kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Применение образовательного квест игры при формировании профориентации у дошкольников с ОВЗ" "

Нажмите, чтобы узнать подробности

использования квест-технологии состоит в том, что, во первых, дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование данной технологии вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, квест в игровой и занимательной форме способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников; в-третьих, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Применение образовательного квест игры при формировании профориентации у дошкольников с ОВЗ" "»

Добрый день, на экране всем знакомые сказки: «» Гуси лебеди», «Золушка». «Иван Царевич и Серый волк». Немного погрузимся в волшебный мир сказок. Давайте вместе вспомним через какие испытания и преграды пришлось пройти героям этих сказок.

Гуси Лебеди- главная героиня отправляется на поиски и брата сталкиваясь с различными преградами.

Золушку ждет счастливый конец, через выполнение заданий мачехи и крестной феи.

В сказке Иван Царевич и Серый Волк герой проходит обучение и выполняет различные задания чтобы спасти невесту.

Сюжеты этих сказок часто включают путешествия, испытания и поиск решения, что делает их схожим с квест-играми.

Квест - это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту или верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые могут принести счастье и т.п

Квест игра дат возможность проявит смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими исследователями.

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

Использования квест-технологии состоит в том, что, во первых, дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование данной технологии вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, квест в игровой и занимательной форме способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников; в-третьих, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Вне зависимости от вида квеста, их объединяют одни преимущества:

1. Такие игры очень нравятся детям, что позволяет в непринужденной форме развивать познавательный интерес воспитанников.

2. В ходе игры дети получают одинаковые впечатления, которые могут потом совместно обсудить.

3. Игровой процесс позволяет преподнести порой скучные и неинтересные знания в такой форме, что дети с удовольствием запоминают новый материал.

4. Приобретают умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор

5. В квест-играх развивается свободное общение со взрослыми и детьми, развиваются все компоненты устной речи детей

6. По ходу квеста используется система методов, которая направлена главным образом не на изложение педагогом готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности

6. Дети учатся работать в группе слаженно, ведь именно от этого будет зависеть конечный результат. А это способствует сплоченности маленького коллектива.


Используя квест игры

Моей главной целью было создание условий для формирования и повышения интереса, к профессиям и труду взрослых.

Задачи :

  1. Обучить способам применения квест-игры

  2. Создание условий для профессионального развития педагогов посредством овладения квест-игры

  3. Развивать активность, самостоятельность, воображение, образное мышление.

  4. Сформировать мотивационную готовность педагогов на изучение нового.



При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители, то пространство, где будет проходить игра. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников.
В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности.
В зависимости от сюжета квест может быть:
Линейный – это квест, в котором игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
Штурмовой – это квест, в котором все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
Кольцевой квест представляет собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Участники стартуют из одной точки, которая и будут для них финишной.

Как и любая технология квест имеет свою структуру:

  1. Введение (в котором прописывается сюжет, распределяются роли) .
    2. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания) .
    3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы) .
    4. Оценка (итоги, призы) .
    Принципы построения квестов для детей дошкольного возраста
    1. Принцип навигации. Педагог направляет детей, «наталкивает» на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно

  2. 2. Принцип доступности заданий. Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников.
    3. Принцип системности. Задания должны быть логически связаны друг с другом.
    4. Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами.
    5. Принцип интеграции. Использование разных видов детской деятельности и интеграция образовательных областей при проведении квестов.
    6. Принцип разумности по времени.
    7. Принцип добровольности образовательных действий ребёнка. Момент обязательности снижает мотивацию в дошкольном возрасте.

  3. 8. Принцип присутствия выбора.

  4. Достоинства квеста для детей дошкольного возраста с ОВЗ:
    • Позволяет логопеду выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.
    • Квест дает возможность введения в игру разнообразных речевых заданий, а так же позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.
    • Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
    • Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
    • Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
    • Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
    • В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квест помогает реализовать принцип сотрудничества.
    Квест – это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Участники учатся реализую проекпереживать друг за друга, помогать. Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, с активной познавательной позицией.



Приглашаю участников. Для вас приготовлены технические карты, которые пошагово помогут вам придумать квест игру по двум профессиям

Дать уточнения по пунктам.

Пока фокус группа работает, я расскажу

В настоящее время наше учреждение МОУ НОШ 232 принимает участие в региональной сети проектно-исследовательских лабораторий. В рамках программы проектно-исследовательской лаборатории по теме «Развитие ранней профориентации детей дошкольного и младше-школьного возраста в условиях инклюзивного образования» я реализую проект «Взаимодействие участников инклюзивного образовательного процесса в реализации проектной деятельности по развитию ранней профориентации»

Цель нашего проекта: создание условий для формирования целостного представления ребенка о профессиях, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Задачи ранней профориентации:

- главная задача заключалась в организации деятельности детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о труде взрослых, переходила в самостоятельную сюжетно-ролевую игру детей.

- организовать сотрудничество с узкими специалистами( логопедом, музыкальным руководителем, физкультурным работником) и родителями воспитанников

- создать предметно-развивающую среду, способствующую к формированию интереса к профессиональной деятельности

- способствовать воспитанию чувства уважения к труду взрослых, желание оказывать помощь.


Занятия проводились в различных формах: занятия-

соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины,

игры , квест-игры и т. п

- организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину

для магазина», «Кому что нужно для работы»);

- проведение экскурсий в учреждении МОУНОШ 232

-рассматривание картин и иллюстраций, презентаций.


Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому родители наших воспитанников стали полноправными , активными участниками образовательного процесса по ранней профориентации.

Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером.

Так одной из форм работы было проведение проведение дня родительских профессий, когда в детский сад приглашались родители воспитанников – представители различных профессий. Родители знакомили детей со своей профессией ,рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалы, а главное это живое общение с мамой вызывают неподдельный интерес дошкольников. 

От участия семьи в образовательной работе выигрывают все субъекты педагогического процесса. И прежде всего дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на своих родных, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых золотые руки. Поэтому родители наших воспитанников являются непосредственными и главными участниками данной практики, они являются «живым» профориентационным примером.

В ходе реализации практики воспитанники познакомились со следующими профессиями родителей: медсестра, строитель, бухгалтер, медицинский представитель, фотограф, парикмахер, веб-дезайнер, флорист, инспектор ДПС, программист и др. У детей сформировались умения различать профессии по существенным признакам, объяснять их значение для общества, моделировать в игре отношения между людьми разных профессий, участвовать в посильной трудовой деятельности взрослых. Повысился интерес и активность родителей к участию в образовательном процессе. Если при запуске практики приняло участие всего 15% семей воспитанников, то на конец реализации - более 60% семей. В дальнейшем у детей проявился интерес и к профессиям родственников.

Изменился сюжет игры, стал развернутым: играя в «Парикмахерскую», ролевые действия были однообразны – расчесывали и подстригали, то после встречи с мамой Савелия , работающей парикмахером-стилистом, игра переросла в «Салон красоты».

 Яркие впечатления, полученные детьми в процессе практической деятельности, существенно обогащают игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира детей, а также мотивируют дошкольников к возможному выбору будущей профессии.

 Проведенная работа в этом направлении позволила ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди. 

Все свои наработки: фото проведенных мероприятий, интересные рассказы родителей о своих профессиях мы собирали и оформили в журналы. У нас подучилось 2 выпуска: «Кем работают мои родители» и «Кем мне быть ». Участниками , авторами стали наши родители, дети и педагоги группы. Журналы постоянно дополняются, рассказами про профессии, рисунками и поделками детей, различными заданиями(лабиринты, ребусы, логические игры). Дети группы часто рассматривают, изучают журналы, вспоминая наши мероприятия где они были участниками и их родители.

В результате можно отметить, что системная работа взаимодействия всех участников образовательного процесса «семья -детский сад» актуальна, значима и необходима, должна быть целостно ориентированной

Итогом работы является возросший интерес детей к  профессиям взрослых. Дети стали понимать и уважать труд людей различных профессий. Многие из них выразили желание, когда вырастут, выбрать профессию, понравившуюся после тесного знакомства с определенной работой людей разного  профиля.  Изменилось представление родителей, стандартный взгляд на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей образовательных услуг. 

Таким образом, в основе взаимодействия ДОУ и семьи, направленного на поиск новых граней ранней профориентации дошкольников, лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет выстроить работу таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых дети получали полноценно, доступно каждому возрасту.

Проектная деятельность подняла на более высокий уровень профориентационную работу с с детьми с ОВЗ дошкольного возраста и позволила нам расширить свой профессиональный опыт, найти новые способы взаимодействия с детьми и их родителями. 


Вызываю Участников фокус группы. Покажите ваши результаты и с какими сложностями вы столкнулись.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филимонова Ирина Владимировна

Дата: 02.06.2025

Номер свидетельства: 671048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Методическая разработка «Применение образовательного квеста –игры при формировании профориентации дошкольников с ОВЗ»"""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_primenenie_obrazovatelnogo_kvesta_igry_pri_formirovani"
    ["file_id"] => string(6) "671045"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1748882396"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства