Просмотр содержимого документа
«Консультация «Развитие связной речи у дошкольников»»
Тема консультации:«Развитие связной речи у дошкольников».
Цель: Расширить знания сотрудников о методике развития связной речи у дошкольников.
Содержание консультации:
Развитие речи – поэтапный процесс (пока не пройден более «нижний этаж», нельзя переходить к следующему).
Низшая ступень – развитие пассивного и активного словаря, умение связывать слова в простые и распространённые (сложносочинённые) предложения.
Ступень старшего дошкольного возраста – связная речь.
Связная речь – это развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, логически связанных между собой предложений, объединённых одной темой.
Существуют два вида связной речи : диалогическая и монологическая.
Диалог : наиболее простой вид связной речи. Это беседа двух людей с чередованием высказываний двух собеседников (вопрос-ответ или просто высказывания на определенную тему). Диалог может быть ситуативным (привязанным к конкретной ситуации) и контекстным (рассуждения по не относящемуся к ситуации поводу).
. Монолог – это речь одного человека, обращенная к слушателю (ям). Если связная речь выступающего развита на достаточном уровне (в это понимание входит ЗКР, богатый словарный запас, грамматика, логика и выразительные средства) – его слушают со вниманием. Если отсутствует хотя бы одна из характеристик (т.е. присутствует грамотная речь, но отсутствуют выразительные средства – мимика, жесты, интонация), то монологическая речь воспринимается с трудом .
Полноценной монологической речью дети овладевают лишь в процессе специального обучения.
Виды устной монологической речи для дошкольника: пересказ и самостоятельныйрассказ.
Виды письменной монологическойречи : изложение (пересказ) и сочинение (самостоятельный рассказ).
ПЕРЕСКАЗ
Это наиболее точно изложить прочитанный текст.
Проблемы дошкольника при пересказе могут быть связаны не только с проблемами памяти, но и мышления, а так же скудного словарного запаса.
Самостоятельный рассказ – это три вида рассказывания: - описание,-повествование- рассуждение.
Описание – это наиболее простой вид самостоятельного рассказа. В нем нет действующих лиц и сюжета. Это просто характеристика какого-либо предмета (игрушки, животного, растения, человека, явления природы), находящегося в статическом положении. Для описания детьми кого-либо или чего-либо необходимо подготовить схемы (алгоритмы) описания.
Повествование сложнее описательного рассказа, поскольку в нем сообщается о событиях, следующих друг за другом по времени. В повествовательном рассказе есть действующие лица и определенный сюжет.
Повествовательный рассказ имеет определенную структуру : завязка, кульминация и развязка . События должны передаваться с соблюдением последовательности и с учетом причинно-следственных связей.
Повествовательные рассказы делятся на фактические (они излагаются по реальным событиям) и творческие (в них есть элементы фантазии).
Рассуждение – это особый вид связного рассказа, отражающий причинно-следственные связи. В этих рассказах есть то, что необходимо доказать.
ПРОБЛЕМЫ развития связной речи в дошкольном возрасте:
-связная речь формируется, если ребенок испытывает потребность в этом;
- при сохраненном интеллекте недоразвитие речи «портит» характер (ребенок переживает свое неумение объяснить ситуацию);
- ребенок не в состоянии объяснить связно свои чувства и мысли потому, что он не понимает связную речь говорящего;