eto-mir-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "190520"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427188385"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства