Просмотр содержимого документа
«Консультация «Развитие связной речи у дошкольников»»
Тема консультации: «Развитие связной речи у дошкольников».
Воспитатели: Соколова Л.Г., Еловикова Е.А.
Цель: Расширить знания сотрудников о методике развития связной речи у дошкольников.
Содержание консультации:
1. Развитие речи – поэтапный процесс (пока не пройден более «нижний этаж», нельзя переходить к следующему).
Низшая ступень – развитие пассивного и активного словаря, умение связывать слова в простые и распространённые (сложносочинённые) предложения.
Ступень старшего дошкольного возраста – связная речь.
2. Связная речь – это развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, логически связанных между собой предложений, объединённых одной темой.
Существуют два вида связной речи: диалогическая и монологическая.
3. Диалог: наиболее простой вид связной речи. Это беседа двух людей с чередованием высказываний двух собеседников (вопрос-ответ или просто высказывания на определенную тему). Диалог может быть ситуативным (привязанным к конкретной ситуации) и контекстным(рассуждения по не относящемуся к ситуации поводу).
ЧИТАТЬ:
Диалогической речью ребенок овладевает непроизвольно, поскольку она связана с установлением контакта и «сотрудничества». Умение слушать и понимать собеседника иногда бывает сложнее для ребенка, нежели произносить монолог (это связано не с развитием связной речи у ребенка, а с психологическими проблемами).
Помимо диалога есть еще и полилог. В этом случае в разговоре участвуют не двое, а несколько человек, которые должны следить за репликами друг друга и поддерживать общую тему.
4. Монолог – это речь одного человека, обращенная к слушателю (ям). Если связная речь выступающего развита на достаточном уровне (в это понимание входит ЗКР, богатый словарный запас, грамматика, логика и выразительные средства) – его слушают со вниманием. Если отсутствует хотя бы одна из характеристик (т.е. присутствует грамотная речь, но отсутствуют выразительные средства – мимика, жесты, интонация), то монологическая речь воспринимается с трудом.
ЧИТАТЬ:
На основе монолога строится по сути вся школьная и вузовская программа. Благодаря блистательной устной монологической речи выросли многие поколения высокообразованных людей. Книга, являясь образцом письменной монологической речи, воспитывает умы и души наших детей.
4. Полноценной монологической речью дети овладевают лишь в процессе специального обучения.
ЧИТАТЬ:
Если произошла задержка в развитии связной речи в дошкольном периоде, то эта задержка скажется безусловно на умении в школе излагать устный материал и писать изложения и сочинения.
5. Виды устной монологической речи для дошкольника: пересказ и самостоятельный рассказ.Виды письменной монологической речи: изложение (пересказ) и сочинение (самостоятельный рассказ).
6. Задачи при пересказе – наиболее точно изложить прочитанный текст. Проблемы дошкольника при пересказе могут быть связаны не только с проблемами памяти, но и мышления и скудного словарного запаса.
7. Самостоятельный рассказ – это три вида рассказывания: описание, повествование и рассуждение.
8. Описание – это наиболее простой вид самостоятельного рассказа. В нем нет действующих лиц и сюжета. Это просто характеристика какого-либо предмета (игрушки, животного, растения, человека, явления природы), находящегося в статическом положении.
Для описания детьми кого-либо или чего-либо необходимо подготовить схемы (алгоритмы) описания.
9. Повествование сложнее описательного рассказа, поскольку в нем сообщается о событиях, следующих друг за другом по времени. В повествовательном рассказе есть действующие лица и определенный сюжет.
Повествовательный рассказ имеет определенную структуру: завязка, кульминация и развязка. События должны передаваться с соблюдением последовательности и с учетом причинно-следственных связей.
Повествовательные рассказы делятся на фактические (они излагаются по реальным событиям) и творческие (в них есть элементы фантазии).
10. Рассуждение – это особый вид связного рассказа, отражающий причинно-следственные связи. В этих рассказах есть то, что необходимо доказать.
ПРОБЛЕМЫ развития связной речи в дошкольном возрасте:
-связная речь формируется, если ребенок испытывает потребность в этом;
- при сохраненном интеллекте недоразвитие речи «портит» характер (ребенок переживает свое неумение объяснить ситуацию);
- ребенок не в состоянии объяснить связно свои чувства и мысли потому, что он не понимает связную речь говорящего;
- у ребенка не развито мышление.
МОНИТОРИНГ развития связной речи дошкольника:
Методика мониторинга (диагностики) развития связной речи дошкольника описана в книге Л.Г. Парамоновой «Воспитание связной речи у детей», изд. «Детство-пресс», 2011 г.
Прежде, чем приступать к работе над связной речью, нужно проверить ее состояние у ребенка, Эта проверка включает три этапа:
- понимание ребенком связной речи окружающих (отдельных слов, предложений, диалогической и монологической речи;
- наличие у ребенка собственной диалогической речи;
- наличие у ребенка собственной монологической речи и ее качество.