Коррекция речевых нарушений с помощь музыки у детей дошкольного возраста
Коррекция речевых нарушений с помощь музыки у детей дошкольного возраста
Музыкально-речевые игры – это адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации, музыкально-игровые этюды.
Цель музыкально-речевых игр :
· усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями;
Просмотр содержимого документа
«Коррекция речевых нарушений с помощь музыки у детей дошкольного возраста»
Коррекция речевых нарушений с помощь музыки
у детей дошкольного возраста
Музыкально-речевые игры – это адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации, музыкально-игровые этюды.
Цель музыкально-речевых игр :
· усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями;
· развитиеу детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков. Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулке. Использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям дошкольного возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
Музыкальный слух развивается совместно с речевым. Ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – средства музыкальной выразительности –являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Музыкально-речевые игры и упражнения для развития и коррекции речи объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Виды музыкально-речевых игр и упражнений для развития и коррекции речи:
музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки(можно использовать как самостоятельный вид деятельности или подготавливающий вид разучивание песен, хороводов, плясок, игр с использованием детских музыкальных инструментов).
музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки развивают:
слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку;
звуковысотный, тембровый и динамическое слуховое восприятие.
музыкально-ритмические игры (используются для коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей). Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Тексты, подбираемые речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми: образцы устного народного творчества- песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные.
Музыкально-ритмических игры развивают :
умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки
выразительность движений – с характером музыкального сопровождения.
Игрыс использованием детских музыкальныхинструментов (используются для развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов).
В речевых играх используются детские музыкальные инструменты – металлофоны, ксилофоны, различные свистульки, дудочки, шумовые, в том числе и самодельные («шуршалки», «звенелки», «скрипелки»).
Музыкально-коммуникативные игры помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность.
Применяются в работе игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.
Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста.
Итак, коррекцияречевых нарушений у детей дошкольного возраста через музыкуимеет большое значение:
с помощью музыки у детей можно вызвать определенное эмоциональное состояние: бодрое, задорное, спокойное, доброжелательное;
в процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;
речевые упражнения под музыку создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие;
музыкально-речевые упражнения развивают у детей координацию движения, возможность переключаться с одного движения на другое, планировать движения в пространстве, устанавливать связи между длительностью звучания и интенсивностью движения.
Основная цель использования музыкально-речевых игр и упражнений для развития и коррекции речи - развитие фонематического и музыкального слуха дошкольников.