kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад по теме: «Леворукий ребёнок».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с ребёнком левшой  в дошкольном возрасте.

Представлена работа по развитию у ребёнка речи, памяти, внимания; развитие общей и мелкой моторики;  повышение стрессоустойчивости; облегчение процессов чтения и письма

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Леворукий ребёнок».»

Доклад по теме: «Леворукий ребёнок».



Одни родители не испытывают особого беспокойства, наблюдая, как ребёнок держит ложку в левой руке, причёсывается левой или разговаривает по телефону, слушая левым ухом, считая, что со временем пройдёт. Другие, наоборот, начинают беспокоиться и обращаются к специалистам, считая, что проявление леворукости могут свидетельствовать о заболевании ребёнка. Особенно тревожатся те родители, у которых кто-либо из родственников имел неудачный опыт обучения или даже переучивания. Некоторые же взрослые (а за ними – и их дети) гордятся «особенностью» ребёнка, прочитав в литературе, что леворукость может свидетельствовать об одаренности ребёнка, пока ещё нет чёткого и однозначного ответа на вопрос: что является причиной леворукости и чем леворукий человек отличается от праворукого. Но специалисты едины в том, что леворукость – это результат особой организации мозга, один из вариантов нормального развития ребёнка. И уже, конечно, нельзя считать леворукость болезнью, а тем более предпосылкою снижения умственных способностей. Существует понятие «бытового левшества»: ребёнок чистит зубы, держит расчёску, ложку, ножницы в левой руке. Однако есть понятие «графического функционального превосходства», которое проявляется во время рисования и письма. Как правило, «графические» левши оказываются и бытовыми, то есть ребёнок предпочитает всё делать левой рукой. А «графические» правши встречаются реже, чаще в тех случаях, когда ребёнка насильно переучили.

Леворукие дети часто отличаются повышенной эмоциональностью, любят подвижные игры, поэтому уже в детском саду они могут вызвать нарекания воспитателей. На занятиях леворукому ребёнку неудобно рисовать красками узоры слева направо, потому что они размазываются, неудобно вырезать из бумаги, она режется с трудом или просто рвётся (хотя уже есть в продаже ножницы для левшей, у которых лезвие направленные к правой руке). Но в детском саду, особенно если воспитатель внимателен к детям, левши успешно адаптируются, не выделяясь особенно из общей массы детей. Исключение составляют случаи «гиперответственности» взрослых (воспитателей и родителей), решивших насильно переучить ребёнка, но такие ситуации, к счастью, встречаются всё реже и реже. Основные же трудности могут начаться в школе.

Специалисты отмечают, что дети-левши могут позже созревать в психическом плане, что выражается в более тяжёлой адаптации в первом классе, в быстро наступающем утомлении от большого количества социальных контактов.

Как правило, признаки левшества и правшества могут наблюдаться в различных сочетаниях, и специалисты отмечают, что многим детям присущ смешанный профиль. Если ребёнка уже в раннем детстве стимулировали держать, карандаш, расчёску в правой руке, он, научится этому, всё же является левшой. Причём о его левшестве родители могут даже не догадываться.

Очень часто леворуким детям свойственна повышенная эмоциональность, что тоже необходимо учитывать в процессе подготовки к школе. Не следует их перегружать участием в эмоционально насыщенных мероприятиях (походы в цирк, театр, массовые гуляния и др.), особенно предстоящей рабочей неделей.

Можно ли определить ведущую руку ещё до обучения в школе? В этом вам, безусловно, поможет специалист – невропатолог или психолог. Но родители могут и сами попытаться определить ведущую руку с помощью тестирования.

Обстановка при выполнении ребёнком заданий, должна быть спокойной, доброжелательной, не следует фиксировать внимание ребёнка на том, что вы пытаетесь определить.

Попросите ребёнка выполнять следующие бытовые и графические действия, наблюдайте за ним, ставя пометки «левая рука» или «правая рука». Подсчитайте, насколько чаще и эффективнее ребёнок действовал той или иной рукой при выполнении заданий. Определите ведущую руку ребёнка.

1. Раздать карты. ( Ведущая рука та, что раскладывает карты.)

2. Похлопай в ладоши. ( Ведущая рука сверху.)

3.Отвинтить гайку, накрученную на болт. (Ведущая рука отвинчивает гайку.)

4. Погладь игрушечную зверюшку, держа её в руке. ( Ведущая рука гладит.)

5. Вдень нитку в иголку ( для малышей – палочку в кольцо).

( Ведущая рука вдевает нитку в иголку.)

6. Покажи, как зажигают спичку. ( Ведущая рука проводит спичкой по коробку.)

7. Открой (отвинти) пробку на пузырьке. ( Ведущая рука отвинчивает пробку.)

8. Поиграй в « Сороку – ворону». ( Ребёнок будет рисовать пальцем ведущей руки круги на ладони другой.)

Специалисты считают, что если ребёнок был переучен в дошкольном возрасте с левой руки на правую, то категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой четверти первого класса.

К счастью, сейчас всё реже встречаются родители и учителя, переучивающие левшей, но проблема обучения леворукого ребёнка – определение методики обучения письму, посадки, положение тетради; работа ребёнка на уроках труда и в школьных мастерских (специальные инструменты) – до сих пор остаётся нерешённой.

При письме левой рукой не рекомендуется требовать, чтобы дети писали с тем же наклоном, что и праворукие. Лучше, если тетрадь будет наклонена вправо, а левое плечо чуть выдвинуто вперёд, в отличие от праворуких, у которых выдвинуто вперёд правое плечо.

Более целесообразно, если при правостороннем наклоне леворукий ребёнок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правила посадки при письме. Положение тетради он должен выбрать сам. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребёнка безотрывное письмо. У леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмечается зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), низкая скорость письма (возможно, это результат отсутствия адекватной методики обучения леворуких детей письму).

Лучше быть более снисходительным к качеству письма леворукого ребёнка, и тем более переученного, чем требовать от него невозможного, увеличивая тем самым трудности обучения в школе.

При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Положение парт и классной доски не позволяет посадить леворукого ребёнка к классу, поэтому лучшее место для него – у окна, слева за партой. Там лучше освещённость, а, кроме того, он не будет мешать соседу, работающему правой рукой. Дома обязательно должна быть настольная лампа, которую надо ставить справа от ребёнка.

Только общая линия поведения учителя и родителей, рассматривающих леворукость ребёнка как индивидуальный вариант развития в пределах нормы, создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков помогут леворуким детям адаптироваться в преимущественно праворуком мире и успешно обучаться в школ.


Рекомендации по развитию мелкой моторики и обучению письму леворукого ребёнка.

- Настольная лампа должна располагаться справа от ребёнка.

- В классе за партой ребёнок всегда сидит слева от соседа.

- Наклон тетради – традиционный или без наклона.

- Возможный как обычный тип письма (кончик ручки смотрит в плечо), так и письмо «крюком» (кончик ручки смотрит вперёд), либо промежуточный тип письма (карандаш или ручка параллельны строчке).

Рекомендации по адаптации леворукого ребёнка к школе.

1. Необходимо снизить требования к скорости и качеству письма, не требовать писать без помарок.

2. Желательно давать леворукому ребёнку индивидуальные варианты письменных работ, которые могут быть выполнены в медленном темпе.

3. Рекомендуется выполнять упражнения для развития координации обеих рук.

4. В некоторых случаях необходимы коррекционно – развивающие занятия с логопедом и психологом.

5. Обучать чтению леворукого ребёнка иногда целесообразно «от целого к частному».

6. Обучать леворукого ребёнка, желательно делать упор на социальную значимость и престижность учебной деятельности.

7. В процессе занятий необходимо давать ребёнку возможность проявить инициативу, творческие способности.

8. Во время занятия можно использовать музыкальный фон.

9. При обучении желательно предоставлять ребёнку визуальную поддержку (наглядную информацию), возможность манипуляции с предметами (например, при решении задачи).

10. При опросе желательно использовать открытые вопросы, требующие развёрнутых ответов.

11. Поддержка и доброжелательное отношение взрослых помогут ребёнку поверить в свои силы и создать положительное отношение к учебе.

Литература: Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Предошкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников, - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2008г.










.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад по теме: «Леворукий ребёнок».

Автор: Ластовыря Ирина Александровна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 255152


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства