Мастер - класс "Познавательно - речевое развитие дошкольников"
Мастер - класс "Познавательно - речевое развитие дошкольников"
Актуальность темы мастер-класса:
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Познавательно - речевое развитие дошкольников"»
Мастер - класс для педагогов
«Познавательно - речевое развитие дошкольников»
Цели: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.
Задачи:
- Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию дидактических игр для развития речи воспитанников.
- Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию детей.
- Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер – класса, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога.
- познакомить с актуальностью использования дидактических игр;
- способствовать желанию педагогов применять полученные знания на практике, в педагогической деятельности.
Оборудование: магнитная доска с зелеными и красными кругами на магнитах, конверты с предметными картинками и тремя домиками.
План проведения мастер-класса.
I этап. Вхождение в тему.
II этап. Обоснование основных идей дидактических игр с элементами ТРИЗ, актуальность их использования в работе.
III этап. Практический
Задание 1 – словесная игра «Хорошо-плохо» с элементами ТРИЗ.
Задание 2 – дидактическая игра «Рассели по домикам».
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход проведения
I этап. Вхождение в тему.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас здесь сегодня!
Позвольте представить Вам тему моего мастер-класса
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету"
К. Д. Ушинский
Актуальность темы мастер-класса:
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.
В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.
Итак, начнем мы с вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
II этап. Обоснование основных идей дидактических игр с элементами ТРИЗ, актуальность их использования в работе.
II этап. Обоснование основных идей дидактических игр с элементами ТРИЗ, актуальность их использования в работе.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из областей является познавательно – речевое развитие детей. Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.
- Что такое дидактическая игра? (Ответы)
- Коллеги вы правы.
- Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, используя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.
- Уважаемые коллеги! Поделитесь, какие виды дидактических игр вы применяете в работе. (Ответы)
Для речевого развития детей я использую следующие виды дидактических игр:
1. Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять. Для демонстрации используют кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д.;
2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);
3. В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.
- Я считаю, что одним из результативных способов формирования познавательно – речевой активности для нас является метод ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Используя ТРИЗ, я заметила, что у детей повысился уровень развития интеллектуальных способностей, памяти, внимания, воображения, речи, логического мышления, повысилась исследовательская активность детей.
Познавательно-речевую деятельность я организую в форме диалога, это приемлемый и результативный способ для меня. Используя вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Дети хорошо усваивают символы ТРИЗ, с желанием выполняют задания с их использованием.
Активно в своей работе применяю игры с элементами ТРИЗ («теремок», «хорошо – плохо», «что будет, если…») и многие другие игры, позволяющие развивать речевую активность детей.
- Сейчас мы с вами проведем в дидактические игры, которые я использую в работе со своими воспитанниками.
III этап. Практический.
Задание 1 – словесная игра «Хорошо-плохо» с элементами ТРИЗ
Цель: решение противоречий.
Задачи:
Образовательные: учить детей находить противоречия и решать их.
Развивающие: развивать творческое воображение, речь детей.
Воспитательные: воспитывать желание создавать что-то новое.
- Уважаемые коллеги! Я прошу вас стать в круг и посчитаться на первый, второй. А теперь первые станут – справа от меня, вторые – слева от меня. У нас получилось две команды. (Так мы делимся с детьми в нашей логопедической группе «Белочка»). Команда справа от меня говорит хорошо (полным предложением) и выставляет на магнитной доске круг зеленого цвета. А команда слева от меня говорит плохо и выставляет круги красного цвета.
1. Осень: хорошо – плохо.
Варианты ответов.
Осень хорошо, потому что все желтое, нарядное, как будто покрыто золотом.
Осень хорошо, поспевают овощи и фрукты.
Осень хорошо - дети идут в школу и встречают своих друзей.
Осень хорошо, потому что можно бегать по сухим листьям. И т. д.
Осень плохо, потому что часто идут дожди, гуляем на улице меньше.
Осень плохо, потому что птицы улетают в теплые края и больше не поют. Осень плохо, потому что дни становятся короче, и быстро темнеет.
Осень плохо – потому что холодно и можно заболеть. И т.д.
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Продолжаем нашу игру.
2. Зонтик: хорошо – плохо.
Игроки, а теперь первая команда говорит зонтик – плохо, а вторая зонтик – хорошо.
Зонтик хорошо, потому что он укрывает от дождя.
Зонтик хорошо, потому что он укрывает от солнца.
Зонтик хорошо – его можно использовать, как тросточку, тем кто плохо ходит или у кого ноги болят.
Зонтик хорошо – он красивый.
Зонтик плохо, его надо всегда носить с собой, а он много места занимает в сумке, и он очень тяжелый.
Зонтик плохо, потому что он не прочный и когда дует сильный ветер, его выворачивает и он быстро ломается.
Зонтик плохо, когда идет дождь и надо переходить дорогу, можно попасть под машину, потому что за зонтиком не видно дороги и машин и т. д.
- Скажите, а что надо делать, чтобы под зонтиком идти и видеть дорогу? (ответы) Вот вы и придумали новый тип зонтиков с телевизионной камерой. Сейчас этот зонт будет дорого стоить, но придет время, и такие зонты будут изобретены.
- Уважаемые коллеги! Прошу пройти и сесть за столы. Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Рассели по домикам». Эту игру можно использовать: на игровых, подгрупповых и индивидуальных занятиях, также в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня и в совместной работе детей и родителей дома.
Задание 2 – дидактическая игра «Рассели по домикам»
Цель: создать условия для формирования и совершенствования грамматический строй речи.
Задачи:
- способствовать пополнению и активизации словаря у детей.
- развивать внимание, память, мышление и мелкую моторику, речь.
- обогащать речь детей существительными и местоимениями.
- упражнять в правильном употреблении существительных единственного числа 3-его лица.
- развивать умения общаться с детьми.
- научить определять существительное мужского, женского, среднего рода единственного числа с местоимениями он, она, оно.
-совершенствовать навыки связной речи.
Посмотрите на домики. В этих домиках живут разные хозяева. (Указывайте на соответствующие домики). В этом домике хозяин – мальчик, в этом домике хозяйка – девочка, а в этом домике – много разных хозяев, и бочонок – хозяин, и девочка – хозяйка, и мальчик – хозяин. Много хозяев этого домика можно назвать одним словом – они.
В домиках живут не только хозяева. В домиках еще вот эти предметы живут. Назовите по порядку все, что на них нарисовано…
Эти предметы – что? – люди, цветы?
Все игрушки хотят домой, в свои домики. Если игрушки можно назвать словом он, то эта игрушка живет в домике мальчика, если игрушку можно назвать словом она, то эта игрушка живет в домике девочки. А если игрушка не одна, а с друзьями, то всех их можно назвать словом они. Эти игрушки живут в домике, где много хозяев.
Давайте поможем игрушкам найти свои домики! Покажите мячику его домик!.. Почему вы считаете, что мячик живет в домике мальчика?
(Аналогично -с остальными игрушками)
Назовите нарисованные здесь игрушки.
Одна из этих игрушек – лишняя, не подходит, потому что она не в том домике живет, где остальные игрушки. Назови лишнюю игрушку… (Барабан). Почему вы так думаете? (Потому что лошадка, гармошка и погремушка живут в домике девочки, а барабан – в домике мальчика).
В домиках живут не только предметы, но и много разных слов. Послушайте слово: чайник. В чьем домике живет это слово – в домике мальчика, в домике девочки или в домике, где много хозяев?
(Аналогично – со словами «лопата», «чайники», «шар», «лопата», «шары»).
Я сейчас скажу три слова. Одно из этих слов – лишнее, не подходит, потому что оно не в том домике живет, где остальные слова. Слушайте внимательно: обруч, мозаика, кубик. Назовите лишнее слово… (Мозаика). Почему вы так думаете? (Потому что слово «обруч» и «кубик» живут в домике мальчика, а слово «мозаика» живет в домике девочки.)
(Закройте крайний справа домик.) Скажите, сколько в этом домике (здесь и далее указывайте на соответствующие домики) мячей? (Один). А сколько в этом домике живет матрешек? (Одна).
Аналогично – со словами «шарик» - «пирамидка», «слоник» - «машинка».
Вы заметили, что если предмет живет в домике мальчика, то мы про него говорим – один, а если предмет живет в домике девочки, то мы про него говорим – одна? Интересно, а какое слово мы скажем про много предметов? (Откройте крайний справа домик.) Хозяева ушли гулять, и игрушки остались… (одни).
- Уважаемые коллеги! Используя эту игру, дети научатся определять существительное мужского, женского, среднего рода единственного числа с местоимениями он, она, оно.
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
- Уважаемые друзья! Наша встреча подошла к концу. Работая над проблемой познавательно-речевого развития, я пришла к выводу, что разнообразные дидактические игры, упражнения совершенствуют познавательную деятельность детей.
Работа в данном направлении обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, которое позволяет проявить свою любознательность, познавательную активность, вступить в диалог. В заключении мастер - класса хочу сделать подарок, конверты для проведения дидактической игры «Рассели по домикам» и пожелать творческих успехов, креативных идей и больших достижений.
Спасибо за внимае!
Источники:
https://nsportal.ru › detskiy-sad
https://dohcolonoc.ru › master-klasy ›
Литература.
Глинка Г. А. Развитие мышления и речи. – СПб: Питер Пресс, 1998. – 200 с.
Филькович Т. А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду – М., «Просвещение», 1991. – 160 с.
Ушакова О. С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников – М., «Просвещение», 1996. – 192 с.