kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Применение образовательного квеста –игры при формировании профориентации дошкольников с ОВЗ»""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог обязан идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. В свете последних тенденций,  реализация программ дошкольного образования должна происходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Ребенок-дошкольник – человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Применение образовательного квеста –игры при формировании профориентации дошкольников с ОВЗ»""»

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 232»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА








«Применение образовательного квеста –игры при формировании профориентации дошкольников с ОВЗ»













Подготовила:

Филимонова И.В












Саратов

2025г.



1.Тема: «Применение образовательного квеста –игры при формировании профориентации дошкольников с ОВЗ»

2. Настрой участников

Добрый день, на экране всем знакомые сказки: «» Гуси лебеди», «Золушка». «Иван Царевич и Серый волк». Немного погрузимся в волшебный мир сказок. Давайте вместе вспомним через какие испытания и преграды пришлось пройти героям этих сказок.

Гуси Лебеди- главная героиня отправляется на поиски и брата сталкиваясь с различными преградами.

Золушку ждет счастливый конец, через выполнение заданий мачехи и крестной феи.

В сказке Иван Царевич и Серый Волк герой проходит обучение и выполняет различные задания чтобы спасти невесту.

Сюжеты этих сказок часто включают путешествия, испытания и поиск решения, что делает их схожим с квест-играми.

Квест - это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту или верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые могут принести счастье и т.п

Квест игра дат возможность проявит смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими исследователями.

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

3. Постановка проблемы

Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Все большее место в его жизни занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка.
Педагог обязан идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. В свете последних тенденций, реализация программ дошкольного образования должна происходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Ребенок-дошкольник – человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры».

Актуальность использования квест-технологии состоит в том, что, во первых, дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование данной технологии вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, квест в игровой и занимательной форме способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников; в-третьих, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Вне зависимости от вида квеста, их объединяют одни преимущества:

1. Такие игры очень нравятся детям, что позволяет в непринужденной форме развивать познавательный интерес воспитанников.

2. В ходе игры дети получают одинаковые впечатления, которые могут потом совместно обсудить.

3. Игровой процесс позволяет преподнести порой скучные и неинтересные знания в такой форме, что дети с удовольствием запоминают новый материал.

4. Приобретают умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор

5. В квест-играх развивается свободное общение со взрослыми и детьми, развиваются все компоненты устной речи детей

6. По ходу квеста используется система методов, которая направлена главным образом не на изложение педагогом готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности

6. Дети учатся работать в группе слаженно, ведь именно от этого будет зависеть конечный результат. А это способствует сплоченности маленького коллектива.



Моей главной целью было создание условий для формирования и повышения интереса, к профессиям и труду взрослых.

Задачи :

  1. Обучить способам применения квест-игры

  2. Создание условий для профессионального развития педагогов посредством овладения квест-игры

  3. Развивать активность, самостоятельность, воображение, образное мышление.

  4. Сформировать мотивационную готовность педагогов на изучение нового.


5.Пресс-релиз

Квест-игра – это совершенно новая форма обучающих, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры?

Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители, то пространство, где будет проходить игра. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников.
В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности.
В зависимости от сюжета квест может быть:
Линейный – это квест, в котором игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
Штурмовой – это квест, в котором все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
Кольцевой квест представляет собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Участники стартуют из одной точки, которая и будут для них финишной.

Как и любая технология квест имеет свою структуру:

  1. Введение (в котором прописывается сюжет, распределяются роли) .
    2. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания) .
    3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы) .
    4. Оценка (итоги, призы) .
    Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
    Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать) ;
    «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции) ;
    Карта (схематическое изображение маршрута) ;
    «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
    Так же участники могут узнавать о том, куда дальше идти только после того, как выполнят задание (ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку) .
    В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей, но предпочтительнее в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений.
    Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
    Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
    Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
    Принципы построения квестов для детей дошкольного возраста
    1. Принцип навигации. Педагог выступает как координатор процесса образования, направляет детей, «наталкивает» на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно. Задача педагога: мотивировать ребёнка на самостоятельный поиск информации.
    2. Принцип доступности заданий. Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников.
    3. Принцип системности. Задания должны быть логически связаны друг с другом.
    4. Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами.
    5. Принцип интеграции. Использование разных видов детской деятельности и интеграция образовательных областей при проведении квестов.
    6. Принцип разумности по времени. Квесты в дошкольном возрасте могут быть краткосрочными, а могут носить длительный характер, когда на прохождение заданий уходит несколько дней. При этом организаторы квестов должны учитывать возрастные особенности памяти детей дошкольного возраста.
    7. Принцип добровольности образовательных действий ребёнка. Момент обязательности снижает мотивацию в дошкольном возрасте. Педагогу надо выстроить так образовательный процесс, чтобы смотивировать ребёнка настолько и в такой степени, которая позволит ему выполнять наши просьбы (задания) добровольно, без принуждения и авторитаризма.
    8. Принцип присутствия выбора. Иногда педагогу очень важно, чтобы ребёнок что-то сделал, тогда нужно это преподнести так, чтобы ребёнок воспринял задание, как результат собственного желания, ему надо дать огромный выбор средств – яркий способ формирования «иллюзии добровольности».
    Достоинства квеста для детей дошкольного возраста с ОВЗ:
    • Позволяет логопеду выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.
    • Квест дает возможность введения в игру разнообразных речевых заданий, а так же позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.
    • Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
    • Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
    • Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
    • Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
    • В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квест помогает реализовать принцип сотрудничества.
    Квест – это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, с активной познавательной позицией.



6.Практикум.

Приглашаю участников. Для вас я подготовила технологическую карту, которая пошагово объяснит организацию квест-игры. Предлагаю коллективно организовать квест –игру по профессии по двум профессиям: фотограф и строитель.

7. Вызываю учатников фокус-группы показываем результаты придуманных квест-игры.

Выводы: Квест-игры помогают  активизировать  детей и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

В заключении хотелось бы отметить, что квесты – эффективная форма работы по сплочению всех участников образовательного процесса, и созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждении и семье.

Помните, что любая победа, пусть даже в игре – это способ выработать у ребёнка привычку к успеху.


 

8. Рефлексия

Педагогам предлагается оценить настроение после мероприятия: «Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если мероприятие понравилось – алый парус, если на душе «тоска зеленая» - зеленый парус, если мероприятие никак не тронуло – черный парус».



Технологическая карта по мастер-классу

Варианты заданий и подсказок в квест-игре.

     - Двигательные упражнения, спортивные эстафеты.

     - Загадки, вопросы, ребусы.

     - Пазлы  или лабиринты,

     - Игры «Найди отличия», «Что лишнее

     - Упражнения на классификацию.

     - Логические таблицы.

     - Задания на измерения.

     - Ориентировка по схемам.

     - Выкладывание предметов из палочек, фигур.     

     -Математические  упражнения  (счет, решение  примеров,  арифметические задачи и т.д.).

     - Подсказки в виде моделей, схем  

     - Разрешение противоречий, проблемных ситуаций.

  - Творческие задания (сочинение загадок, сказок и т.д.)

Квест, как и любая другая технология, имеет свой алгоритм:

1шаг. Определить цели и задачи.

2шаг. Выбрать место для игры.

3шаг. Сделать карту маршрута.

4шаг. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников).

5шаг. Написать сценарий (конспект).

6шаг. Подготовить задания, атрибутику к игре.

7шаг. Итог квест –игры: награда, приз,ответ. 








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филимонова Ирина Владимировна

Дата: 02.06.2025

Номер свидетельства: 671045

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Методическая разработка "Применение образовательного квест игры при формировании профориентации у дошкольников с ОВЗ" ""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_primenenie_obrazovatelnogo_kvest_igry_pri_formirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "671048"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1748882721"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства