Закреплять в активной речи конкретные (т. е. названия птиц, животных, предметов одежды и обуви и т. д.) и обобщающие понятия (одежда, обувь, фрукты, овощи, птицы, дикие животные и т. д.), отличительные признаки тех или иных животных, птиц, предметов, времен года.
Развивать умение подбирать прилагательные к заданным существительным: яблоко какое? - вкусное, сладкое, сочное и т.д .
Развивать умение подбирать глаголы к заданным существительным: воробей что делает? - чирикает, летает, прыгает, клюёт и т. д.
Учить подбирать слова с противоположным значением (подбор антонимов).
Развивать навыки словообразования.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова: яблоко — яблочко, юбка — юбочка и т. д.
Учить образовывать прилагательные от существительных: суп из овощей — овощной, сок из яблок — яблочный.
Совершенствовать грамматический строй речи .
Упражнять детей в правильном употреблении существительных множественного числа, именительного падежа: апельсин — апельсины, куртка — куртки.
Упражнять в правильном употреблении простых предлогов: у, на, в, из.
Развивать связную речь.
Учить пользоваться распространенными предложениями: У меня красивое белое платье. Маша ест вкусную кашу.
Учить составлять короткие рассказы (например, о временах года, зимующих птицах по схемам, картинным планам).
Учить пересказывать короткие тексты.
Заучивать стихи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать чувство ритма, рифмы, учить подбирать нужное слово в конец стихотворной строки.
Учить выделять первый гласный ударный звук в словах (Оля, осы, Аня, уши, окна и т. д.).
Артикуляционная гимнастика.
С помощью упражнений артикуляционной гимнастики осуществлять подготовку артикуляционного аппарата к овладению правильным произношением звуков.
Развивать мелкую моторику рук.
Для этого используются пальчиковые игры, массажные шарики, мозаика, шнуровка, бусы и т. д.
Игры на развитие речи детей 5 — 6 лет
1. Игры на расширение словарного запаса (предметного, глагольного словаря и словаря признаков).
Игра «Я знаю три слова». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя обобщающее понятие, а ребёнок должен назвать три конкретных понятия: овощи — огурец, картошка, помидор;
фрукты — яблоко, банан, груша;
домашние животные — кот, собака, лошадь.
Игра «Назови одним словом». Взрослый бросает мяч ребёнку называя несколько слов, ребёнок должен дать обобщающее понятие и бросить мяч обратно:
апельсин, яблоко, лимон — фрукты;
волк, лиса, заяц — дикие животные.
Игра «Какой? Какая? Какое?». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов-признаков и бросить мяч обратно:
апельсин (какой?) - вкусный, сладкий, сочный, круглый, оранжевый и т. д.
зима (какая?) - холодная, морозная, снежная и т. д.
Игра «Что делает?». Ребенку предлагается подобрать как можно больше слов-действий к существительным:
Дети — играют, бегают, веселятся, смеются и т. д.;
Ворона — каркает, летает, клюёт и т. д.
Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом). Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот):
Ворона большая, а воробей … (маленький);
Ваня высокий, а Саша … (низкий);
Катя весёлая, а Маша … (грустная);
Летом на улице тепло, а зимой … (холодно).
2. Игры на развитие грамматического строя речи.
Игра «Скажи ласково». Взрослый предлагает ребенку назвать ласково предметы: яблоко — яблочко, диван — диванчик и т. д.
Игра «Скажи иначе». Образовать от существительных прилагательные:
сок из яблок — яблочный;
суп из молока — молочный;
компот из ягод — ягодный;
стол из стекля — стеклянный.
Игра «Один — много». Образование формы множественного числа существительных:
мяч — мячи;
птица — птицы;
груша — груши.
Игра «Посчитай». Ребёнку предлагается посчитать предметы от 1 до 5:
один мяч, два мяча …. пять мячей;
одно яблоко, два яблока …. пять яблок.
3. Игры на развитие связной речи.
Игра «Придумай предложение». Взрослый предлагает ребёнку составить предложение с одним заданным словом, затем с двумя заданными словами:
апельсин — Маша ест апельсин;
ворона, дерево — Ворона сидит на дереве.
Игра «Большое предложение». Взрослый предлагает ребёнку придумать предложение с заданным словом. Затем предложение увеличивается с помощью вопросов: