МАСТЕР – КЛАСС «Метод проектов – как один из методов интегрированного обучения дошкольников»
МАСТЕР – КЛАСС «Метод проектов – как один из методов интегрированного обучения дошкольников»
Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из интегрированных методов обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР – КЛАСС «Метод проектов – как один из методов интегрированного обучения дошкольников»»
МАСТЕР – КЛАСС
«Метод проектов – как один из методов интегрированного обучения дошкольников»
Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из интегрированных методов обучения.
Я надеюсь, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность.
Уважаемые коллеги, нередко бывает, что мы часто встречаемся, даже не знаем друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю познакомиться. Для этого мы сыграем в простую, но очень важную игру «Будем знакомы».
Приглашаю всех встать в круг. Правило такое:
Имя свое назови, «Надежда»
Соседу руку протяни - Протягивает руку
Улыбку подари, - Улыбается и говорит
Комплимент скажи. «Вы сегодня такая прекрасная!»
Ответ рядом стоящего: «Спасибо! Да, это так! А я еще и добрая!»
- У нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей, помощь, поддержка, понимание детей на всех этапах их жизни.
А сейчас, приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.
Главной задачей системы дошкольного воспитания и обучения в рамках Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2016-2019 годы является: совершенствование качества дошкольных образовательных услуг на основе обновления содержания дошкольного воспитания и обучения и внедрение в образовательный процесс инновационных методик и технологий.
С этой целью разработана единая Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения, обеспечивающая единые требования к содержанию дошкольного образования, системность, целостность, преемственность и непрерывность с использованием новых методик и технологий, увеличение объема отечественных произведений.
Для меня особый интерес представляет собой интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.
Проектный метод предполагает интеграцию на основе единого проекта. Ведущими педагогами, психологами доказано, что проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.
Интеграция содержания образовательных областей в ДОУ обеспечивает:
- реализацию содержания образовательных областей в рамках целостного процесса;
- формирование личностных качеств ребенка и его гармоничное вхождение в социум.
Образовательные задачи наиболее эффективно решаются при целенаправленном использовании интегративного подхода к подаче программного материала.
Согласно принципу интеграции в процессе образовательной деятельности одной области следует одновременно решать задачи других образовательных областей. Решая задачи образовательной области «Здоровье», одновременно формируются навыки, отнесенные к образовательной области «Социум», воспитываются знания и умения, относящиеся к областям «Познание», «Коммуникация» и т.д.
Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников. Проекты
помогают:
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми;
Умение презентовать свою работу.
А так же использование метода проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
Через призму интеграции образовательных областей, происходит взаимодополнение, расширение, усложнение перехода тем между собой от одной к другой с точки зрения формирования у ребенка целостной картины мира.
Структуру проекта очень легко запомнить.
Проект – это Шесть «П»:
Проблема (выбор темы)
Проектирование или планирование.
Поиск информации.
Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Шестое «П» - портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.)
Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.
По мнению американского философа и педагога Джона Дьюи, разработчика проектного метода, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».
- Сегодня мы рассмотрим два способа разработки проектов:
1. «Модель трех вопросов»
2. Метод «Мыслительных карт»
Благодаря этим моделям мы получаем первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируемся сами и помогаем ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.
Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что знаем?
• Что хотим узнать?
• Как узнаем?
Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».
Можно с детьми придумать символы - сбора информации в картинках.
Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Вода»
Что знаю?
Что хочу узнать?
Как узнать?
Маша – голубая, можно мыться и быть чистым
Почему замерзает
Спросить у папы
Лера – вкусная, можно пить, бывает горячая
Есть ли в яблоке вода?
Отжать сок
Саша – лужа
Почему не всю воду можно пить?
Почитать книгу с бабушкой
Ариша – дождик – это вода
Почему вода не стоит на месте?
Спросить у мамы
Артем – вода – это море
Почему вода в море соленая?
Посмотреть передачу про воду
Рома – в воде живут рыбы
Почему звучит вода?
Посмотреть в интернете
Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:
• пригласить папу, чтобы он рассказал, как можно отжимать сок.
• можно сделать мини-книгу «Кому нужна вода»;
• выучить песни и стихотворения о воде;
• сделать альбом «Все о воде» (стихи, загадки, пословицы);
• организовать сюжетно-ролевую игру «Путешествие по реке Бухтарма»;
• провести фотовыставку «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и т.д.
Второй способ - метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.
Мыслительные карты, также помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.
Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.
1. В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.
2. Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавляет каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
3. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом и т.д.
4. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка. Слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.
5. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
Практическая часть.
- Предлагаю вам выбрать тему проекта, которую вы будете разрабатывать.