Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка консультации для родителей «Оригами как средство развития мелкой моторики рук у детей»»
Консультация для родителей:
«Оригами как средство развития мелкой моторики рук у детей»
Подготовила:
Борисова И.Н.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Особого внимания в данном случае заслуживают дети, имеющие отклонения в речевом развитии. Обследование детей с нарушениями речи показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них отмечается нарушение пальцевой моторики. Учеными доказано, что мелкая моторика очень важна, потому что через нее развиваются внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Исследования ведущих педагогов и психологов говорят о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения. Если младший школьник чувствует себя несостоятельным в элементарных действиях, доступных его сверстникам, то это плохо влияет на эмоциональное благополучие ребенка и его самооценку. В дальнейшем уровень развития руки может оказаться недостаточным для освоения письма.
Оригами – изготовление поделок из бумаги – своими корнями уходит в глубокую старину. Это национальное японское искусство существует уже около полутора тысяч лет. Трудно одним словом определить, что это – математика (оригамометрия), изобразительная деятельность, конструирование или художественный труд. Может, это просто игра- головоломка? В оригами все эти ценнейшие для всестороннего развития ребенка виды деятельности слиты воедино. Изготовление игрушек по принципу оригами нравится детям: оно носит характер игры и дает возможность получить быстрый результат. Эти игрушки своеобразны и просты. Они чуть угловатые, символичные – именно в этом состоит их оригинальность, необычность и созвучие миру ребенка. Ведь дети, благодаря своей непосредственности и фантазии, умеют мысленно «дополнять» простые поделки из бумаги до сложных образов.
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки, привлекают детей во время освоения техники оригами. Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм, в результате чего появляется новая объемная
форма. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки.
С помощью оригами дети учатся работать руками под контролем сознания, идет развитие пространственной ориентировки, в первую очередь на листе бумаги, а также относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений. Осязательное восприятие связано с движением рук. Обследование любого предмета проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в других они действуют синхронно.
Бумажное моделирование является эффективным средством не только обучения и развития, но и воспитания дошкольников. Занятия оригами формируют такие нравственные качества детей, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь товарищу, умение видеть результат труда.
К райне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в воспитательной практике. В системе воспитательной работы в дошкольных учреждениях необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, полезна и для подготовки руки к письму. Особенно большая ее роль в группах для дошкольников, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук, движения некоординированные, затруднены, изолированы движения пальцами.