Просмотр содержимого документа
«Круглый стол для родителей и детей «Мяч и речь»»
Круглый стол для родителей и детей «Мяч и речь»
Участники: родители, воспитанники старшей группы.
Цель: научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики; расширять словарный запас детей и родителей; развивать артикуляционный аппарат детей; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие).
План занятия: I. Теоретическая часть Когда появились мячи? Для чего нужен мяч? II. Практическая часть Развитие речевого дыхания и психологической базы речи. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие общей моторики.
Оборудование: проектор, экран, ПК; ножницы, альбомные листы с нарисованными кругами; цветные карандаши; клей; нитки (для бумажных мячиков); фольга; резиновые мячи по количеству детей; массажные мячи по количеству детей; картинка зашифрованная (мяч с ушками); зеркала по количеству детей; салфетки.
Ход занятия
Теоретическая часть Мячи появились очень давно. Раньше в России мячи шились из тряпок и набивались соломой, такие мячи назывались шитки. Но они очень быстро рвались.
Впоследствии мячи стали изготавливать из кожи и набивать их шерстью, мхом, такие мячи были необычной цилиндрической формы, очевидно, они были для игр - катаний, таких, как катание яиц. Но и эти мячи были неудобны, т. к. были тяжелыми. И вот, люди долго экспериментировали, и впоследствии, получили резиновые мячи, наполненные воздухом, которые были очень прыгучие. Как и в Древней Руси, так и сейчас дети очень любят играть с мячом. Для чего нужен мяч? Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи. Регулируют силу и точность движения. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ. Как можно играть с мячами, сегодня мы вам покажем. Практическая часть Воспитатель. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы.
Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми. Дети закрашивают круги на листе бумаги. - Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи? Дети отвечают. - А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки. Дети и родители выполняют задание. - Сколько мячей у вас получилось!
Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины.
Как правильно нужно подуть на мяч: вдох через нос короткий, плечи не поднимать, а выдох длинный через «трубочку», щеки не раздувать. Сдуйте мячик с дороги. Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют. - А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в ворота.
Правило дыхания то же. Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети (а затем мамы) дуют, «загоняют мячики в ворота». Пальчиковая гимнастика «Будем мячики считать» Будем мячики считать (Дети сжимают и разжимают все пальчики) Этот мяч — он из резины. (Загибают пальчики, начиная с большого) Этот мячик синий-синий. Этот мяч большой и красный. Этот мяч такой прекрасный! Будем мы его катать, (Выполняют круговые движения между ладонями) Будем с ним мы играть. Во время игры сигнал компьютера – электронное письмо. «Дети, чтобы поиграть с мячами, вам нужно выполнить задание: провести гимнастику для язычка». Гимнастика на экране для шипящих звуков. Упражнения артикуляционные: чередование «Птенчик» - «заборчик», «накажу непослушный язычок» «лопаточка», «чашечка», «маляр», «вкусное варенье». После выполнения детьми и родителями речевой гимнастики, появляется картинка на экране мяча с ушками.
Воспитатель: Разделимся на 3 команды и будем прыгать на мячиках, выполняя гимнастику для тела. Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Желтый, красный, голубой — Не угнаться за тобой. - Дети, посмотрите, что нам еще принесли. Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол. - А теперь поиграем. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.) Дидактическая игра «Выбери мяч» Воспитатель. (таинственно обращается к детям). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об ее стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами? Дети высказываются. Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров.
При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем — большие. - Сейчас мы будем передавать мяч друг другу. Дети и их родители садятся в круг. У кого окажется мяч, тот должен ответить на вопрос: мячи какие? Дидактическая игра «Поймай — скажи» (показ детьми) Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного.
Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ... «Поймай — скажи наоборот» (с родителями) Антонимы. Дидактическая игра «Что это? Кто это?» Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д. Воспитатель. Игра на внимание. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас? Дети отвечают.
Итог занятия
Воспитатель. Молодцы, ребята, хорошо играли. Теперь вставайте в круг. Много с мячиком играли И немножечко устали. Встанем дружно все в кружок И надуем мяч разок. Сдуем мы его руками И надуем снова сами. Ловко вы мячи бросали, В игры весело играли. Все ребята молодцы! Получайте-ка призы!