Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Со звуками играем — речь развиваем»»
Мастер-класс для воспитателей по развитию звуковой культуры речи детей
«Со звуками играем — речь развиваем»
Цель: передача опыта путём прямого показа отдельных приёмов, способствующих развитию правильного звукопроизношения детей.
Задачи:
Уточнить представления об органах, участвующих в образовании звуков речи;
Обучение отдельным приёмам выработки и развития речевого дыхания, развития голоса, упражнениям по развитию артикуляционной моторики, отдельным приёмам развития фонематического слуха;
раскрыть методику работы по звуковой культуре речи детей;
Оборудование: презентация по теме мастер-класса, листки бумаги, карандаши, зеркала, пособия для выработки воздушной струи (пузырьки, «вертушки», шарики, «ворота»), картинки для артикуляционной гимнастики, памятки с мини подборкой артикуляционных упражнений для подготовки к вызыванию различных групп звуков.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Со звуками играем – речь развиваем».
Как вы думаете, что такое речь?
Педагоги: Речь - сложившаяся исторически, форма общения людей.
Ведущий: Для чего нам нужна речь?
Педагоги: Речь нужна для общения в совместной деятельности, для обмена информацией, для познания чего-то нового, для образования.
Ведущий: Какой период в жизни человека отводится на развитие и становление речи?
Педагоги: Дошкольный период.
Ведущий: Каково же состояние развития речи детей на современном этапе?
Педагоги: Состояние развития речи современных дошкольников неудовлетворительное.
Ведущий: Проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? Назовите причины.
Педагоги: К сожалению, сейчас, когда детям всё меньше времени отводят на чтение художественной литературы и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле. Находясь в семье, ребёнок не получает достаточного речевого общения от родителей в силу их занятости, усталости, а многие считают, что этим должен заниматься детский сад.
Ведущий: Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед педагогом задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Сформулируйте основную цель речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО.
Педагоги: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Ведущий: Давайте вспомним, основные направления работы по развитию речи и разберём задачи каждого направления.
Педагоги рассказывают о разделах и задачах развития речи.
Ведущий: Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры - это развитие восприятия звуков родной речи и произношения, т. е. средство, позволяющее каждому из участников речевого общения передавать другим содержание их мыслей, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. В дошкольном учреждении максимально необходимо создавать условия не только для развития речи детей, но и условия для предупреждения речевых нарушений.
Сегодня мы с вами поговорим о среднем дошкольном возрасте (4-5 лет).
Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного, грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).
Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
Особую важность представляет развитие речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды, как неотъемлемых условий своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
В связи с этим, реализация задач воспитания звуковой культуры речиосуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты - фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).
Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков. Под артикуляцией понимается деятельность органов речи — языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти — в процессе воспроизведения звуков.
Формирование произносительной стороны речи неразрывно связано с развитием речевого дыхания.
Речевое дыхание — это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является оснОвой звучащей речи, источником образования звуков, голоса.
Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков могут являться:
• снижение физического слуха;
• неправильное строение артикуляционного аппарата (отклонения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, высокое узкое твердое небо, недостаточная подвижность языка, мягкого неба, губ);
• недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не отличает одни звуки от других;
• неправильная или чрезмерно ускоренная речь окружающих;
• слабый, укороченный выдох.
При нарушении звукопроизношения обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие, шипящие, сонорные, заднеязычные (К,Г,Х), звонкие, мягкие.
(Ведущий со всеми педагогами уточняют, какие звуки входят в ту или иную группу)
Ведущий: У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только, заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное.
Основной целью воспитателя является воспитание звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Рассмотрим особенности развития звукопроизношения в среднем дошкольном возрасте:
В этом возрасте полностью исчезает смягчение согласных.
У большинства детей в речи появляются шипящие звуки.
Большинство детей уже произносят звук«р», однако они еще не владеют им прочно.
Дошкольники уже могут вслушиваться в слова, пытаются найти сходство звучания некоторых слов.
Дети способны повышать и понижать громкость голоса, ускорять и замедлять темп речи.
Ближе к старшему возрасту формируется фонематическое восприятие.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя задачи на:
- формирование правильного звукопроизношения,
- развитие голосового и артикуляционного аппарата,
- развитие речевого дыхания,
- развитие умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности,
- развитие фонематического восприятия и формирование умения дифференцировать звуки (ближе к старшему возрасту).
Все задачи решаются с помощью игр. В одной игре собраны сразу несколько задач: и на развитие правильного звукопроизношения, и на развитие речевого дыхания, и т. д.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи раньше осуществлялась систематически (1 раз в неделю) на специальных речевых занятиях, но сейчас в связи с ФГОС ДО задачи по звуковой культуре речи входят в речевое развитие(60%- обязательная часть программы; 40% - вариативная) и реализуются в непосредственной образовательной деятельности или в организованной образовательной деятельности. Это и интегрированные, и игровые, и комплексные, и тематические занятия. ФГОС ДО предполагает проявление творческой инициативы педагога, умение увлечь и заинтересовать детей, вызвать желание к деятельности. Однако, нигде не сказано, что нельзя проводить занятия в традиционном смысле. Поэтому далее в своей речи я буду употреблять термин «занятие». Просто наши традиционные занятия не должны быть единственной формой образовательной деятельности.
Формувзаимодействия с детьми педагог выбирает сам, исходя из речевых возможностей детей своей группы и их индивидуальных особенностей.
Сейчас предлагаю вам поделится опытом: как вы ведёте работу по звуковой культуре речи, как планируете работу, какой литературой пользуетесь?
Высказывания педагогов.
Вывод: ФГОС ДО предусматривает звуковую культуру речи как часть интегрированного занятия. Но если уровень речевого развития детей в группе низкий, то всё занятие педагог может посвятить теме звуковой культуры речи.
Ведущий: назовите формы работы, которые используете.
Педагоги:
- занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
- игры-драматизации;
- праздники и развлечения;
- артикуляционная гимнастика;
- дидактические игры;
- шутки-скороговорки.
Ведущий: какими методами пользуетесь?
Педагоги:
Игры (дидактические игры, подвижные, хороводные игры с текстом). Пальчиковые игры и упражнения. Упражнения на дыхание. Простые артикуляционные упражнения.
Ведущий: какие используете приёмы?
Педагоги:
Образец педагога,
Объяснение,
Образное называние звука или звукосочетания(ззз- песенка комара,
Хоровые и индивидуальные повторения,
Совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя,
Оценка, исправление,
Образная физкультурная пауза.
Работу по звуковой культуре речи в средней группе целесообразно начинать с повторения материала младшей группы. Например, для развитияартикуляционного аппарата можно провести игру «Кто как кричит?», «Что за шум?».
Игра «Кто как кричит?» картинки корова, гуси, курица, петух, утка. Ответ: Петух кукарекает – КУ-КА-РЕ-КУ.
Ведущий: За весь учебный год у детей надо закрепить произношение свистящих, познакомить и обучить чёткому произношению шипящих и сонорных звуков. Если педагог знакомит детей с новым звуком, то необходимо придерживаться следующего плана – это этапы работы над звуком.
Этапы работы над звуком можно включать как часть занятия в зависимости от речевого развития детей данного возраста и поставленных для решения задач.
1 Этап - Рассказ о звуке.
Педагог произноситзвук. Хочется отметить, что в средней группе термин «звук» не употребляется, вместо него используется слово «песенка». Поэтому звук связывается с конкретным образом. (з - комар, ж - жук, р - тигр, ш -ветер,)
Педагоги играют в игру«Назови песенку звука»
Педагог должен подчеркнуть некоторые особенности звуков: с- тихо насвистывает, з – звонкая песенка, если кончик языка дрожать не будет, получится другая песенка р-л
2 этап - Показ и объяснение артикуляции звука.
Показ и объяснение артикуляции звука обязательны – это необходимо для правильного произнесения звука. У каждого звука своя артикуляция – это положение губ, зубов, языка.
Ведущий: как вы заметили, у каждого звука своя артикуляция, т. е своё определённое положение губ, языка. Для того чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его язычок и губы должны быть подвижными. А в этом нам помогают артикуляционные упражнения. В средней группе можно предложить детям несложные упражнения.
(Все педагоги выполняют артикуляционную гимнастику под видеоролик.)
Ведущий: показ и объяснение артикуляции звука проводим с помощью «Сказки о Весёлом Язычке». Её дети знают ещё с младшей группы, и она с удовольствием воспринимается детьми. Педагог фиксирует внимание на положении губ, зубов, языка. При необходимости педагог даёт посмотреть ребёнку в зеркало, которое он держит в руке. Четырёхлетние дети способны усвоить артикуляцию звука по показу и по пояснениям:
Послушайте, я расскажу вам «Сказку о Весёлом Язычке»:
«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. И было в домике окошко. (губы окошком округлить) Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт дверью. (зубами).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала язычок открыл окошко, потом дверь и вышел на улицу. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло. Очень замерз язычок, спрятался в свой домик далеко-далеко и решил согреться ш-ш-ш. согрелся язычок и закрыл окошко». А может и вы сочините свою сказку?
(Педагоги сочиняют «Сказку о Весёлом Язычке»: звук на выбор педагога)
Параллельно отрабатывается речевое дыхание, формируется звуковая и интонационная выразительность.
Сказки и песенки Язычка делают материал занятий привлекательным и интересным для детей. Это очень важный момент, потому что особенность занятий состоит в многократном повторении звука или слогов. Педагог обращает внимание на особенности произношения звука: ш – тёплый воздух.
Определить с педагогами особенности произношения звука «С» – холодный воздух.
Упражнение с педагогами на речевое дыхание.
(Изготовление педагогами поделки «Птичка» - пособия на дыхание).
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).
(Упражнение с педагогами на интонационную выразительность: комар - з громко и тихо, длинную и короткую песенку, комар злится).
Дети поют песню все вместе, по подгруппам, только девочки или мальчики. Даются и индивидуальные задания. Индивидуальному подходу уделяется большое внимание. У кого то отрабатываемый звук есть, у других детей он ещё не чёткий, у третьих не сформирован. Упражняя детей, педагог в зависимости от сложности задания адресует его разным детям. Чтобы было легче осуществлять работу, необходимо продумать размещение детей: ближе к педагогу те, у которых отрабатываемый звук нечёток.
4 этап - Проговаривание слогов и слов, в которые входит отрабатываемый звук.
Здесь звук в слогах звучит мягко и твёрдо.
(Игра с педагогами«Камень и вата» проговорить слоги твёрдо и мягко с показом атрибутов ваты и камня).
В работу по звуковой культуре речи надо включать разнообразные задания на повторение слогов с помощью пособий. Можно использовать клавиатуру фортепиано, кружочки, лесенки, крышечки. При проговаривании слоговых рядов, ребёнок одновременно сочетает речь с движением пальцев. Всё это поддерживает желание работать и повышает плотность занятия.
(Игра с педагогами«Пианино» с придумыванием слоговых рядов (звук на выбор педагога).
Большие возможности для дальнейшей отработки звука предоставляет проговаривание слогов с картинками. Отрабатывается отчётливость произношения, произношение звука твёрдо и мягко, рифмованность. Проговаривание слогов и придумывание слов вызывает интерес.
Проговорите слоги и придумайте слово в рифму.
(Игра«Придумай слово». Педагоги проговаривают слоги и придумывают слова по картинкам).
Ведущий: Можно проводить и подвижные игры. Они дают возможность детям сменить позу, подвигаться. Предлагаю поиграть в игру«Жуки.
Подвижная игра со всеми педагогами «Мухи в паутине».
Ведущий: Положительный результат в развитии речи даёт такой приём, как использование пальчиковых упражнений и пальчиковой гимнастики. В коре головного мозга человека, зоны, отвечающие за движения пальцев рук и артикуляцию, находятся рядом. Отсюда вывод: стимулируя зону мелкой моторики, мы стимулируем и соседнюю, речевую зону.
(Пальчиковая гимнастика со всеми педагогами «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» или другая).
Выполнение со всеми педагогами отдельных пальчиковых упражнений.
5 этап - Проговаривание слов в словосочетаниях и фразовой речи.
Ведущий: шутки-чистоговорки вводятся в работу по ЗКР в конце 2-го и квартала. Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой дикции. Аппарат дикции значительно легче формируется именно в младшем возрасте (четвёртый - пятый год, когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. Педагог сначала произносит её вместе со всеми детьми, далее первую часть произносит ребёнок (обязательно тот, у кого уже есть звук в речи, а вторую половину дети. Повторяя чистоговорки за педагогом, дети начинают придумывать и свои. Придумайте и вы окончание чистоговорки.
Едем на метро, дети ро-ро-ро (это на этапе автоматизации звука),
Ра-ра-ра –высокая гора, веселая игра
Ру-ру-ру – красим конуру, я гармонь беру
Ры-ры-ры –в парке комары, новые ковры,
Ру-ру-ру – я морковь натру
Ор-ор-ор – убираем двор
Ур-ур-ур – мы накормим кур
Ир-иир-ир – весь народ за мир
Ара-ара –ара – вот идет Тамара
Рона-рона –рона – черная ворона
Ведущий: Поупражнявшись в упражнениях, дети уже сами придумывают рифмующиеся слова к своим именам: Даша-Маша, Игорёк – уголёк. Для подготовки обучения детей основам грамоты речевой материал надо подобрать так, чтобы звук встречался в начале, в середине и в конце слова, а также слова с твёрдым и мягким звуком. Например: шапка – мишка – мышь, угол-уголь.
Педагоги играют со звуками. Подбирают картинки, где звук в разной позиции.
Ведущий: В конце занятия отрабатывается произношение в словах, несложных фразах и в простых стихотворениях. К концу учебного года можно ввести задания и на дифференциацию звуков.
Что такое дифференциация звуков?
Педагоги: Дифференциация звуков – это различение звуков, схожих по каким-то признакам.
Игра для педагогов на дифференциацию звуков«С»-«Ш».
Игра«4-й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.
Ведущий: Занятие можно закончить игрой-инсценировкой или дидактической игрой. Игрушки или картинки для игры необходимо подбирать яркие, забавные, весёлые, чтобы не упустить интерес детей. В инсценировках дети совершают добрые дела, сопереживают и радуются героям – тем самым решаются задачи по интонационной выразительности речи. Содержание и герои в инсценировке подбираются по теме изучаемого звука. Например, звук«Ж» - жук, звук «Ш» - мышка, воздушный шарик, звук«З» - комар и т. д. это есть в конспектах занятий, но уместно и творчество педагога. Инсценировку проводит педагог, дети во время инсценировки повторяют слова, фразы, отвечая на вопросы педагога. Можно предложить дидактические игры: «Угадай, в каком слове есть звук(«Ш»,«Ж», «Л», «С» и т. д.? «Чего не стало?», «Угадай и покажи!»
Мы с вами разобрали методику работы по звуковой культуре речи. Предлагаю вам вспомнить основные её этапы.
2. Основная часть (основные этапы работы над звуком с обязательным использованием пальчиковых, артикуляционных, дыхательных упражнений, игровых моментов, физкультминуток).
а) Рассказ о звуке: характеристика звука, уточнение артикуляции звука, показ.
б) артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом Язычке».
в) Многократное произнесение изолированного звука. Параллельно отрабатывается речевое дыхание, формируется звуковая и интонационная выразительность.
г) Проговаривание слогов и слов, в которые входит отрабатываемый звук.
д) Проговаривание слов в словосочетаниях и фразовой речи.
3. Заключение (подвижная или дидактическая игра).
Рефлексия. Педагоги придумывают часть занятия на основе материала мастер-класса.
К концу пребывания в средней группе ребенок должен:
•овладеть произношением наиболее трудных звуков — свистящих, шипящих, сонорных;
• правильно пользоваться речевым дыханием;
• научиться произносить все звуки в разных позициях и сочетаниях;
• дифференцировать их в произношении и на слух, то есть отличать звуки в словах;
• говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы;
• эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания;
• иметь элементарные навыки обучения грамоте.
Утренняя гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты - поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.
В других видах НОД надо также предусматривать решение той или иной задачи ЗКР: на физкультурных занятих в подвижных играх, на музыкальных занятиях. Звуковая культура речи обязательно должна включатся в индивидуальную работу по закреплению произношения звука. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот, развития слухового внимания, дикции. Все атрибуты, картотеку игр, необходимые игрушки можно разместить в речевом уголке. Содержание уголка должно быть наполнено играми для развития фонематического слуха, речевого дыхания, слухового восприятия, выработки правильной артикуляции и интонационной выразительности речи. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Для удобства работы по звуковой культуре речи, педагог может создать для себя электронный образовательный ресурс. Это очень удобно для систематизации речевого материала на звуки, игр, предполагает использование проектора для презентации.
Конечно, мы не должны забывать о нашей с вами работе с родителями. По звуковой культуре речи можно провести тематическое собрание, мастер-класс, оформить папку-передвижку. Проводить индивидуальные консультации, и, самое главное, вместе с родителями радоваться успехам детей.
Задача воспитателей и специалистов заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
- Уважаемые педагоги, сегодня я познакомила вас с методикой работы над звуковой культурой речи, а также показала использование в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использовала в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
Сегодня я постаралась использовать как можно больше практического материала, который может быть полезен в вашей работе. Получили ли вы те знания, которые хотели? …. Если наша встреча была полезной для вас - возьмите жёлтую полоску, если вы потратили время зря - другого цвета.
Из жёлтых полосок мы можем выложить лучики солнца.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(213) "Методические рекомендации для родителей " Как помочь ребенку в изучении английского языка на первом году обучения" "
["seo_title"] => string(133) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-roditieliei-kak-pomoch-riebienku-v-izuchienii-anghliiskogho-iazyka-na-piervom-ghodu-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "160850"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1422122670"
}
}