Просмотр содержимого документа
«Консультация "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 395» ГОРОДА ДОНЕЦКА.
Консультация для воспитателей:
«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Воспитатель:
Шарабарина Н.Е.
Донецк,
2022г.
Речь – особая деятельность, существующая в двух формах: диалогической и монологической, и являющаяся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения.
Следовательно, речь выполняет множество функций:
коммуникативную;
познавательную;
экспрессивную;
исследовательскую;
планирующую.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Основные направления деятельности:
Постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.
Задачи работы:
Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
Обогащать словарь детей, активизировать его;
Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
Предполагаемые результаты:
Активизация словаря детей;
Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя;
Развитие диалогической и монологической форм речи;
Речевое раскрепощение детей;
Умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
Совершенствование навыков общения детей в коллективе;
Повышение общей культуры ребёнка;
Раскрытие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов
В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми:
1. Чтение и совместный анализ сказок.
2. Проигрывание отрывка из сказок.
3. Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
5. Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольные и подвижные игры.
7. Пантомимические этюды и упражнения.
8. Дыхательная гимнастика.
9. Артикуляционная гимнастика.
10. Пальчиковые игры со словами.
11. Разучивание чистоговорок.
12. Посещение спектаклей в театрах города.
Правила работы с детьми.
1. Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.
2. Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.
3. Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
4. При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Дети будут знать и уметь:
- уметь самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки;
- снимать напряжение с отдельных групп мышц;
- научатся запоминать и описывать любого героя;
- строить простейший диалог;
- распределять между собой обязанности и роли;
Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:
- уверенность в себе;
- умение играть в коллективе.
Работа складывается следующим образом:
1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывает перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность дошкольника.
2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:
- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;
- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.
3. Метод сказкотерапии используется для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников.
4. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Взаимодействие с родителями.
1. Изготовление костюмов для постановок, утренников.
2. Презентация « Мы – артисты».
3. Пополнение и оснащение центра эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности (по возрасту детей).
4. Оформление различных видов театра из бросового материала.
5. Подготовка информации для родителей по следующим темам:
Консультации «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста», «Развитие у детей сценического искусства»; «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству»;
Рекомендация «Театрализованные игры дома»;
Буклет «Как поддержать интерес к театру».
6. Итоговая инсценировка сказки (на выбор воспитателя).
7. Выставка: «Праздник старой перчатки».
Литература
Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.