"Лэпбук с детьми мы открываем и о здоровье все узнаем"
"Лэпбук с детьми мы открываем и о здоровье все узнаем"
Опыт работы раскрывает технологию использования лэпбука по здоровьесбережению в детском саду. Раскрывает основные методы реализации основ здорового образа жизни для для детей дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Лэпбук с детьми мы открываем и о здоровье все узнаем"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Собинского района детский сад № 8 «Росинка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей
ОПЫТ РАБОТЫ
«Лэпбук с детьми мы открываем
и о здоровье все узнаем»
2024 год
Содержание
1.Содержание – 2 – 3 стр.
2.О нашем ДОУ – 4 стр.
3.Авторы опыта – 5 стр.
4.Наименование опыта – 6 стр.
5.Условия возникновения и становления опыта – 5-6 стр.
Диагностические задания сформированности представлений о здоровом образе жизни (средний возраст)
Приложение 3
Диагностические карточки сформированности представлений у детей о видах спорта (старший возраст)
Приложение 4
Диагностика по формированию основ культуры здорового питания (возраст 6-7 лет)
Приложение 5
План внедрения ЛЭПБУКА в работу с детьми
Приложение 6
Фотоматериал для ЛЭПБУКОВ
Приложение 7
Планы тематических дней по работе с лэпбуком во всех возрастных группах
Приложение 8
Фотоматериалы игровой деятельности родителей с лэпбуками
Приложение 9
Фотоматериалы с презентацией лэпбуков на педсовете
О нашем ДОУ
МБДОУ №8 «Росинка» функционирует с 1986 года
В настоящее время функционирует 11 групп: 2 группы раннего возраста и девять групп дошкольного возраста;
В детском саду работает 20 педагогов из них 6 специалистов;
ДОУ работает по познавательно-речевому направлению развития детей;
Большое внимание уделяется эколого-краеведческой работе.
Автор опыта
Тощева Ольга Алексеевна – воспитатель средней группы «Ягодка», стаж работы 35 лет, первая квалификационная категория
Наименование опыта
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников через использование технологии ЛЭПБУК.
Условия возникновения и становления опыта
Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие.
В период дошкольного детства закладываются все основы осознанного стремления ребенка к познанию самого себя, формированию и сохранению культуры здоровья. Поэтому очень важно научить ребенка понимать, какую ценность представляет собой здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
Сейчас вокруг детей слишком много гаджетов и компьютеров, которые ведут к дефициту живого общения между детьми. Они мало играют в дидактические и настольные игры.
В связи с этим перед нами, педагогами встала задача в разработке нестандартного дидактического пособия по приобщению детей к здоровому образу жизни. В результате поиска решили использовать в своей работе технологию ЛЭПБУК.
Актуальность и перспективность
Ваше здоровье - самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь вам дается только один организм. Если вы полагаете, что поскольку здоровы сейчас, то будете здоровы всегда, вы ошибаетесь.
Гиппократ.
Здоровье человека с древних времен является культом. Еще в Древней Греции здоровье ценилось как достоинство человека, и быть больным тогда было неприлично. Здоровый человек сейчас вызывает уважение и даже зависть, потому что абсолютно здоровых людей в наше время можно по пальцам пересчитать. Ну конечно, ведь болеющий человек не может чувствовать себя полноценным, особенно если он полон сил и жизненных планов.
В условиях жизни современного общества проблема здоровья детей очень важная и актуальная и приобретает глобальный характер. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к одному из важнейших приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Но главной проблемой является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Главное – помочь малышам выработать
собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, осознать ответственность за свое здоровье.
Ведущая педагогическая идея
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников через использование технологии ЛЭПБУК.
Новизна опыта
Мы считаем, что новизна нашего опыта состоит в создании авторского дидактического материала с использованием лэпбуков, как одной из форм организации образовательной деятельности по воспитанию у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни, преемственности между возрастными категориями дошкольников. Если в среднем возрасте дети не научаться беречь зрение, то в старшем все старания сойдут на нет. Знание видов спорта поможет ребенку в выборе спортивной секции или кружка. В подготовительной группе дети осознанно могут понять, что значит правильно питаться, что существуют полезные и вредные продукты, ведь впереди им придется быть самостоятельными и уметь выбирать и принимать правильное решение.
Теоретическая база опыта
По мнениюСухомлинского В.А. « Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
Одним из перспективных методов, способствующих решению нашей проблемы, которую мы стали изучать, стала новая для нас форма работы с детьми дидактическое пособие «ЛЭПБУК».
Что же такое дидактическое пособие? – материалы, наглядно демонстрирующие процесс или устройство обсуждаемого предмета (модель, макет и др.); которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта и развивают познавательные, коммуникативные, творческие способности (Википедия).
Одним из таких дидактических пособий является «ЛЭПБУК»- это универсальное пособие, которое:
1.Развивает творческие способности детей, их воображение.
2.Помогает ребенку лучше понять, запомнить пройденный материал по изучаемой теме; самостоятельно может участвовать в поиске и анализе получаемой информации.
3.Можно выбрать задания, сложность выполнения которых учтена в соответствии с возрастом.
4. Может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.
5.Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
«Что же такое – ЛЭПБУК?». В переводе с английского (lapbook) означает «наколенная книга» (lap- колени, book- книга). «ЛЭПБУК» – представляет собой тематическую папку или книжку, в которой собраны материалы в одну определенную тему. На страницах этой книжки расположены разного формата кармашки, окошки, мини - книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, в которых находиться дидактический материал.
Технология опыта
Диагностика сформированности представлений у детей о здоровом образе проведенная педагогами всех возрастных групп показала:
- у детей ясельного возраста слабо сформированы навыки самообслуживания, которые развивают у детей активность и самостоятельность, являются основой формирования представлений здорового образа жизни;
(Приложение 1)
-мониторинг заболеваемости в средней группе у детей показал увеличение количества детей с плохим зрением, появляются проблемы соматического характера;
(Приложение 2)
-в процессе педагогического обследования при проведении дидактической игры «Назови вид спорта» у детей старшей группы недостаточно сформированы представления о различных видах спорта; у многих вызывает затруднение вопрос о том, как называется спортсмен данного вида спорта;
(Приложение 3)
-в подготовительной группе в этом году внедряем программу «Будь здоров, как Макс Орлов!» и в результате проведения занятий остро встает вопрос о здоровой еде, так как многие дети имеют лишний вес и проблемы со здоровьем, а ведь впереди школа. И наша задача научить ребенка правильно питаться.
(Приложение 4)
Данные исследования позволили нам увидеть проблемы в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни, в преемственности возрастных категорий дошкольников. Поэтому перед нами, педагогами, встала задача поиска новых нестандартных форм и технологий взаимодействия с воспитанниками, по приобщению детей к здоровому образу жизни. В результате поиска решили использовать в своей работе технологию ЛЭПБУК.
Изучив результаты проведенной диагностики детей и литературу по данному вопросу пришли к единому мнению, что «ЛЭПБУК» поможет систематизировать знания детей по формированию у них здорового образа жизни. Поэтому мы создали творческую группу и разработали план работы по внедрению технологии Лэпбук в работу с детьми. (Приложение 5).
В рамках плана работы творческой группы стали изучать и подбирать материал для каждого Лэпбука.
Каждый педагог разработал для своей группы план внедрения Лэпбука в работу с детьми (Приложение 6).
Родители главные помощники в приобщении и воспитании у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни. На следующем этапе была организована взаимодействие с родителями. Каждой семье было предложено взять Лэпбук на дом и в течение определенного периода проиграть с детьми во все игры, которые представлены в пособии. Некоторые родители сами принимали активное участие в изготовлении игр и раздаточного материала. Таким образом, педагоги привлекали родителей к тем проблемам, которые нас сейчас волнуют. (Приложение 7)
На педсовете по приобщению дошкольников к ЗОЖ каждый педагог презентовал свой Лэпбук и представил презентацию работы с детьми по данному пособию. В дальнейшем решили использовать темы Лэпбуков и в других возрастных группах. (Приложение 8)
Результативность
Использование в практике своей работы технологии ЛЭПБУК позволило достичь следующих результатов:
-дети среднего возраста стали систематически проводить гимнастику глаз;
- 20% детей старшего возраста записались в спортивные секции;
- дети подготовительной группы стали обращать внимание на питание в детском саду;
- повысилась компетентность родителей в вопросах воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
Благодаря этой форме работы дети знают виды спорта, умеют слушать сказки и отвечать на вопросы, ориентируются в режиме дня, имеют представление о полезной и вредной еде, витаминах, которые содержатся в полезных продуктах.
Могут рассказать о пользе прогулок на свежем воздухе в разное время года. Стихи, иллюстрации, загадки, физминутки можно использовать в разных видах
деятельности: в НОД, самостоятельной деятельности детей (рисование, игра, рассматривание иллюстраций, в совместной деятельности педагога с детьми, при организации индивидуальной работы с детьми, при проведении бесед о здоровье с подгруппой или со всей группой).
Адресная направленность
Мы считаем, что наш опыт работы может быть использован всеми категориями педагогов, родителями для приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Диагностическая таблица «Навыки самообслуживания»
Название навыка
Содержание навыка
Методика выявления навыка
Одевание - раздевание
Ребенок полностью одевается (раздевается), но ещё не может застегивать пуговицы и завязывать шнурки сам, только с небольшой помощью взрослого.
-Наблюдение (во время одевания на прогулку или после сна).
Ребёнку предлагается самостоятельно надеть ботинки, шапку, носки.
-Игровая ситуация: «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке».
-Д/УПР. «Поучим зверюшек застегивать пуговицы».
Посещение туалета
Своевременно по мере необходимости посещать туалет. Обязательно посещать туалет перед: перед музыкальным и физкультурными занятиями, перед прогулкой; по мере необходимости.
-Наблюдение за детьми во время посещения туалета.
Пользование носовым платком
Не ходить с грязным носом, пользоваться платком: расправить его, высморкаться, вытереть нос, свернуть платок и положить его в карман. Ребёнок выполняет сам с помощью воспитателя.
-Практический показ детям, как пользоваться платком.
Пользование столовыми приборами
Правильно держать ложку в правой руке
(если держит в левой, провести обследование на леворукость). Ложку держит тремя пальцами снизу за середину черенка. Чашку держать в правой руке за ручку. Придерживают левой рукой (пить, анне «лакать» и не кусать край чашки). Не стучать ложкой по тарелке.
Не втягивать с шумом жидкость (компот, суп). Есть горячие блюда: дуть аккуратно, не разбрызгивая, жевать с закрытым ртом. Правильно есть суп и второе блюдо с хлебом. Бутерброд с кофе. Котлету с гарниром (чередуя). Правильно держать бутерброд с сыром или маслом - поверху. Правильно пить компот: сначала выпить жидкость, а затем есть ягоды ложкой (котлету, запеканку, сырники, суфле – отламывать по маленькому кусочку, краем ложки).
-Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ёжика».
-Д/УПР. «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать».
-Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьёт», «Маша обедает»
Последовательность выполнения действий при умывании
Закатать рукава, открыть кран, взять мыло, намочить руки вместе с мылом. Намыливать руки, положить мыло, растереть мыло на руках, смыть мыло под струёй воды, проверить чистоту рук. Вымыть лицо, отжать руки, закрыть кран.
-Чтение: С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г.Лагздынь «Лапки». -Д/УПР.: «Научим Мишку (зайку, куклу) правильно умываться», «Покажем Маше, как вытирать руки и лицо полотенцем».
Цель: выявление уровня представлений детьми основ здорового образа жизни
1.Беседа на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:
Материал: иллюстрации с изображением здорового и больного ребенка.
-Кто из этих детей не любит заниматься физкультурой? Почему?
-Материал: карточки с изображением полезных и вредных продуктов. Разложить на две группы (полезные и вредные продукты)
2. В каких случаях необходимо мыть руки?
3. Инструменты и материалы, необходимые для работы врача (градусник, шпатель, фонендоскоп, вата, зеленка).
-В каком случае необходимо использование?
- Кукла упала и повредила колено. Что делать?
4.Материал: карточки с изображением опасных бытовых предметов и приборов.
-Чем опасно использование?
2.«Для чего нужны человеку части тела?» Педагог предлагает ребенку объяснить для чего нужны:
- руки (помогают делать много разных дел…)
- ноги (помогают двигаться)
- рот (говорить, есть)
- зубы (жуют, откусывают)
- язык (помогает жевать, пробует на вкус, говорить)
- кожа (чувствует)
- нос (дышит, улавливает запахи)
- уши (слышат)
- глаза (видят).
2 балла (полное соответствие) - ребенок самостоятельно справляется с заданием, дает полный ответ в соответствии с методикой.
1 балл (частичное соответствие) – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ недостаточно полный
0 баллов (несоответствие) – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого
- Низкий уровень – ребенок затрудняется объяснить смысловое значение понятия «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Имеет единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта; не имеет представлений о факторах вреда и пользы для здоровья.
-Средний уровень – ребенок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья.
- Высокий уровень – ребенок имеет некоторые правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Результаты диагностики заносятся в общую таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями по формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.
Модифицирована МБДОУ №8 «Росинка»
Приложение 3
Диагностические карточки
сформированности представлений у детей старшего дошкольного
по видам спорта
Цель: Определение уровня сформированности знаний о видах спорта и изучение интереса к занятиям физическими упражнениями у детей старшего дошкольного возраста.
Карточка №1.
Предлагаются детям картинки с зимними видами спорта: хоккей, биатлон, конькобежный спорт, санный спорт, керлинг, фигурное катание и др….
-Назовите вид спорта, и как называется спортсмен, занимающийся данным видом спорта, представленным на картинке.
-Назовите спортивное оборудование и предметы, необходимые для данного вида спорта.
Это задание выявляет уровень знаний детей зимних о видах спорта и их отличительных чертах; спортивном оборудовании и инвентаре в данных видах спорта.
Карточка №2
Предлагаются ребятам картинки с летними видами спорта: плавание, футбол, конный спорт, велоспорт и др…
Карточка №3
Цель: Умение ориентироваться в различных видах спорта, классифицировать картинки по определённым видам спорта, нахождение лишней и объяснение своего выбора.
Материалы: Комплект из 10 ламинированных карточек, разделённых на 4 части. Описание работы с карточками: Одновременно могут играть 5 детей. Дошкольники берут по две карточки, любые. Ребёнок должен внимательно рассмотреть и показать неправильную картинку, т.е. лишнюю. Маркером зачеркнуть её. Например, мяч футбольный, свисток, шайба, футбольная форма (лишняя картинка с изображением шайбы). Закончив работу на двух карточках, дети меняются ими.
Задание №4
Рисунок на тему: «Какой вид спорта больше нравиться» или «Я на занятиях по физической культуре»
Цель: выявление интересов и предпочтений к занятиям по физической культуре
На рисунках дети изображают себя в деятельности, т.е. на занятиях физическими упражнениями. Дети также детально рисуют предметы, атрибуты и снаряды в спортивном зале.
Модифицирована МБДОУ №8 «Росинка
Приложение 4
Диагностика
по формированию основ культуры здорового питания у дошкольников
( дошкольный возраст 6-7 лет)
Цель диагностики: выявление уровня сформированности эстетики и культуры питания детей старшего дошкольного возраста.
Диагностические задания
Содержание деятельности
Диагностическое задание 1
«Самые полезные продукты»
Цель: выявить у ребёнка наличие знаний о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.
Материал: карточки с изображением разнообразных продуктов (молочные, рыбные, колбасные, хлебобулочные и т.д.)
Взрослый предлагает ребёнку выбрать и разложить продукты по следующим признакам:
- продукты, которые надо употреблять ежедневно;
- продукты, которые можно употреблять не каждый день;
- продукты, которые употребляют редко
Диагностическое задание 2
«Овощи, ягоды, фрукты - самые витаминные продукты»
Цель: выявить у ребёнка наличие знаний о витаминах и минеральных веществах, которые содержатся в овощах, фруктах и ягодах Материалы: картинки с изображением ягод, фруктов и овощей
Педагог предлагает назвать 5-6 видов ягод, 6 – 7 овощей и фруктов.
После этого ребенку предлагают выбрать овощ, ягоду или фрукт и рассказать, какие в
нем содержаться витамины и минеральные
вещества.
Диагностическое задание 3
«Как утолить жажду»
Цель: выявить у ребёнка наличие представлений о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков
Материалы: картинки с изображением различных фруктов и овощей, из которых могут быть приготовлены соки (капуста, морковь, апельсин, тыква, яблоко, помидор и др.); загадки.
Воспитатель предлагает отгадать загадку об овоще или фрукте, который находится на столе. После чего рассказывает, чем полезен этот сок.
Диагностическое задание 4
«Определи вкус продукта».
Цель: выявить умения распознавать вкусовые качества различных продуктов.
Материалы: настоящие продукты, порезанные на кусочки (морковь, капуста, апельсин, яблоко, огурец, банан, виноград, помидор), салфетка, блюдца под овощи и фрукты, вилки по количеству детей.
На тарелочках отдельно разложены овощи и фрукты. Ребенку предлагается на вкус с закрытыми глазами определить тот или иной продукт.
Диагностическое задание 5
«Из чего варят каши»
Цель: выявить у ребенка уровень знаний о колосках и соответствующих им крупах.