Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Нити- фантазии"»
«Согласовано»
МАДОУ №232 «Детский сад комбинированного вида»,
Протокол от 25.03ю24
«Утверждаю»
Заведующая МАДОУ №232 «Детский сад комбинированного вида», Сметанина Л. В. , Приказ № от
25.03 24 г.
Методическая разработка
«Нити - фантазии»
(для детей дошкольного возраста)
Разработчики:
Воспитатели группы №3 «Апельсинки»
Култышева А.Ю.
Лисий Е.В.
Шкапова Н.В.
Кемерово 2024 г.+
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, идут тончайшие нити - ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок»
В. Сухомлинский
Актуальность:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.
Методическая разработка «Нити фантазии» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены не только актуальной теме развития мелкой моторики дошкольника, но и на развитие фантазии, воображения, восприятия, тактильных ощущений.
В данные игры могут играть как дети дошкольного возраста , так и родители группы.
Новизна данной методической разработки состоит в том, что работа по развитию ручной умелости через игры со шнурками и нитями осуществляется в непосредственной деятельности с взрослым и включает в себя ряд этапов, освоив которые формируется и совершенствуется тонкая моторика пальцев рук, развивается воображение, совершенствуется речевая функция ребенка.
Цель: Создание условий для развития фантазии, воображения, развитие восприятия, тактильных ощущений.
Задачи:
- совершенствовавать зрительное восприятие;
- развивать зрительно-моторную координацию, мелкую и крупную моторики; воображение; речевую активность, фантазию и образное мышление;
- формировать плавность, ритмичность и точность движений, волевых умений (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата);
- подготовить руки к письму;
- доставить детям и взрослым радость и удовольствие от игры со шнурками, учиться работать в команде, договариваться.
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая:
- на динамических паузах;
- в свободной деятельности;
- в режимных моментах. Методическая разработка состоит из трёх блоков, в каждом из которых является игра.
1. Блок «Рисование нитями»
Цель: Развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, умения работать в команде.
Игровые атрибуты: разноцветные шнурочки, 3 отрезки ткани 1м х 1.5 м из флиса (зеленый, голубой и бежевый цвета), белый и цветной картон.
Учиться рисовать можно не только карандашами, мелками, кисточкой, но и с помощью обыкновенной веревочки, шнурков, нитей. Этот прием можно использовать как дома, так и в ДОУ.
Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования и родителям.
У данной игры есть несколько вариантов проигрывания от простого к сложному.
1 вариант: Просмотр определённого видеофрагмента и после предлагается детям выложить с помощью шнурков один объект, который запомнился.
Можно ткань украшать уже готовыми картинками на определённую тематику (вода, лес, пустыня).
2 вариант: Воспитатель читает историю под музыку , затем детям предлагается выложить то, что они мысленно представили. Это более сложный вариант, здесь не предлагается готовых картинок.
3 вариант: рисование нитями на картоне по образцу.
Один игрок (педагог) дает образец, второй (ребенок) – повторяет.
2 Блок: «Резиночка» Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование умения работать в команде, закрепление знаний о геометрических фигурах - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
Игровые атрибуты: длинная разноцветная резинка 5м , шириной 5 см.
Все встают в круг и держатся за резинку.
Со старшими дошкольниками и взрослыми можно поиграть в такую игру: Воспитатель по хлопку говорит фигуру, все должны договориться и выстроиться , например треугольник, квадрат, круг, ромб.
Также с детьми младшего дошкольного возраста можно поиграть в игру «Замри» ( Высоко - низко, маленький - большой, узкий- широкий).
3 Блок: « Парашют и нити» Цель: Развитие координации движений, коммуникативных навыков и сплочённости, умение работать в команде, договариваться.
Игровые атрибуты: юбка - парашют, разноцветные нити на резинке, мягкие кубики, на которых приклеены слова.
1 вариант игры с детьми младшего дошкольного возраста: игра «Цветной парашют» по типу «Море волнуется раз»
2 вариант игры с детьми старшего дошкольного возраста: игра с резинкой и мягкими кубиками.
Например, на ковре в одной стороне построили дом, а на другой стороне лежат мягкие кубики, на которых наклеены слова или символы. Воспитатель говорит, что в каждой семье важны такие качества как любовь, доброта, строгость, трудолюбие. Игрокам предлагается с помощью резинки перенести мягкий кубик в дом, не уронив его. Вариантов игры достаточно много, можно брать для проигрывания такие темы как: дружба, детский сад, природа и др.
Результат:
Используя данную систему игр с целью развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, можно добиться определенных результатов:
- дошкольники успешно владеют навыками самообслуживания;
- ориентируются на листе, определяя - право-лево, вверх-вниз;
- доводят начатое дело до конца;
- усовершенствуются ловкость пальцев и кистей рук;
- повысится концентрация внимания, глазомер.
Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Игра « Нити- фантазии» - это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игра - основа в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Положительными моментами игр является:
- возможность работать как с группой детей, так и индивидуально;
- возможность проследить динамику развития каждого обучающегося; - вариативность заданий.
Заключение
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно знакомить дошкольников с методами и приемами работы со шнурками и нитями. Систематические упражнения помогут выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Также данные игры помогут научиться работать в команде , кроме этого у данных игр наблюдается эффект релаксации, подключается музыка, предлагается детям включить фантазию и воображение.
Данные игры не требуют много затрат. Это недорогое развлечение. Можно использовать многократно, каждый раз придумывая что-то новое, использую безграничные возможности детской и взрослой фантазии. Итог работы со шнуровкой всегда будет положителен.
Нити - фантазии доставят ВСЕМ радость и удовольствие от проведённого вместе времени.
Литература:
1. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду» 2009г.
2. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» 2013г.