kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционно - педагогическая работа с детьми с нарушением зрения в процессе обучения конструированию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект в котором раскрывается коррекционно - педагогическая работа с детьми с нарушением зрения в процессе конструирования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно - педагогическая работа с детьми с нарушением зрения в процессе обучения конструированию.»

Коррекционно - педагогическая работа с детьми с нарушением зрения в процессе обучения конструированию.


Сегодня особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.

С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А. В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и конструирование.

Детское конструирование из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.

В исследованиях было установлено, что в процессе творческого конструирования из разных материалов у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, что наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных предметов (как это было раньше), но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа (конструкций, текстов, сюжетов и т. п.).

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного материала. Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные

признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.д.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные детали геометрической формы); из деталей конструкторов; из крупногабаритных моделей.

В художественном конструировании дети, создавая образцы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой - прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, худой простофиля - волк, прекрасный принц и т.д., что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и природного материала. В процессе конструирования дошкольники, как с нормальным, так и с нарушением зрения приобретают сенсорный опыт, так как ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений служат первоисточником знаний о действительности и закладывают основу для формирования у детей представлений и понятий. Для детей с нарушением зрения характерным является наглядно -действенное мышление, опирающееся на развитую сенсорику, реализуемое в процессе действий с предметами. В условиях зрительной депривации ребенок испытывает значительные трудности в самостоятельном зрительном, тактильном восприятии внешних свойств предметов и объектов, что искажает его представления об окружающем. При осуществлении коррекционно - педагогического процесса обучения и воспитания детей с патологией зрения сенсорное восприятие невозможно рассматривать как отдельно взятое направление. Тифлологическими исследованиями и практическим опытом доказана необходимость его органичного включения в такие виды детской деятельности как конструирование и игра.

Как показывает практика, пути реализации задач обучения конструированию зависят от степени характера нарушения зрения, возраста детей и уровня их развития, основных закономерностей и особенностей развития у детей с нарушением зрения сенсорных способностей, проявляющихся в области восприятия ими предметов и их свойств.

Особенно значимо обучение конструированию как один из компонентов сенсорного воспитания для слепых и частично видящих детей, так как комплексное развитие сохранных анализаторов, активизация их деятельности и научение ребенка пользоваться полученной при их помощи информации - один из основных путей компенсации слепоты в дошкольном возрасте. Поэтому обучение и воспитание детей с нарушениями зрения носит полисенсорный характер. Детей учат узнавать внешние свойства предметов с помощью осязания, обращая особое внимание на выделение характерных признаков, дифференцировку материала, форму, размер объектов или предметов. Тифлопедагоги создают оригинальные пособия (цилиндры и кубики с разными поверхностями, вкладыши и т.п.), позволяющие детям с нарушением зрения получить необходимые знания, расширяющие их сенсорные возможности. Важно подчеркнуть, что процесс обучения конструированию не носит характер механической тренировки сохранных анализаторов, он организовывается чаще всего в виде игры и включает в себя ряд интересных для детей заданий. Закрепление полученных знаний осуществляется в повседневной жизни, в игре. Ведь детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры. Конструируя, ребенок учится из простых геометрических форм создавать новые. В этом случае он имеет возможность увидеть конечный результат своей деятельности, значимый для него самого и его близких.

Л. А. Парамоновой была выявлена динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой, затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; и к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создается несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в

обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Практическая деятельность, направленная на исполнение замысла, не является чисто исполнительной. Особенностью конструкторского мышления даже у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В.Кудрявцев, Э.А.Фарапонова). практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом - бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования. При этом дети часто рассуждают вслух, как бы проигрывая свои действия и их последствия.

Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный материал, предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь - игра. Но восприятие окружающего у детей, особенно с нарушением зрения часто бывает поверхностным: они охватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по - своему, передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем - то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и на самой детской деятельности, в том числе и конструирования.

Принципиально значимым является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно

может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игрой, театром и т.д.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, исследователи предположили разные формы организации обучения конструированию. Одни из них получили широкое распространение в практике, а другие - либо из-за малой их известности, либо из-за трудности организации - почти никогда педагогами не используются.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Маринушкина Юлия Владимировна

Дата: 09.02.2017

Номер свидетельства: 389876

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема:" Развитие творческих способносностей" "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnosnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "116020"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412224825"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства