Просмотр содержимого документа
«"Ментальная арифметика" - консультация для родителей»
Консультация для родителей
«МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА»
Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик обучения детей.
Главным инструментом обучения быстрому устному счету является абакус — счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений в древних странах Азии и Европы. В Китае они называются абакус, в Японии — соробан, а в России — счеты.
Уже более 50 лет абакус входит в государственную программу образования Японии. Японский журналист Осаму Катаяма пишет о том, что если ученики школ в других странах начинают свой путь к знаниям с чтения, письма и арифметики, то японских детей обучают, прежде всего, чтению, письму и соробану.
В 90-е годы XX столетия с развитием нейробиологии было выявлено, что работа с абакусом может быть использована для тренировки ума в целом. Именно японцы разработали целую технологию тренировки интеллекта с помощью абакуса — технологию «Ментальная арифметика».
Ментальная арифметика — это метод быстрого устного счета, который способствует развитию обоих полушарий у ребенка, следовательно, развиваются высшие психические функции (память, воображение, концентрация внимания, аналитическое мышление).
Методика рассчитана на детей от 4 до 12 лет. Сегодня по технологии «Ментальная арифметика» обучаются дети в 57 странах мира, (включая США, Канаду, Великобританию, Австралию и др.). А на государственном уровне поддерживается и используется в школьной программе в таких странах, как Китай, Малайзия, Турция, Казахстан.
В нашей стране технология «Ментальная арифметика» появилась совсем недавно, около трех лет назад. Занятия строятся в доступной и интересной для дошкольников форме, с постоянной сменой видов деятельности. Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Ребенок учится, играя со счетами.
Сначала малыши знакомятся с арифметикой в игровой форме с помощью рисунков. Учатся писать числа и работать с абакусом. Дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу обе руки. После этого дошкольники переходят от решения примеров на счетах к использованию формул, затем — к счету в уме, или на ментальном уровне.
Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает числа, правое — картинку косточек на счетах. Так, ребенок учится устному счету. Он представляет перед собой абакус и мысленно передвигает косточки, то есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек на счетах.
На начальных этапах занятий у детей тренируют порядковый, прямой, обратный, количественный счет, учат писать цифры, разрабатывают мелкую моторику. Знакомят с геометрическими фигурами.
Основной вид деятельности на занятиях по «Ментальной арифметике» — счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе, на ментальной флэш-карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах).
Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры. Занятие построено 50/50, часть занятия обязательно уделяется счёту, часть – творческим заданиям, для развития внимая, памяти, мышления.
Практика показывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Технология стала не просто предметом по освоению вычислительных навыков, но и одной из ступеней к формированию всесторонне развитой личности. Максимальный потенциал мозга, который «включается» во время занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка.