kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедические игры и упражнения в работе с детьми с тяжёлыми нарушениям речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по взаимосвязи работы учителя-логопеда  и воспитателя группы компенсирующей направленности по лексической теме: "Птицы".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедические игры и упражнения в работе с детьми с тяжёлыми нарушениям речи»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

ТЕМА: ПТИЦЫ


1. Дыхательное упражнение

Медленно поднимите руки вверх, сделайте при этом вдох через нос.

Потянитесь вверх к солнцу — задержите дыхание.

Медленно выдохните через рот, наклоняясь вправо, руки прямые над головой. Задержите дыхание.

Медленный вдох через нос. Выпрямитесь. Задержите дыхание.

Медленно выдохните через рот, наклоняясь влево. Задержите дыхание.

  1. «Крокодил»

Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт – руки вытянуты вперед с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой.

  1. Чередование «Улыбки» и «Трубочки».

«Улыбка» - руки разводятся в стороны, при этом указательные пальцы с большими образуют «колечки». «Трубочка» - руки сгибаются в локтях, пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.

  1. «Болтушка»

Рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

  1. «Щелканье»

«Цоканье») языком – прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем языка сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.

  1. «Качели»

Движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.

  1. «Часики»

Руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты к друг другу. Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.

  1. «Змея»

Руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельные плечевые суставы (правая кисть – правое плечо, левая кисть – левое плечо).

Рот открыт, язык лежит спокойно.

Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепоти, а язык, как змеиное жало, также выбрасывается вперед.

Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык «жало» также медленно расслабляется и возвращается на место.

  1. Игра «Топ — топ».

Проговаривание слоговых рядов в сопровождении соответствующих движений. Слог со звуком ф — хлопнуть в ладоши, слог со звуком В — стукнуть пят­ками по полу, предварительно поднявшись на носки.

Мимические упражнения

Выразить состояние грусти и печали. Показать: вы прощаетесь с улетающими птицами.

Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»

Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жале­ете их.

Изобразить радость аистов и других перелетных птиц, увидев­ших родные края после возращения из дальних странствий.

Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воро­бья. Изобразить: вы по­жалели воробья.

Упражнения для мышц шеи

Сонная сова. Опустить голову вниз. По­чувствовать напряжение мышц шеи сзади. Сова проснулась и вертит головой. По­вороты головы влево-вправо.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам». «Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

Упражнения для щек и губ

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верх­нюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскры­том рте (чмоканье).

Упражнения для языка

Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удержи­вать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, за­тем произносить звук а.

Аист.

Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счет до «шести—восьми».

Развитие речевого дыхания и голоса

Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: «Фью-фью-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е». Перепелятник: «Кик-кик-кик». «Коростель: «Крэк-крэк-крэк». Камнешарка: «Тюке-тюке, тюке-тюке». Вальдшнеп: «Хорк-хорк-хорк-хорк». По­морник: «Кри-кри-кри, кр-р-р». Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри ».

Произнести названия четырех—шести птиц на одном выдохе. Например: сова, снегирь, синица, чиж...

Речевая зарядка «О чем поют воробушки?»

О чем поют воробушки — Воробей, чего ты ждешь?

В последний день зимы? - Хлебных крошек не клюешь.

- Мы выжили! - Я давно заметил крошки,

- Мы дожили! - Да боюсь сердитой кошки. А. Тараскин

- Мы живы!

Живы мы! В. Берестов

Психогимнастика. Пластические этюды Образно-пластическое творчество детей

Воробушек. Выполнять движения и действия по ходу чтения сти­хотворения.

У воробушка головушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Обхватить голову обеими руками и покачать

ею из стороны в сторону, показывая,

как у воробья болит голова.)

У воробушка спинушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Положить руки на спину и раскачиваться.)

У воробушка крылышко,

Ох, как болело!

Ох, как болело!

(Погладить левой рукой правую руку.)

У воробушка ноженька,

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Разглаживать рукой «больную» ногу.)

Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.

Журавль

По болоту я хожу,

Во все стороны гляжу.

Часто нагибаюсь,

Клюковкой питаюсь.

Я схожу на ручеек,

Заварю себе чаек.

Буду пить-попивать,

Красно лето вспоминать. В. Боков

«ВЕСНЯНКА»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, развитие речевого дыхания

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улице

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают

И летят, летят.


(Дети идут по кругу, взявшись за ру­ки, медленно поднимают руки.)

(Идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки.)

(Бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе.)

(Идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.)

Пой-ка, подпевай-ка,

Прилетела стайка.

Эта птичка — соловей,



Эта птичка — воробей,



Эта птичка — скворушка,


Пестренькое перышко.


Ну, а эта — коршун злой.

Птички, птички, все домой!



Пальчиковая гимнастика «Стайка».

Дети хлопают в ладоши.

Взмахивают руками, как крыль­ями.

Выполняют упражнение Птичка. Два раза касаются кончиками ука­зательных пальцев подушечек больших пальцев.

Выполняют упражнение Птичка. Два раза касаются кончиками средних пальцев подушечек боль­ших пальцев.


Выполняют упражнение Птичка. Два раза касаются кончиками бе­зымянных пальцев подушечек больших.

Выполняют упражнение Птичка. Два раза касаются кончиками ми­зинцев подушечек больших пальцев.

Подзывают птиц, выполняя движе­ния ладонями к себе. Складывают ладони под углом («домик»).




Вводная беседа. Перелетные птицы.

  1. Повторите с детьми задания по теме «Перелетные птицы». Понаблюдайте за птицами во время прогулки.

  2. Прочитайте рассказ.

Весна вступает в свои права. Начали возвращаться к нам перелетные птицы. Открыли весну грачи. Они прилетели еще при снеге и сразу же принялись за ремонт старых и постройку новых гнезд. Вслед за грачами прилетели сквор­цы, потом жаворонки, зяблики, дрозды. Потом прилетят водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли. А когда зеленой дымкой покроется лес, прилетят мухолов­ки, соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.

3. Задайте детям несколько вопросов по тексту, например:

  • Какое время года вступает в свои права?

  • Кто возвращается к нам?

  • Какие птицы открыли весну?

  • Когда они прилетели и за что принялись?

  • Кто прилетел вслед за грачами?

  • Какие водоплавающие птицы прилетят потом?

  • Какие птицы прилетят, когда зеленой дымкой покро­ется лес?

  1. Прочитайте текст еще раз и предложите пере­сказать его.

  2. Предложите детям разделит на слоги названия перелетных птиц: дрозд, гусь, ут-ка, скво-рец, зяб-лик, ку-куш-ка, лас-точ-ка, му-хо-лов-ка, а затем сделает звуковой анализ слова грач.

6. Выучите с стихотворение С. Дрожжина. Пора­ботайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

Вернулось царство весенних дней:

Звенит по камушкам ручей,

Река шумит,

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит.

Развитие фонематического слуха.

*Поднимите зеленые флажки, когда услышите звук Ль. Связь звука с буквой.

*Как называется домик для звука Ль? Составление буквы из счетных палочек.

*Автоматизация звуков в слогах, словах, предло­жениях и текстах.

*Игра «Замени звук». Замените первый звук в слове на звук Ль. Какое слово получится?
Рента — ... (лента). Песок — ... (лесок)
Пекарь — ... (лекарь) Репка — ... (лепка)
Мед - ... (лед) Зев - ... (лев)

Вес — ... (лес) Тюк — ... (люк)

Пень — ... (лень) Рейка — ... (лейка)

*Звуковой анализ слов сова, грач. Графическая схема этих слов. Составление слов из букв раз­резной азбуки. Печать в тетрадях.

*Охарактеризуй каждый звук в слове ГАЛКА, ПУХ.

*Составить предложения к схемам:

.

.

В первом предложении должны быть слова: зяблик и лесок; во-втором — сова и дупло.

*Чем различаются слова ГАЛКА — ГАЛЬКА? (Слова различаются по твердости и мягкости согласных звуков: [л]—[ль].)

Лексико-граматические игры и упражнения

Викторина «Птицы»

Какая птица?

Почему она так называется?

Назови части тела птицы.

Эта птица домашняя или дикая?

Где она живет?

Назови ее детенышей.

Какую пользу приносит эта птица?

Что делают люди для птиц?

Что насыпают птицам в кормушку? И т. д.

«Назови ласково».

Образование слов с уменьшительно-ла­скательными суффиксами:

черное перо — черненькое перышко,

серая спина — серень­кая спинка;

пестрые крылья — пестренькие крылышки,

белая шея — бе­ленькая шейка;

красная грудь — красненькая грудка,

милые глаза — ми­ленькие глазки;

острые когти — остренькие коготки,

длинный хвост — длин­ненький хвостик;

белый пух — беленький пушок,

круглая голова — круглень­кая головка;

«Какая!»

Подбор прилагательных к слову птица. Воспитатель называет начало слова, а дети — его конец: кра-си.., быст.., сме.., летающа.., пою.., крича.., лег.., малень.., за-ботли.., пест.., голод..., сыта...

«Что могут птицы?»

Активизация глаголов по теме (ле­тать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничто­жать вредных насекомых).

«Для чего?»

Закрепление знаний детей о частях тела птицы.
Для чего птичке клюв?

Для чего птичке крылья?

Для чего птичке лапки (перышки, хвост, коготки, глазки, носик, шейка)?

«Составь предложение».

Формирование навыка составле­ния предложений по трем опорным предметным картинкам.

Птица — гнездо — кормушка. (Птица вылетела из гнезда, подлетела к кормушке и стала клевать корм.)

Птичка — бабочка — птенцы. (Птичка поймала бабочку и принесла своим птенцам.)

Птенчик — мальчик — гнездо. (Птенчик упал на землю, а мальчик поднял его и положил в гнездо.) И т. д.

«Почему так называется?»

Учить детей объяснять зна­чения сложных слов: длиннохвостая, сероглазая, красно­грудая, черноглазая, пестроголовая, трудолюбивая, пере­летная, водоплавающая, сладкоголосая, громкоголосая, быстрокрылая, теплолюбивая, остроклювая, насекомоядная, быстроногая.

*«Кто как говорит ?»

Ласточка щебечет;

соловей ... (поет, заливается, свистит, щелкает...);

журавль... (курлычет);

кукушка... (кукует);

жаворонок... (звенит).

Закончи предложения.»

Птенцы вылупились из ... (яиц).

Птицы построили много ... (гнезд).

Для скворцов ребята сделали много ... (скворечников).

*«Объясни словечко»:

быстрокрылый, звонкоголосый, трудолюбивый, выводок, кладка.

* «Подскажи словечко»:

В деревянные дворцы возвращаются... (скворцы).

* «Кто лишний и почему?»

Сорока, ворона, ласточка (ласточка, так как она — перелетная птица, а ворона и сорока зимуют на месте).

Жук, бабочка, птенец (птенец, так как он — птица, а жук и бабочка — насекомые).

*«Кого выводят нижеперечисленные птицы?»

Журавли — журавлят; грачи — ... скворцы — ... гуси — ... утки — ...

*«Продолжи предложение.»

Птицы едят насекомых — жуков (гусениц, комаров...).

* «Исправь предложения»

Червяк склевал скворца.

Песня спела соловья.

Мохнатая гусеница съела кукушку.

*Как ты думаешь, почему апрель в древности называли снегогон, водолей, цветень?

«Как улетают птицы?»

Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, сквор­цы — стаей; журавли — клином; кукушки — поодиночке.

Воспитатель на доске или игровом поле схематически изобра­жает, как улетают птицы.

«Чем питаются птицы?»

Формирование у детей обобща­ющего понятия «насекомоядные».

Воспитатель показывает детям картинки насекомых и спраши­вает: «Чем питаются птицы?»

Дети должны дать полный ответ: «Птицы питаются червя­ками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечика­ми, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами)».

«Четвертый лишний».

На доске — четыре картинки: три птицы и одно животное или три животных и одна птица. Де­ти должны сказать, кто лишний, и объяснить, почему. Лишний волк, потому что это животное, а остальные — птицы. Лишняя ласточка, потому что это птица, а остальные — животные. И т. д.

  • « Чего не хватает?»

Воспитатель закрывает на картинке раз­личные части тела птицы и спрашивает детей: «Чего не хва­тает у птицы?» (У птицы не хватает хвоста (головы, тулови­ща, лапок, клюва, глаз, когтей, перышек)).

  • «Угадай слово».

Использование в речи глаголов в един­ственном и множественном числе.

Птица улетает, а птицы... (вылетает, залетает, прилетает, ле­тает, клюет, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьет гнез­до, поет).

Воспитатель выделяет голосом окончания глаголов. Каждое предложение дети повторяют целиком.



Развитие связной речи

Составление рассказа-описания «Воробей» по опорным предметным картинкам:

«Воробей — зимующая птица. У него есть головка, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями серо­го цвета. Воробей может летать, прыгать, клевать, чирикать, сидеть. Воробей питается насекомыми, крошками, зернами, семенами. Воро­бей—друг человека, потому что он уничтожает вредных насекомых».

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей повторить рассказ.

*Составить рассказ «Перелетные птицы» по плану:

Цвет цвет оперенья птицы

Части тела назови части тела птицы

Гнездо назови птенцов

Осень птицы улетают в теплые края

Насекомые чем птицы питаются

Человек как птицы помогают людям

Грач

( примерный рассказ по таблице)

Грач черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов — грачат. Осенью, когда становится холодно, грачи собира­ются в стаи и улетают в жаркие страны до следующей весны. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Грачи помо­гают человеку: они уничтожают насекомых и гусениц — вредителей полей и огородов.

• Составление рассказа «Ласточка и ястреб» по опорным пред­метным картинкам. Употребление в речи предлогов под, из-под.

«Под крышей было гнездо. Там жила ласточка. У нее были птен­цы. Они захотели есть. Ласточка полетела за кормом. Вдруг приле­тел ястреб. Ласточка спряталась под куст. Ястреб за ней. Ласточка вылетела из-под куста и спряталась под ветку. Ястреб за ней. Лас­точка вылетела из-под ветки и спряталась под елку. Устал ястреб и улетел. Ласточка вылетела из-под елки, нашла червячка и принесла своим деткам».

СКВОРЦЫ И СКВОРЧАТА Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Прилетев домой, скворцы садятся на ветки возле скворечников и радостно, звонко поют. Целую неделю скворец распевает песни. А когда из дальних стран прилетает скворчиха, друж­ная пара вместе устраивает гнездо.

Скоро в гнезде появляются зеленовато-голубые яички, а из них — скворчата. Когда они подрастут, в укромном уголке леса, где много корма, откроется скворчиная школа. Взрослые скворцы научат малышей выкапывать из земли червей, спасаться от холодной росы и дождя, выбирать место для ночевки, узнавать сигнал опасности. По Т. Шорыгиной.

Вопросы:

  1. Что делают скворцы, вернувшись на родину?

  2. Чему учат в скворчиной школе?

*Чтение, ответы на вопросы, пересказ. КУКУШКА

Весной в лесу кипит работа — все птицы строят гнезда. И только кукушка этого не делает. Она внимательно следит, где птицы устраивают себе жилища. И как только птичка отлетит от гнезда — тут же подкладывает в чужой дом яичко, а хозяйское уносит в клюве и выбрасывает.

Новорожденный кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов. Он подползает под птен­ца, вскидывает его на спину и несет к краю, а там сбрасывает вниз. У кукушат для этого есть специальная ямка на спине.

Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые могут есть мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений. И лес может засохнуть. По Т. Шорыгиной.

Вопросы:

1. Как кукушка обходится без гнезда?

2.Какую пользу приносят кукушки?

Логосказка. ПОЧЕМУ ПТИЦЫ НЕ ВСЕ НА ЮГ УЛЕТАЮТ ИЛИ ОТЧЕГО ВОРОНА ВОРОНОЙ ЗОВЁТСЯ

К огда-то, давным-давно, все птицы дружной большой семьёй жили. Вместе с весной в на­ших краях появлялись, резвились и щебетали, к лету — птенцов выводили, а осенью, с при­ближением холодов, собирались в одну боль­шую стаю) и на юг, в тёплые края, летели.

Только одна большая серая птица всегда и всем была недовольна: и то ей не так, и это не эдак. Раскричится — раскаркается, шум под­нимет, а сама в это время напроказит. Заве­лась как-то серая разбойница осенью:

Не полечу никуда! Нам ли, птицам, зимы какой-то бояться?! Одеты мы хоть куда: опе­рение богатое и тёплое, а под ним ещё мягкий пух — не замерзнем! А что до еды — прокор­мимся: вон у домов сколько всего люди доб­рые оставляют, да на кустах и деревьях ягод полно! Зачем лететь куда-то, мучить себя пе­релётами?!

И ведь как получилось: некоторые птицы стали Серую слушать, собрались вокруг неё, как в театре, клювы раскрыли от удивления, ничего вокруг себя не замечают. А тем време­нем и последняя стая в тёплые края улетела, зима наступила. Делать нечего, надо приспо­сабливаться, к первой зимовке готовиться. Одна Серая ворчит:

Глупые птицы, это вы во всем виноваты, из-за вас я проворонила время для перелет! Эх, проворонила, а не проворонила бы — на солнышке бы сейчас грелась!

Рассердились птицы:

Ишь ты, умная какая! Нас с толку сбила, нас же во всем и обвиняешь! «Проворонила, проворонила»... ВОРОНА! Не будем с тобой больше водиться!

Так и повелось с тех давних пор: ВОРОНА имя своё получила, а птицы, что тогда её слу­шали, хоть и остаются, как ворона, зимовать, дружбы с нею не водят.

А кто же вороне имя дал? Кто зимовать остал­ся? Вспоминай скорей, а сможешь — нарисуй. Т. Шуйская

Тексты для пересказа. ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ

Еще вчера на окраине города или в деревне летали только вороны да пики. А сегодня среди них появились крылатые гости — грачи. Рос­том они с ворону, но одеты не в серые, а в сине-черные перья.

По Г. Скребицкому

СКВОРЦЫ

Прилетают скворцы ранней весной, когда еще лежит кое-где снег. Прилет скворцов — верный признак весны.

После прилета скворцы начинают устраивать свои гнезда. Они чистят домики — скворечники, носят в клювах былинки, мягкую подстилку. По И. Соколову-Микитову

Примерный конспект занятия по развитию речи «Птицы»

Цели: уточнить знания детей о птицах; закрепить понятия «пе­релетные, зимующие, водоплавающие»; знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются; образовывать существи­тельные в родительном падеже, сложные слова; подбирать слова-антонимы; упражняться в составлении рассказов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — предметные кар­тинки с изображением птиц, их силуэты (без клюва, лап и т.д.); раздаточный материал — картинки с изображением птиц.

Ход занятия

1. Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет показанных птиц ласково.

2. Беседа о птицах

  • Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (О птицах.)

  • Что есть у всех птиц?

  • Что бывает только у птиц?

  • Какое сейчас время года?

  • Поднимите картинки с птицами, которые к нам прилетают весной.

  • Как одним словом мы их назовем? (Перелетные.) Почему? Уточняются названия остальных птиц.

  • Как назовем их одним словом? (Зимующие.) Почему?

  • Как называются птицы, которые могут и летать, и плавать? (Водоплавающие.)

  • Назовите водоплавающих птиц.

  • Что характерно в строении этих птиц?

  • Чем птицы друг от друга отличаются?

3. Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т.д.). Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

4. Дидактическая игра «Сравни птиц»

У воробья туловище мелкое, а у цапли ... У воробья голова маленькая, а у цапли ... У воробья клюв короткий, а у цапли ... У воробья крылья узкие, а у цапли ... и т.д.

5. Дидактическая игра «Кто как голос падает?» Воробей — чирикает, ворона — каркает, голубь — воркует, синица — свистит, утка — крякает, соловей — поет, кукушка — кукует.

6. Дидактическая игра «Кто как передвигается?»
Воробей — летает, чирикает, прыгает, клюет;

ворона — каркает, ходит ... ;

утка — плавает, ныряет, ловит ... ;

цапля — ходит, ловит, перепрыгивает ... и т.д.

7. Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут. Дети машут руками,

Прогнулись над водой, качают головой. качают головой,
Прямо и гордо умеют держаться. распрямляют спину,

Очень бесшумно на воду садятся. садятся.

8. Образование сложных слов. Задания по картинкам, которые лежат на столах у детей.

У цапли длинные лапы. Какая цапля? — Длиннолапая.

У синицы желтая грудь ...

У гуся красные лапы ...

У дятла красная голова ...

У аиста белое крыло ... и т.д. Дети составляют рассказы о своей птице по картинке.

9.Итог занятия

Н
айди отличия


Содержание итогового тематического дня по теме «Птицы»

МАТЕРИАЛЫ

Карта мира или глобус, карта России, области; картины с изображением природных зон, схематичное изображение природ­ных условий; игрушки-птицы, предметные картинки, картины; тематические словари, энциклопедия, детские книги, сказки о птицах; рисунки и поделки детей; тематические альбомы; наборы открыток, фотографий, календари наблюдений за птицами; шаб­лоны, маски-шапочки, самодельные хвосты разной формы и т.п.

ИГРОВЫЕ ПЕРСОНАЖИ, которые можно использовать в тематической неделе (варианты): Ласточка из сказки «Дюймовочка», профессор-орнитолог, ко­ролева Царства Птиц, птичий король, путешественник-натуралист, эколог, краевед, птенец, который не знает, кто он и др.

Первая половина дня Утро

Вводная беседа

Цели: собрать внимание детей, настроить на предстоящую дея­тельность, вызвать интерес к теме, спланировать совместно основ­ные этапы дня.

Педагог в роли игрового персонажа, говорит детям о том, что в Царстве Птиц случилась беда — все птицы кого-то испугались и перепутались. Теперь никто не знает, к каким птицам относится и где живет, какие у него повадки. В царстве полный беспорядок и неразбериха. Птенцы не могут найти своих мам. Педагог просит детей помочь навести порядок.

Утренняя гимнастика «Птичий двор»

Ожидаемый результат: дети должны знать домашних птиц, содержание сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»; уметь через пантомимику и звукоподражание показывать птицу, ее эмоцио­нальное состояние по сюжету.

Цели: развивать умение дифференцировать мышечные ощуще­ния, воображение, воспитывать терпимость, внимание, заботливое отношение к окружающим людям.

Вариант. Все птицы перепутались, поэтому дети превращают­ся в разных птиц.

Ходят, как пингвины, как цапли по болоту.

Летают по всей площадке, как воробьи, напряженно и часто перебирая кистями рук; как лебеди, взмахивая руками плавно.

Приседают, оглядываясь по сторонам, — высиживают птенцов.

Делают повороты туловищем — чистят перышки.

Ложатся на пол — укладываются в гнездышко спать.

Делают наклоны вниз — клюют зернышки, пьют воду, ловят клю­вом-мешком рыбу, ныряют.

Прыгают — взлетают вверх.

Прыгают на одной ноге — дерутся, как петушки.

Перебегают дорогу, как утка с утятами.

Разводят через верх в стороны прямые руки — хвост павлина.

Исполняют «Танец веселых утят» и т.п.

Занятие. Поможем птицам разобраться (по развитию речи)

Ожидаемый результат: дети должны знать названия диких, домашних, перелетных, зимующих, водоплавающих, болотных птиц; уметь их различать, группировать, отгадывать по назван­ным признакам.

Цели: развивать память, внимание, умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить; в соревновательных заданиях быть честными, сотрудничать с товарищами по команде, обговаривать ответ.

1. Конкурс «Кто быстрее разделит птиц, изображенных на кар­точках, на перелетных и зимующих?». Дети должны разделить птиц и назвать их.

  1. Конкурс «Кто быстрее разделит птиц, изображенных на кар­точках, на домашних и диких?». Дети должны разделить птиц, на­звать их и сказать, какие из них могут быть и дикими и домашни­ми (гуси, утки).

  2. Конкурс «Отбери водоплавающих птиц». Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота.

  3. Отгадывание загадок о птицах (см. в вариантах содержания дня).

5 Конкурс «Кто больше назовет птенцов?». Педагог по очереди называет командам птиц, а дети должны правильно назвать птен­ца. Штрафные очки получают те, кто долго думает или ошибается. Эти дети пропускают ход.

  1. Птичий хор. Каждый ребенок выбирает, какой птицей он хочет быть (без повторов), говорит, как она кричит. Вместе дети подражают голосам птиц, изображая птичий хор.


Это что за птица?

(оздоровительное интегрированное) По мотивам сказки В. Сутеева

Ожидаемый результат: дети должны знать особенности внеш­него вида, поведения птиц.

Цели: формировать умение дышать по методам А. Стрельнико­вой, К. Бутейко; выполнять гимнастику для глаз, шеи, стоп; разви­вать слуховое восприятие, внимание, чувство ритма, темпа, мелкие и крупные движения; воспитывать негативное отношение к зависти.

  1. Введение игрового персонажа — Карандаша.

  2. Ритмический танец «Точка, точка, запятая».

  3. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».

  1. Упражнения для мышц шеи «Гуси-лебеди».

  2. Комплекс дыхательных упражнений: парадоксальное дыха­ние по А. Стрельниковой; задержка дыхания по К. Бутейко; игра на внимание «Рыбка».

  1. Упражнения для стоп под украинскую народную песню «Жу­равель».

  2. Игра «Передай мяч ногами».

  3. Упражнение «Большие крылья».

  4. Упражнение «Павлин».

  5. Комплекс общеразвивающих упражнений «Утята» под пес­ню Ю. Литовко «Ути-ути».

  1. Русская народная игра «Гуси и волк».

  2. Пальчиковая гимнастика «Считалка».

  3. Танец-игра «Выйдем на лужок».

Прогулка. Подвижная игра «Совушка»

Ожидаемый результат: дети должны знать, какой образ жизни ведет сова и чем она питается.

Цели: развивать умение бегать в разных направлениях; воспи­тывать выдержку, честность при выполнении правил игры.

В одном из углов площадки очерчивается кружком гнездо для совушки. Все дети изображают бабочек, жуков. По сигналу «День!» дети разбегаются, взмахивая руками. По сигналу «Ночь!» вылетает из гнезда совушка, а остальные замирают на месте. Того, кто по­шевелится, совушка отводит к себе в гнездо. После 2—3 раз под­считывается число пойманных, выбирается другая совушка.

Подвижная игра «Скворечники»

Ожидаемый результат: дети должны знать, что скворцы селят­ся весной в скворечниках.

Цели: развивать реакцию на сигнал, умение бегать в разных направлениях, ориентировку в пространстве, ловкость; воспиты­вать умение внимательно слушать сигналы педагога, честно вы­полнять правила игры.

В разных местах площадки чертятся кружки — скворечники. Число играющих нечетное. В каждом кружке помещается только пара скворцов. Один скворец остается без скворечника. По сигна­лу «Скворцы летят!» дети бегают по площадке, взмахивая руками, изображая скворцов. По сигналу «Скворцы прилетели!» дети бегут в любые скворечники. Проигрывает оставшийся без места.

Дидактическое упражнение «Птички и Камешки»

Ожидаемый результат: дети должны знать особенности пове­дения птиц, уметь выделять глаголы, обозначающие эти действия.

Цели: развивать внимание, слуховое восприятие, память.

Слушая стихотворение, дети должны откладывать камешки, ког­да прозвучит слово, обозначающее действие, совершаемое птицей. После прочтения дети вспоминают все названные действия. Во втором стихотворении нужно запомнить и объяснить, чем отлича­ются действия.

2.Странная синичка, ростом невеличка

У окна летала и в стекло стучала.

Подлетела, смотрит — кто же там живет?

Почему ей сальца никто не дает?

Испугалась шума, отлетела вдруг,

Облетела дворик, сделав ровный круг.

На рябину села, «тинь-тинь-тинь» запела,

А потом взлетела, дальше полетела.




1.Птичка летает,
Птичка порхает,
Плавно кружится,
На ветку садится.

Ветку нагнули,

Птичку спугнули.

Быстро взлетает

И улетает.

Вторая половина дня. Выставка детских работ

Ожидаемый результат: дети должны уметь рассказывать о пти­це, изображенной на рисунке, аппликации, сделанной из при­родного материала, бумаги и др.

Цели: развивать монологическую речь, творчество; воспиты­вать интерес к работам товарищей.

Педагог вместе с детьми удобно размещает в группе поделки, сделанные детьми ранее на занятиях по изобразительной деятель­ности и ручному труду. Дети показывают свою работу и составля­ют о ней небольшой рассказ.

Конкурс «Народный артист»

Ожидаемый результат: дети должны знать песни, стихи, танцы, потешки, прибаутки о птицах, уметь их выразительно исполнять.

Цели: развивать артистизм; воспитывать уверенность в себе, смелость при выступлении перед аудиторией.

Упражнения на развитие мелкой моторики и точности движений

Ожидаемый результат: дети должны знать части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

Цели: развивать точность движений, координацию, ориенти­ровку на листе; воспитывать усидчивость, внимательность.

Дети должны по предложенным трафаретам обвести контур птицы, разукрасить его или дополнить недостающие детали.

Дидактическое упражнение «Сложи птицу из частей»

Ожидаемый результат: дети должны знать части тела птицы, уметь ее складывать, называя эти части.

Цели: развивать аналитико-синтетическую деятельность, зри­тельное восприятие, образное мышление; воспитывать усидчи­вость, терпение, целеустремленность.

Педагог показывает детям части тела птицы, предлагает дога­даться по ним, какая это птица, сложить ее.

Рассматривание тематического альбома

Цели: активизировать знания детей по теме, с помощью вопро­сов по содержанию альбома проконтролировать знания.

Конструирование из бумаги «Птицы»

Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные осо­бенности внешнего вида вороны, пингвина, совы; уметь склады­вать из бумаги птиц по типу оригами, рассказывая о последова­тельности действий.

Цели: развивать зрительное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность, внимание, речь; воспитывать желание дос­тигать поставленной цели, упорство.

Педагог предлагает детям из бумаги сложить птицу по выбору, рассказать, какие они действия последовательно совершают, что­бы получилось задуманное, назвать части тела птицы, которые выделены в поделке. При необходимости дети могут использовать схемы в помощь.

Варианты содержания дня. Различные игры и задания. Физкультминутки

Цели: развивать двигательную активность, внимание, вырази­тельность движений; формировать хорошее настроение.

Лебеди летят, крыльями машут, Дети плавно взмахивают руками с

большой амплитудой.

Прогнулись над водой, Наклоняются вперед, поворачивая голову.

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться, Выпрямляются, приседают.

Очень бесшумно на воду садятся. Взмахивают руками.

Птичка-невеличка

В небе летала,

Села под окошком,

Крошек наклевала.

Встрепенулась птичка,

Выпрямила спинку,

Песенку запела,

В домик полетела.



Дети присаживаются на кор­точки.



Стучат пальцами об пол.

Встают, чирикают.


Бегут, машут руками-крыльями.



Отгадывание загадок о птицах

Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные осо­бенности птиц как представителей мира животных; характерные особенности внешнего вида, повадки разных птиц.

Цели: развивать логическое мышление, речь, внимание; фор­мировать сдержанность, удовлетворение от решенной задачи.

Педагог загадывает детям загадки по своему выбору.

Я — птица, но очень большая.

Я бегаю быстро, но не летаю. (Страус.)

Живу в тропических лесах,

Нектаром я питаюсь.

Меня соседи любят все,

Малышкой называют. (Колибри.)

Птица я, но не летаю,

В Антарктиде проживаю.

В черном фраке я хожу,

За собой птенцов вожу. (Пингвин.)

Летом насекомых поедаем,

а осенью первыми улетаем.

(На­секомоядные птицы.)

Весною и летом нужна им вода.
А осенью поздней замерзнет она,
И птицы скорее на юг улетают.

ННа юге тепло — это все они знают. (Водоплавающие птицы.)

В жарких странах мне бы жить,

Фрукты, ягоды любить,

Ну а в клетку посадили —

Научусь я говорить. (Попугай.)

Я крупная птица,

я рыбой питаюсь.
Поймать ее в клюв,

как в сачок, я стараюсь. (Пеликан.)

Кто летает темной ночью

И схватить мышонка хочет? (Сова.)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по полю вскачь,

А зовется птица ... (грач).

На шесте — дворец,

Во дворце — певец,

Как зовется эта птица?.. (Скворец.)

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает. (Курица.)

У матери двадцать деток,

Все детки — однолетки. (Курица и цыплята.)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. (Петух.)



Мой хвост раскрыт, как веер,
Он радугой сияет.

Живу я в жарких странах,

Там каждый меня знает. (Павлин.)

В холодных странах я живу,
Как снег, бела на диво.
Полярной птицею зовусь,
Ужасно я красива.

Есть у меня сестра в лесу,

Спит днем, а ночью темной

Охотится там на мышей,

Как я, она проворна.

(Белая полярная сова.)

Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная.
Звонко тенькает: «Тень, тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,

На головках — хохолки! (Свиристели.)

Особа всем известная,

Она крикунья местная,

Увидит тучку темную —

Взлетит на ель зеленую

И смотрит, словно с трона.

Кто это?.. (Ворона).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям кочует —

Коноплю ворует. (Воробей.)

Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел.)

И петь не поет,

И летать не летает ...

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус.) Пестрая крикуша ловит лягушек. Ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.)

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь.)

Кто по тропочке идет

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясет?

Догадайтесь сами! (Трясогузка.)

Над вешним привольем,
Над широким полем
Раздаются его трели,

Словно нежный звук свирели. (Жаворонок.)

«Гуля-гуля, Гуля-гуля!» —
Позовет меня бабуля.
Нету бабушки добрей:
Она кормит... (голубей).

Кто летает, кто стрекочет —
Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Грудка ярче, чем заря,

У кого?.. (У снегиря).

Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снега лежат везде,

У нее птенцы в гнезде? (Клест.)

Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной! (Соловей.)

Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка.)

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)

Вертится, стрекочет, весь день напролет хлопочет. (Сорока.)

Стоит остроносая птица в воде,
Не шевельнется, проказница!
На левой стоит или правой ноге,
Какая тут, собственно, разница? (Цапля.)

На скале он строит дом,

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться —

Два могучих крыла

У хозяина ... (орла).

Что с земли легко поднимешь,

А далеко не закинешь?

(Перо, пух.)



Дидактические игры.

Четвертый лишний

Ожидаемый результат: дети должны уметь группировать птиц по месту обитания, участию человека в их жизни.

Цели: развивать операцию классификации, речь, внимание; воспитывать умение внимательно слушать и запоминать правила игры.

Педагог раздает детям карточки с изображением птиц сериями по 4—5 карточек. Просит внимательно их рассмотреть, назвать, найти лишнюю, объяснить, почему она лишняя, как можно од­ним словом назвать остальных.

Ворона, попугай, голубь, воробей. (Попугай.)

Попугай, колибри, павлин, пингвин. (Пингвин.)

Петух, индюк, курица, ворона. (Ворона.)

Утка, гусь, лебедь, ласточка. (Ласточка.)

Скворец, грач, жаворонок, утка. (Утка.)

Журавль, аист, цапля, грач. (Грач.)

Найдите и покормите зимующих птиц

Ожидаемый результат: дети должны знать и правильно назы­вать зимующих и перелетных птиц.

Цели: развивать память, внимание, операцию обобщения; вос­питывать желание помогать птицам, особенно в зимнее время.

Материалы: карточки с изображением перелетных и зимую­щих птиц (щегол, ласточка, грач, скворец, зяблик, жаворонок, стриж, кукушка, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, галка, дятел, снегирь); карточка с изображением кормушки.

Дети должны разделить птиц по группам, поместить около кор­мушки зимующих птиц, рассказать о видах кормушек, о том, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц зимой, как часто это надо делать. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает фишку. Дети выполняют игровую роль защитников при­роды.

Каждую птицу на свое место

Ожидаемый результат: дети должны знать, что птицы мо­гут жить на воде, в болоте, что они могут быть хищными; уметь делить их по данным признакам, называть обобщающим сло­вом.

Дели: развивать внимание, память, операцию обобщения; фор­мировать интерес к играм природоведческого характера.

Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали нарисованы: орел, журавль, гусь. Несколько предметных картинок с изображением хищных (коршун, сова), водоплавающих птиц (лебедь, утка), птиц, живущих на болоте (цапля, аист).

Вариант 1. Играющие выбирают карточку с изображением пти­цы, называют ее, выбирают для нее место в таблице, объясняют, почему поместили именно на это место. Например: «Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными. У нее тоже загнутый клюв и сильные когти».

Вариант 2. Педагог раскладывает все картинки в ячейки табли­цы, специально делая ошибки. Дети должны найти эти ошибки и объяснить их.

Птицы, звери, насекомые

Ожидаемый результат: дети должны знать отличия птиц, зве­рей и насекомых, уметь группировать животных, использовать обобщающие слова.

Цели: развивать способность сравнивать, обобщать; формиро­вать желание больше знать о родной природе.

Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В верхнем ряду — воробей, голубь, дятел; в среднем — оса, лиса, стрекоза; в нижнем — волк, бабочка, снегирь.

Педагог вывешивает перед детьми таблицу, предлагает рассмот­реть ее и быстро ответить на его вопросы. За правильный ответ играющий получает фишку.

  • Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду.

  • Сколько всего птиц на таблице? (Четыре.) Назовите их. (Во­робей, голубь, дятел, снегирь.)

* Кого в таблице больше: зверей или насекомых? (Больше зве­рей.)

* На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? (На три.)

* Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать с ря­дом!) Что общего у всех, кто там нарисован? (Все эти животные летают.)

* Сравните животных первого и второго столбика. Что вы за­метили общего? (В каждом столбце изображены птица, зверь, насе­комое.)

Птицы, звери, рыбы

Ожидаемый результат: дети должны знать названия живот­ных, уметь классифицировать их, называя конкретных предста­вителей вида.

Цели: развивать мышление, речь, быстроту реакции; форми­ровать умение точно выполнять правила игры.

Педагог передает фишку или мяч со словами: «Вот птица. Что за птица?» Ребенок должен назвать любую птицу, которую зна­ет, и передать фишку или мяч другому ребенку с той же фразой. Дети должны называть птицу, зверя или рыбу только после того, как получат мячик. Отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя. Если ребенок замешкался с ответом, ему могут помочь другие дети. При повторе у ребенка фант отбирается. Выкупает он его в конце игры. Можно использовать короткие природовед­ческие считалки, а тот, на ком она остановится, называет жи­вотное.

Летает - не летает

Ожидаемый результат: дети должны знать, что не все птицы летают.

Цели: развивать слуховое внимание, быстроту реакции; воспи­тывать выдержку.

Дети поднимают руку только в том случае, если будет названа летающая птица, и говорят: «Летает». При этом педагог может под­нимать руку и на название нелетающей птицы. Кто ошибается, платит фант. Фанты можно отыгрывать.

Птицы, звери

Ожидаемый результат: дети должны уметь относить птиц и зверей к определенной группе (дикие, домашние), называть их.

Цели: развивать умение классифицировать животных; воспи­тывать самостоятельность.

Это игра-домино. Педагог раздает детям по семь карточек, счи­талкой выбирается первый участник. Следующие игроки по оче­реди выкладывают карточки, совмещая птиц и зверей, относя­щихся к одной группе. При выкладывании дети называют, кто это — птица или зверь: «Это птица — воробей, она дикая», «Это зверь — медведь, он дикий», «Это курица — домашняя птица». Ребенок, не имеющий нужной карточки, может взять одну из оставшихся, если она не подходит, он пропускает ход.

Дидактические упражнения. Продолжи предложение, найди причину

Ожидаемый результат: дети должны знать особенности жиз­ни птиц родного края в разные сезоны; уметь находить причинно-следственные связи в природе, строить сложноподчиненное пред­ложение.

Цели: развивать логическое мышление, речь, аналитическую деятельность; воспитывать интеллектуальные чувства.

Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчи­вают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что...

Зимой погибло много птиц, потому что...

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются на­секомыми, потому что...

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что...

Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что...

У цапли длинные ноги и клюв, потому что...

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что...

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что...

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что...

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что...

Все люди любят слушать соловья, потому что...

К весне птенцы клеста уже подросли, потому что...

Курицу, утку, гуся называют домашними птицами, потому что...

Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что...

В этом году на огороде гусеницы съели все листья овощей, потому что...

Кто как кричит?

Ожидаемый результат: дети должны знать понятия, обозна­чающие звуки, издаваемые птицами, уметь их называть.

Цели: развивать память, внимание; воспитывать умение слу­шать педагога внимательно.

Педагог называет птицу, а дети должны найти соответствую­щее понятие, обозначающее, как кричит птица.

Гусь — гогочет. Утка — крякает. Курица — кудахчет. Петух — кукарекает. Цыпленок — пищит. Индюк — балаболит. Кукушка — кукует. Ворона — каркает. Ласточка — щебечет. Соловей — залива­ется, свистит, щелкает. Журавль — курлычет. Жаворонок — зве­нит.

Найди маме птенца

Ожидаемый результат: дети должны знать названия детены­шей птиц, уметь образовывать существительные с уменьшитель­но-ласкательными суффиксами в единственном и множествен-

ном числе.

Цели: развивать память, умение сравнивать; воспитывать по­ложительные чувства по отношению к птенцам, желание их охра­нять, не нарушать покой.

Педагог предлагает детям картинки с изображением разных птиц или шапочки, медальоны и т.п. Один из детей выполняет роль мамы-птицы, а другие — детенышей. Мама должна правиль­но позвать одного и несколько детенышей, чтобы они прилетели.

Если мама-птица называет детенышей неправильно, то дети стоят на месте.

Грач — грачонок — грачата.

Аист — аистенок — аистята.

Стриж — стрижонок — стрижата.

Журавль — журавленок — журавлята.

Кукушка — кукушонок — кукушата.

Лебедь — лебеденок — лебедята.

Скворец — скворчонок — скворчата.

Утка — утенок — утята.

Гусь — гусенок — гусята.

В какое время года это бывает?

Ожидаемый результат: дети должны знать особенности жизни птиц средней полосы в разное время года; уметь по описанию по­ведения птицы отгадывать время года, дополнять сведения, объяс­нять происходящие события и взаимозависимости в природе.

Цели: развивать память, воображение, умение находить при­чинно-следственные связи, выстраивать последовательность со­бытий; формировать активный интерес к жизни птиц, литерату­ре о птицах.

Можно использовать любые отрывки из рассказов о природе или составленные самими педагогами.

Весна. Три весны

Показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам. Потом — сквор­цы и полевые жаворонки.

Вслед за жаворонками прибыли с зимовки самцы-зяблики — и тоже пока кормятся на земле. А из куликов первыми прилетели красивые хохлатые чибисы — заняли еще мокрые пашни, с кото­рых поднимается уже теплый пар...

Ждут-не дождутся освобождения рек, озер, прудов водяные птицы — утки, гуси, лебеди, чайки, гагары, речные и болотные кулики.

Закукует кукушка, лес закутается зеленоватым туманцем, при­летят ласточки, с последним крепким морозцем белыми цветами зацветет черемуха. Все певчие птицы вернутся на родину, и бегом прибежит, прячась в зеленой, уже подросшей осоке, болотная ку­рочка-погоныш. Отрывки из рассказа В. Бианки

Дополнения детей: грачи вытаскивают из потеплевшей земли проснувшихся червей, жучьих личинок, скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зернышки. Водяным пти­цам в освобожденной воде будет чем поживиться.

Цветут березки

Когда старые березы цветут, ... а бутоны черемухи уже готовы, кукушка поет самым сочным голосом, соловей учится, настраива­ется. Отрывок из рассказа М. Пришвина

Игры и пляски

Каждый празднует это время года по-своему, но веселее всего смотреть на птиц.

Журавли устраивают танцы на болоте. Соберутся в кружок, и вот один или двое выходят на середку и начинают приплясы­вать.

А у хищных птиц игры и пляски в воздухе. Особенно отлича­ются соколы. Они поднимаются под самые облака и там пока­зывают чудеса ловкости. Отрывок из рассказа В. Бианки

Наш скворчик

Скворцы поселились в дупле большой березы. Я видел, как хлопотали они, устраивая свое гнездо. Птицы таскали в дупло перышки, сухую траву, листочки. А к вечеру скворец садился на ветку и, встряхивая крыльями, начинал петь. Он громко за­певал свою песенку. Сначала слышалось что-то похожее на ржа­ние жеребенка, потом на кваканье лягушки или щелканье со­ловья...

У скворцов в дупле вывелись птенцы. Они громко пищали, когда родители приносили им в своих клювах червяков и майских жуков. С утра до вечера приходилось скворцу носить детям еду. Скоро под березой, где было гнездо скворцов, вся трава оказалась усы­панной крылышками майских жуков, как яичными скорлупками. Отрывки из рассказа А Клыкова.

Лето. Кто где живет ?

Наступила пора выводить детенышей. В лесу каждый пост­роил себе дом. Из грязи лепят свои гнезда ласточки-касатки и воронок. Славка-черноголовка скрепляет тонкие прутики свое­го гнезда легкими паутинками. Поползень поселился в дупле с большим выходным отверстием. Кукушка подкинула свои яйца в гнезда трясогузок, зарянок, славок и других маленьких домовитых птичек. Лесной голубь-витютень отыскал старое гнездо и выводит в нем своих птенцов. Отрывок из рассказа В. Бианки

Осень

Холодно, сыро, часто идут дожди. Насекомые забились в щели домов, в кору деревьев, оцепенели. Нечем стало питаться ласточ­кам. Пора им собираться в теплые края. Расселись ласточки на проводах, как музыкальные ноты, пощебетали, попрощались с родным краем и полетели на юг. Уже первые заморозки наступи­ли. Животные водоемов стали готовиться к зиме. Скоро затянет пруды, озера, реки, болотца льдом, и нечем будет питаться во­доплавающим птицам. Потянулись на юг журавлиные, лебединые, гусиные, утиные стаи.

Зима

В городе для птиц школьники развесили на деревьях кормушки. В них насыпали семена разных растений: конопли, подсолнечни­ка, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав.

Для синичек подвешивали кусочки несоленого сырого сала. Для воробьев и овсянок насыпали пшено и овес. Кроме этого насыпа­ли в кормушки пшеничные крошки. А вот ржаные не сыпали, они вредны птицам.

Кто больше назовет примет?

Ожидаемый результат: дети должны знать приметы, назы­вать их, уметь замечать в природе изменения, связанные с при­метами.

Цели: развивать наблюдательность, любознательность; форми­ровать желание больше знать о природе, птицах.

Осенние приметы

Осенняя пора — птица со двора. Если журавли летят высоко, не спеша и как бы разговаривают, — будет стоять хорошая осень. Отлет журавлей до Покрова (14 октября) — крайней зиме. Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла. Гусь пошел в отлет — скоро быть снегу. Гуси летят — зимушку на хвосте тащат. Куры начинают линять рано осенью — к ранней и теплой зиме. Птица хохлится — к непогоде. Лебедь несет на носу снег.

Зимние приметы

К морозу комнатные птицы замолкают. Рябчики устроились на ночлег у густой пихты или ели — к морозу, устроили в воздухе хороводы — к снегопаду, на земле сидят — к оттепели, расселись на нижних ветках деревьев — жди ветра. Гусь лапку поджимает — к стуже. Вороны и галки садятся на низкие ветки — к стуже. Воро­бьи дружно расчирикались — к оттепели. Вороны устроили в небе хороводы — к снегопаду. Снегирь зимой поет — на снег, на вьюгу.

Весенние приметы

Перелетная птица большими стаями летит — к дружной весне. Гуси высоко летят — воды будет много, низко — мало. Гуси при­летели весной на лед, когда еще снег не стаял, — к ненастному, неурожайному году; особенно плохо картофель уродится. Если дикие утки прилетели жирные, — весна будет холодная, долгая. Дикие утки строят гнезда далеко от воды — к дождливому, нена­стному лету. Коли грачи прямо на свои старые гнезда летят — дружная и скорая весна, талая вода сбежит быстро, тепло устано­вится. Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне. Ран­ние ласточки — примета счастливого года. Ранний прилет журав­лей — ранняя весна. Журавль прилетел — теплынь принес. Журавушка курлычет — о тепле весть подает. Ранняя кукушка (до опушки дерева) — к голоду. Вороны купаются в лужах ранней весной — к теплу.

Летние приметы

Воробьи среди дня нахохлились — быть дождю. Вороны над тучами летают, галки разыгрались в воздухе — к ненастью. Грачи летом пасутся на траве — вскоре ожидай дождя. Ласточки летают низко — перед дождем.

Приметы. Поговорки

Коли перелетная птица течет стаями — к дружной весне.

Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.

Коли грачи прямо на гнезда летят — дружная весна.

Стихи для чтения и заучивания наизусть.

Вернулось царство вешних дней:

Звенит по камушкам ручей,

Река шумит,

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит. С. Дрожжин

Вот уж снег последний в поле

тает.

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

А. Толстой

Считалки

Птичница-лиса —

Рыжая краса.

Цыплят считает,

К себе подзывает.

А цыплята наутек

Убегают со всех ног.

Т. Шорыгина

***


Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Закружили хороводы.

Раз, два, три!

Ты будешь водой! Т. Шорыгина


ДОМ ВЕСНЫ

Среди травы

Густой и влажной

Дом поднялся

Многоэтажный.

Тут есть балконы и беседки,

Столовые на каждой ветке

И спальни посреди сучков,

Но нет замков

И нет крючков.

Открытый солнцу и ветрам,

Дом ждет гостей из дальних

стран.

А вот и первые жильцы:

Сороки, иволги, скворцы...

В. Данько

Считалки

Шла ворона на базар,

Громко каркала: «Кар, кар!

Я нашла монетку —

Куплю пряник деткам,

Куплю булку и батон.

Кто не верит — выйди вон!» Т. Шорыгина

Скороговорка

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как

галчата,

И, как волчата, галчата молчат. М. Бородицкая

Увидал скворца — знай:

весна у крыльца

Считалки

Журавли летят на юг,

Засыпает майский жук.

Каждый день идут дожди,

Ты тепла уже не жди.

Вот сейчас на целый год

Лето от меня уйдет.

Не могу так долго ждать —

Нужно лето догонять!

* * *


Посмотрите, детки:

Из открытой клетки

Вылетела птичка —

Пестрая синичка.

Кому птичку ловить,

Тот и будет водить! Т. Шорыгина

Чтение малых фольклорных форм

Ожидаемый результат: дети должны знать малые фольклор­ные формы о птицах, уметь их использовать в играх, в процес­се наблюдений за природой; читать выразительно, драматизи­ровать.

Цели: развивать память, выразительность речи, поэтический слух, чувство ритма; формировать интерес к устному народному творчеству.

Песенки, потешки русского народа

Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

На речку.

Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

За водичкой.

Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

** *

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,
Весну добывала,

Несу, несу весну красну!

* * *

Уточка да луговая,
Серая да полевая,

Где ты ноченьку ночевала?

Под мостом, мосточком,
Под ивовым кусточком;
Уж я, утя, хожу,

Малых деток вожу,

А я, утя, поплыву,

Малых деток поведу.

* * *

Аи, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во серебряную.

Труба точеная,

Позолоченная.

Песня ладная,

Сказка складная.

  • Гуси вы, гуси,
    Красные лапки!
    Где вы бывали,
    Что вы видали?

  • Мы видали волка:
    Унес он гусенка,
    Да самого лучшего,
    Да самого большого!

  • Гуси вы, гуси,
    Красные лапки!
    Щипайте вы волка —
    Спасайте гусенка!

***

Я по бережку похаживала,

Чернобыльничек заламывала,

Гусей серых я домой гнала:

Гуси серые, идите-ка домой!

Не пора ли вам наплаваться?

Тега, гуси, тега, серые мои!

***

Совушка-сова,

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Глазками хлоп-хлоп!

Ножками топ-топ!

Совушка, совушка,
Большая головушка!
Где ты живала?

Где ты бывала?

Живала я, совушка,
Большая головушка,

В темных лесищах,

В глубоких дуплищах.


СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПО ТЕМЕ

Названия: птица, грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, тря­согузка, стриж, аист, цапля, журавль, сова, филин, снегирь, клест, синица, ворона, сорока, воробей, курица, петух, индюк, цыпленок, индюшонок, гусенок, утенок, страус, попугай, ко­либри, пеликан, павлин, альбатрос, пингвин, чайка, дерево, сад, роща, лес, вершина, ветка, пруд, река, озеро, болото, гнездо, яйцо, скворечник, курятник, насест, птичник, птенцы; корм, семена, зерно, семечки, крошки, ягоды, насекомые, черви, рыба, лягушки, мыши, перелет, крик, длина ног, пара ног, пара лапок, коготки, когти, хохолок, борода, клюв, длина шеи, кры­лья, пух, перья, оперенье, хвост, голова, перепонки, стая, клин, косяк, караван.

Признаки: перелетные, зимующие, водоплавающие, болотные, лесные, насекомоядные, растительноядные, хищные, дикие, до­машние, летающие, нелетающие, проворные, голосистые, трудолю­бивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, задирис­тые, бойкие, воинственные, крупные, мелкие, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, тупой, загнутый, с мешком, сплющен­ный, белоснежная, рябая, пестрая, черная, разноцветная; пушистый, нежный, беззащитный, желторотый, важный, гордый, длинноногий, долгий; изогнутая, выгнутая, вытянутая, треугольный, ножницами, веером, шлейфом.

Действия: летать, улетать, возвращаться, кормить, выводить, вить, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, обере­гать, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, кур­лыкать, заливаться, свистеть, щелкать, куковать, каркать, гого­тать, шипеть, кукарекать, кудахтать, пищать, трещать, садить­ся, прыгать, парить, ходить, пить, ловить, кружить, опускаться, гнездиться, плавать, взлетать, нырять, грести, подгребать, чис­тить, хлопать, налетать.

ПТИЦЫ. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:

  • отличие птиц от других животных;

  • названия домашних, диких водоплавающих, болотных, лес­ных перелетных и зимующих птиц;

  • повадки наиболее распространенных в данной местности птиц, особенности их жилья, голосов;

  • понятия «перелетные» и «зимующие» птицы;

  • части тела птицы;

  • иметь представление о птицах жарких стран и севера, хищных и растительноядных птицах, о птицах, которые не умеют летать;

как человек может помочь птицам выжить зимой.
Дети должны уметь:

  • устанавливать причинно-следственные связи между раз­личными природными явлениями;

  • анализировать внешний облик птиц, их поведение;

  • сравнивать птиц по внешнему виду, месту обитания, осо­бенностям жилища, питания, выведения птенцов;

  • составлять описательный рассказ о птице, активно исполь­зовать словарь по теме.

Контрольные вопросы и задания

  • Чем птицы отличаются от других животных?
    * Каких птиц вы знаете?

  • Чем они отличаются? Чем похожи?

* Как классифицируются птицы по месту обитания?

* Каких перелетных и зимующих птиц вы знаете?

* Назовите части тела птицы.

* Почему насекомоядные птицы улетают на зиму в теплые края?

* Чем питаются хищные птицы? » Какие птицы живут на болоте?

  • Расскажите о птицах, которые не умеют летать.

  • Какие дикие птицы живут рядом с человеком и почему?
    * Для чего птицам нужны гнезда?

* Перечислите известных вам певчих птиц.

* Расскажите о повадках наиболее распространенных в вашей местности птиц.

* Как птицы выводят птенцов?

* Каких домашних птиц вы знаете?

* Каких птиц называют лесными докторами и почему?

* Какая птица никогда не вьет гнезда?

* Назовите водоплавающих птиц.

* Чем питаются водоплавающие птицы?

* Какие птицы первыми прилетают весной в ваши родные края?

* Какую самую маленькую птичку вы знаете?

* Какие птицы летают быстрее всех?

* Какие птицы могут парить в воздухе, не размахивая крылья­ми, и зачем им это нужно?

* Какая птичка поет, летая высоко-высоко над полями?

* Умеют ли летать домашние птицы?

* Расскажите о птице, которая вам нравится больше всех.

* Есть ли у вас дома какая-нибудь птичка в клетке? Расскажи­те, как вы за ней ухаживаете, что она ест, какой у нее характер, как она выглядит.

  • Где живут самые яркие и красивые птицы?

  • Какие птицы охотятся по ночам и почему?

* Какие птицы первыми улетают осенью в теплые края?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Логопедические игры и упражнения в работе с детьми с тяжёлыми нарушениям речи

Автор: Галина Кирилловна Молодкина

Дата: 12.11.2023

Номер свидетельства: 639681

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства