Лебединое озеро Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группы. Цель.Воспитывать эмоциональное отношение к живописи,классической музыке,танцу,искусству слова.Развивать воображение,фантазию,умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности(музыкально-пластической,танцевальной импровизации,рассказе,рисовании).Закрепить знания об особенностях некоторых шедевров мировой культуры,созданных композиторами,поэтами,художниками.Закрепить и уточнить знания о балете.Познакомить с известными исполнителями в области хореографического искусства. Материал и оборудование.Видеофильм «Лебединое озеро»,аудиозапись балета.Отрывок из «Сказки о Царе Салтане» А.Пушкина.Репродукция картины «Царевна Лебедь» М.Врубеля.Пачки для девочек,фраки для мальчиков. Предварительная работа.Прослушивание в грамзаписи фрагментов из балета «Лебединое озеро»,просмотр одноимённого видеофильма,рисование на тему «Лебеди»,беседа о балате. Ход занятия Педагог.Здравствуйте,дети.Вы очень любите музыку великого русского композитора П.И.Чайковского.Какие балеты этого композитора вам известны?Назовите.(«Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».)Какие произведения других композиторов посвящены лебедю?(«Лебедь» К.Сен-Санса.)Если вы знаете стихи о лебедях,прочитайте. (Дети читают отрывки из «Сказки о Царе Салтане»,стихотворение И.Никитина.)Образ чудных белых лебедей был дорог П.И.Чайковскому задолго до того,как он написал музыку к балету «Лебединное озеро».Сначала это был короткий(всего одно действие)балет для детей, и назывался он «Лебединая песня».Трепетная ,окрашенная светлой печалью мелодия,передающая образ лебедей в этом произведении,стала основной темой и в балете «Лебединое озеро».Давайте сегодня ещё раз послушаем музыку из этого балета. Звучит в грамзаписи «Вступление» Педагог.Над парком,где веселится принц Зигфрид с друзьями,пролетает стая лебедей. Ночью Зигфрид отправляется поохотиться на лебедей.И что же он видит? Дети.Лебеди превращаются в девушек. Педагог.Кто же их заколдовал? Дети.Злой волшебник Филин. Педагог.Какие чувства передавали деаушки в своём танце? Дети.Боль,печаль,тоску.Они страдали от того,что потеряли свободу и не могут снова стать людьми. Педагог.Вы уже учились передаватьэти чувства движением.Сегодня же постарайтесь создать свой образ девушек-лебедей,пользуясь в танце ещё более выразительными жестами, мимикой,пластикой. Звучит «Танец лебедей» Педагог.Вместе с обаятельными и грациозными девушками-лебедями на озере резвились и маленькие лебеди,помните?А какой здесь образ нарисует ваше воображение?Какие они?Как танцуют?(Ответы детей) А теперь представьте,что вы маленькие лебеди,и потанцуйте.Только не все вместе,а по нескольку человек. Звучит «Танец маленьких лебедей» Педагог.Здесь, на берегу озера, принц встречает прекрасную Одетту.Их сердца загораются любовью.Что же принц пообещал Одетте? Дети.Поклялся в любви.Обещал спасти от заклятья и вернуть свободу. Педагог.Почему принц так полюбил Одетту?Какая она, расскажите.(Ответы детей) Я чувствую ,что каждый из вас по-своему видит этот образ.Передайте его в танце.Начнёт (имя ребёнка). Звучит фрагмент «Одетта» Педагог.По приказу матери принц должен выбрать себе неаесту.На балу самые разные принцессы танцуют с принцем,но он ни на кого не обращает внимания.И вдруг замечает девушку ,очень похожую на Одетту.Кто же это? Дети .Одилия,дочь злого волшебника Филина. Педагог.Они решили обмануть принца,чтобы помешать ему освободить от заклятья Одетту.Внешне Одилия очень похожа на Одетту,а какя она по характеру?Расскажите.(Ответы детей).А теперь передайте её образ в танце,начнёт(имя ребёнка). Звучит фрагмент «Одилия». Педагог.Снова на озере страшная буря.Это злой волшебник Филин хочет помешать принцу встретиться с прекрасной Одеттой,он строит ему всякие преграды,но принц пробивается сквозь грозу и мрак,сквозь злые чары.Добро побеждает зло.Посмотрите последнюю сцену из видеофильма «Лебединое озеро».В главной роли русская балерина Майя Плисецкая. Дети смотрят финал балета. Педагог.Видите,композитору так удалось рассказать о добром и светлом,злом и жестоком,что вы,слушая музыку,узнаете и добрую Одетту,и холодную Одилию.О персанажах балета можно рассказать и с помощью красок,но сначала подумайте,какие краски вы бы подобрали ,рассказывая о добром и светлом.И какие краски для того,чтобы рассказать о злом и жестоком?(Ответы детей)А сейчас, давайте приступим к рисованию. Н.В.Стротиенко музыкальный руководитель ДОУ№54 г.Междуреченск Кемеровская область