Просмотр содержимого документа
«Материал для участия в работе педагогической гостиной «Мой маленький секрет»»
Материал для участия в работе педагогической гостиной
«Мой маленький секрет»
Подготовила
воспитатель
Семенова Л.Н.
«Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем". Сухомлинский В. А.
Дошкольный возраст — это возраст сказок. Многими передовыми педагогами и психологами изучены уникальные возможности старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц.
Цельюмоей приоритетной деятельности стало формирование у детей навыков самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала и сочинение собственных сказок, объединяя их с продуктивной деятельностью. То, что дети проживут и прочувствуют на протяжении всей продуктивной деятельности проживут и прочувствуют останется в их сердцах и умах надолго.
Обучая детей сочинительству сказок, я часто использую метод Каталога. Составление сказок с помощью метода "Каталога" заключается в том, чтобы научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место. Детям предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи. Я переделываю слово в нужную часть речи, либо ищем другое на этой же строчке.
Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
А.В. Запорожец утверждал, что слушание и сочинение сказки, «наряду с творческими играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности – умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность». Использование и сочинение сказки на занятии, позволяет развивать процессы мышления у детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение), расширять активный и пассивный словарь ребенка. Кроме того, сочинение сказки помогает сформировать мотивацию познавательной деятельности, так как отвечает внутренней потребности ребенка дошкольного возраста.
Как показал опыт работы, эффективных результатов можно добиться, используя модели технологии ТРИЗ.
Особенность данной технологии заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи, развитие моторики, фантазии, воображения, мышления, творческих способностей. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных ,речевых ,практических способностей дошкольников. Кроме того, как показала практика, применение элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста помогает им научиться творить, преодолевать трудности, думать необычно, оригинально, смело. Данная технология направлена на развитие умственных способностей и создание творческого продукта не только в речевой деятельности. У детей появляется потребность, в осознании своей значимости, в созидании.
Технология ТРИЗ ориентирована на развитие у детей творческого воображения и исследовательской деятельности. (сказки) и совершенствование связной речи.
На занятиях используются следующие методы: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, игровой, исследовательский, метод каталога. Данные методы развивают творческое мышление, воображение, речь (расширяется понятийный аппарат т.е. овладевают новыми понятиями и используют их в речи), дети учатся находить неординарные решения для достижения цели. Дети учатся работать в коллективе, что побуждает к принятию каких либо правил
Самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
В соответствии с целевыми ориентирами, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной и продуктивной деятельности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Развитие речи – придумывание сказки.
Рисование – иллюстрации к сказке, рисование мнемотаблиц для рассказывания сказки.
Аппликация – коллективная работа «Панно» по одному из сюжетов (дальше можно использовать на других занятиях: математика- ориентация в пространстве, количественный и порядковый счет, развитие речи- употребление предлогов; что бы ты изменил в сказке или добавил, ознакомление с окружающим- лесные обитатели…) .
Конструирование – атрибуты к сказке.
Театрализованная деятельность- драматизация сказки для детей младшей группы.
Такая взаимосвязь позволяет детям более глубоко освоить образовательный материал.
Сказка «Дружба начинается с улыбки»
Жил- был Попугай, звали его Ох. Он был очень весёлый, любил играть, рисовать, петь, кушать яблоки и заводить друзей.
Однажды, во время прогулки , Оху повстречался Удав, у которого не было друзей. И поэтому он был очень злым. Удав спросил грубым голосом: «Эй, птичка, как тебя зовут?» Попугай испуганно ответил: «Меня зовут Ох», а затем спросил «А как зовут вас?». Удав таким же грубым голосом ответил: «Меня зовут –Лифт. Я легко поднимаюсь на любую высоту и быстро могу съесть любого, кто попадётся мне». Этот разговор услышала белка Ириска и поняла, что нужно спасать друга. Она взобралась на самое высокое дерево и позвала всех друзей: Сороку, Ёжика, Волчонка, Медвежонка, Зайчика.
Друзья поздоровались с Удавом и сказали, что он хочет сделать плохой поступок. Они этого не допустят, ведь Попугай их друг и друзей не оставляют в беде. А Попугай предложил Удаву подружиться с ними. Лифт не захотел принимать их предложение . Тогда все друзья уселись ему на спину и стали его щекотать. Лифт не смог удержаться от смеха и закричал : «Всё, всё! Я всё понял и поэтому передумал есть Попугая. А можно я буду вашим другом? С вами так весело».