Просмотр содержимого документа
«"Леворукий ребёнок"»
Советы родителям леворукого ребёнка
Левши составляют 5–15% населения планеты Земля. В нашей стране по разным данным их насчитывается порядка 15–18 миллионов человек. Есть мнение, что увеличиваться это число стало после 1985 года. До этого времени детей упорно переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой, использовать столовый прибор и заниматься спортом, используя правую руку. Большинство старшего поколения левшей испытали это на себе.
Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
-Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию. -Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать. -Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка. - Не рекомендуется “пробовать” научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья. - Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас. - Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа. - При обучении письму используйте “Прописи для леворуких детей”. Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей. - Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению. -Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.
Переучивать или нет?
Родителям, которые стоят перед таким выбором, необходимо понять, что ведущая рука (если это не следствие какой-то травмы) закладывается еще при рождении и обусловлена функционированием головного мозга.
Если вы принимаете решение переучить ребенка, необходимо понимать, что вы вмешиваетесь в работу головного мозга. Ярким примером является часовой механизм, где все шестеренки связаны между собой и обеспечивают синхронную работу. Если одну шестеренку попробовать провернуть в обратном направлении, работа всего механизма разладится. Так и с левшой. Если у малыша ведущая рука левая и, выполняя действия правой рукой, он делает это медленнее и менее успешно, нужно понимать, что его организм (весь организм!) успешно функционирует, когда действия совершаются левой рукой.
Переучивая ребенка, мы нарушаем работу головного мозга. Последствия этого, как правило, достаточно неприятные. В первую очередь это может затормозить нормальный процесс развития. Огромные ресурсы ребенка будут потрачены на адаптацию к ситуации, которая противоречит логике его развития. Основные нарушения, которые появляются у переученных левшей, связаны с нарушениями развития когнитивных процессов, нарушением речи, моторики и нервной системы. В когнитивной сфере нарушаются процессы обработки и запоминания информации. В развитии речи появляются логопедические проблемы. Появляются более устойчивые и выраженные трудности, по сравнению с «обычными» левшами, в ориентации в пространстве и на листе бумаги. Переучивание практически всегда влечет за собой нервные тики и заикание.
И подводя итоги, хотелось бы сказать, леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребёнка.