Просмотр содержимого документа
«Краски – это волшебство»
Краски – это волшебство!
Во все программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста включено знакомство с художественными материалами, активное использование их в образовательной и совместной деятельности. Проработав опыт коллег, вашему вниманию предлагаются разнообразные приемы работы с гуашевыми и акварельными красками и сочетанием этих художественных материалов.
Одним из первых художественных материалов, с которыми знакомится ребенок в детском саду является гуашь – непрозрачная, плотная краска на водной основе. Ее следует держать в плотно закрытых банках, а перед началом занятия развести водой до состояния жидкой сметанообразной массы.
Во второй младшей группе в начале года рекомендуется предлагать 2-3 цвета гуаши, в конце года – 4- 6.
В средней группе во второй половине учебного года знакомим с приемом смешивания гуаши на палитре. В игровой форме детям предлагается «наколдовать» необходимый оттенок. Дети учатся наносить нужную краску на палитру (белую кафельную плитку, кусочек пластика или плотной белой бумаги), добавлять белила, тщательно перемешивать краски до получения необходимого оттенка.
В старшем дошкольном возрасте использование палитры должно стать нормой. Получение новых цветов – очень интересное занятие для детей. Они с удовольствием экспериментируют, составляя из разных красок зеленый, фиолетовый или оранжевый цвета. Этап работа может быть продолжен для получения гаммы теплых и холодных тонов, это «открытие» многоцветия дети совершают самостоятельно. Тематика занятий разнообразна: рисование сказочных цветов, Изумрудного города, пейзажей.
Гуашевые краски можно использовать в смеси с разными добавками. Если добавить в гуашь крахмальный клейстер, рисунок будет казаться объемным. При рисовании такими красками нужно использовать жесткие кисти или палочки от мороженого (техника письма в живописи с применением мастихина), при этом краска наносится крупными мазками.
Если добавить в гуашь обычную соль, манную крупу или опилки, получится густая паста, которая делает рисунок после высыхания зернистым.
В работе можно использовать неожиданные приемы рисования. Есть много приспособлений, которые помогут разнообразить технику выполнения работ: тычки, печати, штампы, жесткие кисти, тонкие веточки веника, поролон. Иногда можно использовать прием рисования руками, но не надо забывать, что гуашевые краски – это химическое соединение, которое неблагоприятно влияет на кожу и может вызвать аллергическую реакцию.
Тычки разных размеров можно сделать из отработанных старых кистей, обрезав ворс на уровне 1 мм, или из высохших фломастеров, удалив пробку и вставив вместо нее кусочек поролона, ватными палочками и другими подручными средствами.
В рисовании можно использовать особую технику – пуантилизм, когда изображение состоит из множества маленьких точек. Используя этот прием, дети получают мозаичный рисунок.
Интересным получается изображение, выполненное при помощи штампов и печатей. Из обычных картофелин воспитатель в присутствии детей изготавливает штамп. В качестве штампов можно использовать подручный материал (сырой картофель, катушки от ниток, коробочки, пузырьки, пуговицы).
При рисовании шерсти животных можно использовать жесткую сухую кисть. Но можно рисовать веником (конечно, не всем, а лишь отдельными пышными веточками). Для этого нужно взять более жидкую краску. Детям очень нравится неожиданное применение знакомого предмета и результат рисования. Звери получаются необычайно симпатичными и пушистыми.
В пейзажных рисунках вместо кисти используется поролон. Небольшие кусочки поролона произвольной формы с нанесенной на них с помощью кисти краской прикладываются к листу бумаги. Отпечаток создает ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении мазка получаются и нежные ветки с листочками, и шелковая трава, и ажурные кроны деревьев. Интересен детям прием «пятнографии»: лист бумаги нужно сложить пополам, затем на одну половину нанести яркие пятна краски, и пока краска не высохла, лист снова сложить и разгладить. На развороте получится симметричное изображение, остается только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие детали. Подобные занятия развивают у детей фантазию и воображение.
В работе с гуашью можно применить прием процарапывания по сырой краске. На выполненное изображение при помощи стеки наносят штрихи или полосы. Вместо стеки можно использовать палочки для суши. Также можно использовать прием высветления цвета: влажной кистью или салфеткой снимают в нужных местах часть красочного слоя.
Гуашь интересна в сочетании с различными материалами: акварелью, углем, сангиной, мелками и пастелью.
Различные приемы рисования в сочетании с использованием всевозможных материалов позволяют ребенку отобразить в рисунке свою индивидуальность, раскрыть свой творческий потенциал.