Просмотр содержимого документа
«КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине «Основы педагогического мастерства »»
контрольная работа
По дисциплине «Основы педагогического мастерства »
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование сущности и своеобразия педагогической профессии……………………………………………………….6
1.1.Понятие “педагогическая профессия”, ее специфика………………………6
1.2.Профессиональная педагогическая деятельность её виды и структура….10
1.3.Специфика профессионально-педагогической деятельности педагога дошкольного образования на современном этапе …………………………...13
Заключение ………………………………………………………………………16
Список источников ……………………………………………………………...18
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в развитых странах учительство составляет наиболее многочисленную группу интеллигенции, она более чем в 2 раза превышает число инженеров и врачей. Что же заставляет современного учителя сохранить привязанность к своей профессии? Американский психолог Ф. Герсберг установил, что настоящими мотивами деятельности учителя является многообразие труда, самостоятельность, профессиональный рост, осознание важности дела и д.р. Важным преимуществом учительского труда и является богатство социальных связей – с коллегами, учениками, родителями. Вопросы определения профессионализма в деятельности учителя, оценки его профессиональной деятельности уже давно стали объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами – практиками и т.д. Психологи проявляли интерес с точки зрения выяснения внутренних механизмов успешности педагогической деятельности. Работы В.С. Мерлина, Е.И. Климова в своих исследованиях показали, что профессиональные параметры связаны с биологическими особенностями: их темпераментом, типом неравной системы. Исследование свидетельствуют от инварионитности биологических предпосылок педагогической профессии, т.е. биологический фундамент, на основе которого строится профессиональная личность. В то же время они не игнорируют индивидуальные особенности учителей, которые выступают существенным фактором, обуславливающим как выбор профессии, так и закрепление в ней определённых стереотипов и формирования индивидуального стиля деятельности. В исследованиях Т.В. Корневой и Е.Ф. Бажина были выявлены тактически достоверные связи между сензитивностью, лёгкой ранимостью, проницательностью по отношению к другим людям и способностью оценивать и понимать эмоциональное состояние других людей, что является профессионально важным для педагога.
Формирование общительности учителя, уравновешенность – неуравновешенность, как неотъемлемое свойство для организации и сохранение нормальных взаимоотношений учителя с учащимся в процессе общения, сила-слабость нервной системы, как свойство, необходимое для плодотворной и эффективной педагогической деятельности в течение всего рабочего дня, имеют положительное значение и влияют на выбор педагогической профессии - показано в исследованиях Н.А. Аминова и Я. Стреляц. Согласно разрабатываемой концепции профессионального развития личности, под профессионализмом следует понимать совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях .
Таким образом, учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке. Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Нелёгок хлеб добываемый, на учительской ниве, но по истине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность .Отсюда и актуальность данного вопроса, отсюда и проблема становления педагогической профессии на этапе развития общества.
Цель контрольной работы по теме – изучить специфику педагогической профессии на современном этапе.
Задачи:
Раскрыть виды и структуру педагогической деятельности.
Показать сущность и особенности педагогической профессии.
Раскрыть значение профессиональных качеств педагога и требования к нему.
Выявить особенности профессиональной направленности и пригодности к педагогической деятельности.
Объект: Педагог
Предмет: Изучение педагогической профессии и профессиональных качеств педагога.
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование сущности и своеобразия педагогической профессии
1.1.Понятие “педагогическая профессия”, ее специфика.
Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной. Первыми учителями ребенка можно назвать родителей. Об этом говорил еще Ж.Ж. Руссо: “Воспитание человека начинается вместе с его рождением; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам”. Первый опыт дети заимствуют у родителей, у тех старших по возрасту людей, которые окружают их в семье. Семейное воспитание можно и нужно считать педагогической деятельностью. Но эта деятельность не является профессиональной. Даже в том случае, если родители имеют педагогическое образование и работают в образовательных системах, они не всегда придерживаются в семье определенных требований педагогической профессии. Хотя, конечно же, в этом случае родители-педагоги имеют определенные преимущества в осуществлении обучения и воспитания своих детей в семейном кругу перед теми, кто не соприкасался в своей жизни с педагогической наукой, педагогической культурой. Однако жизненные примеры подтверждают мысль о том, что и педагогические знания, и сознательно поставленные цели, и сознательная деятельность по их достижению еще не дают гарантии успешного воспитания ребенка. В семейном воспитании как примере непрофессиональной педагогической деятельности, видимо, важнее всех знаний и педагогических правил — стремление родителе знать и понимать ребенка, формирование доверительных отношений с ним, духовная близость.
Что же такое — педагогическая профессия, профессиональная деятельность учителя? Педагогическая профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки (интеллектуальной, нравственно-этической, психофизической), осуществляемой в основном в учебно-воспитательных учреждениях. К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, социальный педагог, педагог дополнительного образования, тренер, преподаватель в профессиональных высших и средних учебных заведениях. Обычно эти профессии подразделяются на несколько специальностей,под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда внутри профессии) вид деятельности. Так, в самой массовой педагогической профессии — учительской — выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, математики, иностранных языков и т.д.
Каковы же основные признаки профессиональной педагогической деятельности? Она носит преднамеренный, целенаправленный характер .В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка: Одной из особенностей педагогической профессии является зависимость результатов труда отличности учителя. В этом отношении она схожа с профессией артиста. Личность учителя как бы проецируется на его учеников (как и личность актера — на зрителей). Это относится как к его достоинствам, так и к недостаткам. Учитель (во всех его проявлениях: внешнего вида; внутреннего, духовного и интеллектуального содержания) является не только субъектом, активным действующим лицом, выполняющим педагогическую деятельность, но и средством этой деятельности. Еще великий К.Д. Ушинский подчеркивал, что личностьформируется личностью, характер формируется характером. Педагогическая профессия носит творческий характер (и в этом плане ее снова можно сравнить с актерской профессией). Несмотря на то, что в современный педагог основывает свой труд на достаточно глубоко разработанной психолого-педагогической теории, в которой четко определены закономерности и принципы, нормы и правила педагогической деятельности, основные ее положения учитель должен применять творчески. Индивидуален каждый ученик, неповторимы классы, с которыми работает учитель. Каждый урок, внеклассная работа требуют творческого подхода к их организации в соответствии с особенностями учеников и тех обстоятельств, в которых они находятся вместе с учителем. Педагогические ситуации не могут быть стандартными, они требуют творческого решения. Поэтому по творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессиями художника, скульптора, актера. Характерной чертой работы учителя является высокий уровень егозанятости.Большая занятость педагога связана не только с необходимостью постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания, расти как личность, но и с тем, что педагогическая деятельность — это сложное явление, ее эффективное выполнение требует разнообразных умений и навыков (диагностических, проектировочных, организаторских, коммуникативных, дидактических, суггестивных и т.д.). Их выработка и осуществление предполагают большие затраты времени учителя, его духовных и физических сил. Эта работа считается трудоемкой и нерегламентированной по времени. Иногда сложно определить, когда начинается и кончается рабочий день педагога. Учитель смотрит спектакль или программу “Время”... Что это — работа или отдых? Вероятно, и то, и другое. В процессе постижения чего-то нового идет накопление знаний, впечатлений, чувств, которые в работе могут сыграть важную роль, стать основой для решения разнообразных педагогических ситуаций. А результативно, на высоком творческом уровне проведенный урок может дать педагогу мощный заряд психологической и физической бодрости, который человек получает в результате активного отдыха.
Особенностью педагогического труда является то, что он осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется в первую очередь учителем (хотя воспитанники тоже во многом оказывают на него влияние). Надо понимать, что организатором педагогического общения является учитель, от него зависит, будет ли это общение продуктивным. Оптимальным стилем педагогического общения является сотрудничество с учащимися, которое предполагает позициюравноправных, взаимоуважающих друг друга партнеров педагогического процесса.
Настоящий педагог живет интересами юных людей, общение с ними дает ему шанс чувствовать себя молодым. Это внутреннее ощущение во многом определяет и то, как выглядит человек внешне. Педагогические наблюдения позволяют утверждать, что педагоги, работающие на высоком профессиональном уровне, реализовавшиеся в профессии, отличаются открытым, молодым взглядом, подтянутостью, бодростью и достаточно хорошим здоровьем независимо от того, сколько им лет.
Подводя итоги сказанному, обобщим, что к особенностям педагогического труда относятся :его осуществление в духовной, а не материальной сфере общественного производства; большая социальная значимость, высокая общественная ответственность; творческий характер деятельности учителя; трудоемкость и высокий уровень занятости, связанные с необходимостью выполнять разнообразные виды педагогической деятельности и постоянно работать над собой, над своим образованием, личностным ростом; направленность на других людей; постоянное общение с молодежью.
1.2.Профессиональная педагогическая деятельность её виды и структура
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют её представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта создание условий для их личного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждений: дошкольных учреждениях, школах, профессионально – технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми, в целостном педагогическом процессе является преподавание и воспитательная работа. Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности. Особенность воспитательной работы состоит в том, что даже при условии отсутствия непосредственного контраста с учителем воспитанник находится под его посредственным влиянием.
Какова же структура педагогической деятельности? По данным исследования Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно – содержательную, отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса, конструктивно – материальную, (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса), конструктивно – оперативную (планирование своих действий).
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. Любая деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога разнообразных умений.
Конструктивная деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога аналитических, прогностических и проектированных умений. Аналитические умения: осмысливать каждое педагогическое явление, правильно диагностировать педагогическое явление, вычленять основную педагогическую задачу. Прогностические умения – чётко представлять в сознании конечный результат. Проективные умения: переводить цели и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи, учитывать потребности учащихся, отбирать виды деятельности, планировать индивидуальную работу с учащимися, планировать систему приёмов стимулирования активности школьников.
Организаторская деятельность – относят мобилизационные, развивающие и ориентационные умения. Мобилизационные умения – это умение привлечь внимание учащихся и развивать у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях. Информационные умения включают в себя умение изложить учебный материал, работать с источниками. Ориентационные умения – умение сформировать ценностные установки воспитанников, куда входят отношения к труду, явлением природы и общества.
Коммуникативная деятельность имеет: Перцептивные умения – умения понимать других, их личностные особенности, определять характер переживаний, видеть главное в человеке. Умение общения – умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки, разрешать конфликты учащихся.
Педагогическая техника – совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности учащихся, и коллектива в целом; развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств – правильная дикция, ритмичное дыхание, умение управлять своим телом, регулировать свои психические состояния. Таким образом, в отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой является цель, мотивы, действия и результат, - применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделение её компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
.1.3.Специфика профессионально-педагогической деятельности педагога дошкольного образования на современном этапе
Педагог является представителем одной из самых социально значимых профессий. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково предназначение педагога в обществе. Труд педагога не допускает однажды усвоенного алгоритма действий: это постоянный творческий поиск оптимальных решений разнообразных педагогических задач, смелый и тонкий эксперимент, требующий от педагога цельного и твердого характера, педагогических и психологических способностей, мастерства. Все эти качества органически взаимосвязаны между собой в единой функционально-динамической структуре его личности как сознательного субъекта педагогической деятельности и активного деятеля общественного прогресса. Специфическое содержание педагогического труда определяется социальной значимостью, характером включения в целостную социальную практику человека.
Анализируя специфические особенности педагогической деятельности, М. С. Каган выделил в ней следующие характеристики: по содержанию – это образовательная деятельность, направленная на выполнение и изменение учебного плана, методов обучения, преобразования детей и многих сторон личности самого педагога; по структуре – это ценностно-ориентационная деятельность, связанная с формированием системы ценностей педагога и переноса ее на детей; по форме – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное или опосредованное общение
Обеспечивая преемственность в развитии культуры, педагог в своей деятельности изначально выражает определенные государственные интересы, таким образом, педагогическая деятельность есть деятельность государственная, выражающая требования общества, его социальных институтов. Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. В отличие от других видов деятельности продукт педагогической работы – не предмет, а человек – субъект данной профессиональной деятельности. Труд человека в сфере образования, хотя и не создает необходимого прибавочного продукта, но обеспечивает условия для активного участия людей в общественном производстве, развивая человека как главную производительную и духовную силу в условиях социального бытия. Педагог учит потребности любить. Профессия от Бога одна – педагог, другие – от педагога (В. А. Сонин). Следовательно, специфика педагогической деятельности связана, прежде всего, с особенностями ее «объекта» и «продукта». Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда – развивающаяся личность другого человека – процесс формирования и развития личности ребенка. В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое. Если педагог учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторитетом, то объект деятельности становится ее субъектом. В связи с этим, педагогическая деятельность из субъект-объектной превращается в субъект-субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой. Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральная фигура которого – ребенок. Ребенок, как неповторимая личность, требует особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения, таким образом, современный педагог поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать со своими воспитанниками, творчески их преобразовывать. Творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, развития своей общей и профессионально-педагогической культуры. Творческий поиск и творческое отношение к делу составляют важное условие эффективности любой профессиональной деятельности, но именно в педагогической они являются нормой, без которой данная деятельность не может состояться вообще. Во многих видах деятельности некачественно выполненную работу можно переделать. В воспитании брак, допущенный педагогом, имеет необратимые последствия. Особенность педагогической деятельности в том, что педагогу не всегда удается пожинать плоды своего труда, воочую наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее». Педагогическая деятельность носит коллективный характер. Невозможно определить меру вклада в развитие ребенка какого-либо конкретного лица, следовательно, воспитание ребенка – коллективное дело, забота об успешных результатах требует единения (согласования подходов к воспитанию, его содержанию, приемов осуществления) сил всех заинтересованных взрослых. Педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, так как ориентирована на стимулирование, организацию работы всех участников воспитательного процесса. Любое воспитательное воздействие педагога должно быть целенапрaвленным, вызывающим ту или иную деятельность. Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию, в процессе ее формируется и развивается не только конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По содержанию данной контрольной работе можно сделать следующие выводы: в отличии от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирование её духовного мира. Для успешного осуществления исследователями педагогической деятельности выделяются следующие три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных областях науки, основы которых он преподаёт. Он должен также быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, выделять ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта создание условий для их личного развития и подготовку к выполнению определенных социальных полей в обществе. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждений: дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. В структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимных и дополняющих друг друга: общегражданские качества, качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Учитель не только профессия, суть которой трансформировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность: Любовь к детям, подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно – педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Зязюна И. А. Основы педагогического мастерства – М: Просв. 1989г.-512с.
2.Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию - Новосит. 1994г.-178с.
3.Рогов Е. И. Личность учителя: Теория и практика - Изд. Феникс Ростов-на-Дону 1996г.-312с.
4.Сластёнин В. А. Профессиональная культура учителя М. Шк. Пресс. 1995г.-212с.
5.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям М. Педаг. 1983г.-318с.
6.Ушинский К.Д. – Педагогика М: 1951г. 4с.
7.Харламов И. Ф. Педагогика - Мн. Университет 2000г.-560с.
8.Чернышёв А.С. Психологический анализ поступков учителя М. Просв. 1991г.-126с.
9.Рыбакова Н. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе М. Просв. 1991г.-128с.11.
10.Сущность и своеобразие педагогической профессии