Просмотр содержимого документа
«Консультация "Психология в Детском саду"»
“Психологическая диагностика в детском саду”
Кто владеет информацией, тот владеет всем.
Ли Якокка
Практика показала, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности.
Руководители ДОУ должны уделять особое внимание работе с педагогическими кадрами. Необходимо хорошо знать профессиональные и личностные качества каждого педагога, чтобы грамотно определить его место в образовательном процессе, включить в круг организационно-педагогических отношений и оптимально использовать все его таланты, знания, профессиональные умения и личностные качества в достижении общей цели дошкольного образовательного учреждения.
Особое место в социальной среде детей, посещающих детский сад, занимает воспитатель. Исследования показали, что в ряде случаев ни семья, ни сверстники не могут обеспечить целиком формирование личности дошкольника, особенно его нравственную сторону. Именно воспитатель проектирует создание такой среды для своих воспитанников, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на них, на их психическое развитие, управляет возникающими взаимоотношениями. От него в значительной степени зависит развитие личности дошкольника. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, писал К.Д.Ушинский – только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером может образовать характер».
Особенно важными личностными характеристиками воспитателя представляются следующие:
Любовь к детям;
Эмпатия, умение сопереживать другим;
Коммуникативные способности;
Тактичность, доброжелательность в общении;
Высокий вербальный и невербальный интеллект;
Творческие способности;
Рефлексия, умение анализировать свою деятельность;
Организаторские способности;
Ответственность;
Артистические способности;
Уравновешенность, эмоциональная стабильность;
наблюдательность, внимательность;
эрудированность;
уверенность в себе, высокая адекватная самооценка, самопринятие;
грамотная и внятная речь
Мы предлагаем Вам воспользоваться пакетом психологических методик, который включает в себя разнонаправленную диагностику:
общая диагностика личности (включает в себя многофакторную оценку сотрудника: интеллектуальную сферу личности, коммуникативные способности,
уровень социальной адаптации, степень креативности, эмоциональную устойчивость человека, его лидерские качества, и многое другое);
социально-психологическая диагностика
Общая диагностика личности.
Мы предлагаем некоторые психодиагностические методики на выявление уровня сформированности наиболее важных качеств воспитателя.
Цели применения психодиагностики воспитателей:
- формирование работоспособных, эффективных «команд" (обычно это 2 воспитателя и их помощник), члены которых взаимодополняли бы друг друга;
Подготовка к педагогическому совету, семинару, по той или иной теме (например, при проведении педсовета, посвященного развитию творческих способностей у дошкольников целесообразно провести диагностику творческого мышления у воспитателей, ведь только творческий человек может «разбудить» творца в ребенке);
Самоанализ педагога, его стремление к саморазвитию, когда воспитатель самостоятельно использует ту или иную методику для выявления сильных сторон, а также своих резервов.
Эти методики можно использовать как в комплексе, так и по отдельности.
Важным моментом в профессиональной деятельности педагога является его способность понимания чувств, которые испытывает ребенок. Без этого невозможно эффективное выполнение воспитательно-образовательных функций педагогом, да и простое общение с ребенком.
Самооценка эмпатических способностей (тест А.Мехрабиена и Н.Энштейна)
Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети их родители, коллеги). Для выявления уровня развития коммуникативных способностей педагога предлагаем следующую методику: Оценка уровня общительности (тест Ф.Ряховского)
Педагогический такт проявляется с первой до последней минуту контакта с детьми. Педагогический такт обуславливает культуру взаимоотношений педагога с детьми, способствует наибольшему воспитательному эффекту. В основе педагогического такта лежит знание психологии ребенка, уважение к его личности, чуткость, внимательность к психическому состоянию ребенка, ровное обращение с детьми.
Сформирован ли у Вас педагогический такт?
Нередко психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности воспитателя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. В предлагаемом опроснике заложена идея оценки и сравнения между собой различных типов педагогов.
Оценка профессиональной направленности личности воспитателя.
Следующая методика направлена на измерение уровня интеллекта, так как педагог, имеющий высокий уровень интеллекта способен рационально и эффективно действовать в новой обстановке, быстро ориентироваться в меняющейся ситуации.
Тест измерения уровня интеллекта.
Необходимым дополнением к высокому интеллектуальному развитию педагога являются его творческие способности.
Тесты творческого мышления
Одним из важных качеств педагога является умение анализировать собственную деятельность. Ведь рефлексия — это способность осознавать и анализировать свое поведение, свои чувства и мысли. Анализируя свои отношения с детьми, педагог-мастер выявляет и исправляет погрешности в общении, стремится не допускать их в дальнейшем.
Именно на выявление способности педагога анализировать свою деятельность и направлены следующие психодиагностические методики.
Самооценка педагога.
Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Работа педагога – такой вид трудовой деятельности, который просто невозможен вне общения. Одной из самых сложных его сторон является общение, либо через живое, непосредственное общение педагогов с коллегами, с детьми осуществляется главное в педагогической работе – воздействие личности на личность. От стиля и форм взаимодействия педагогов зависит их эмоциональный настрой.
На определение стиля педагогического общения мы предлагаем вам следующие методики:
Методика «Стили педагогического общения»
Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Большое значение в профессиональной деятельности воспитателя ДОУ имеет его постоянное самосовершенствование и саморазвитие. Наука не стоит на месте, она постоянно движется вперед. Появляются новые формы работы с детьми, новые программы. Родителей часто интересует вопрос об уровне профессионализма воспитателя. Чтобы соответствовать запросам родителей, уметь ориентироваться в новых формах и методах обучения и воспитания, нужно непрерывно повышать уровень своего профессионализма, самосовершенствоваться. Для определения готовности к саморазвитию можно использовать методику «Готовность к саморазвитию».
Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на воспитателя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но и за его психическое здоровье и способность к адаптации. Общество ожидает от воспитателя умения корректировать различные социальные умения обучать детей знаниям и умениям, обеспечивать деятельность по эстетическому воспитанию, удовлетворять потребности воспитанников с широким кругом способностей и содействовать моральному и этическому развитию. От здоровья педагога во многом зависит и здоровье воспитанника. Действие многочисленных эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к педагогическим кризам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога.
Профессия педагога относится к классу профессий типа "субъект-субъект", которые наиболее подвержены влиянию психического выгорания.
Исключительное значение для выявления причин, приводящих к возникновению психического выгорания, имеет изучение личностных особенностей педагога и специфики организационной культуры педагогического коллектива. Их объективирование приобретает особую актуальность, так как грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития "выгорания" могут помочь в приостановке начавшегося процесса "выгорания" или предупредить его возникновение, сохранив педагога как здоровую личность и эффективного профессионала.
Оценка склонности к психическому выгоранию имеет большое значение для анализа процесса профессионального становления личности педагога, для планирования его профессиональной карьеры. Для выявления эмоционального выгорания мы предлагаем вам следующие методики:
Диагностика профессионального выгорания.
Определение психического выгорания (Руковишников А.А.)
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Социально-психологическую диагностику коллектива целесообразно проводить для:
оптимизации процессов межличностного взаимодействия педагогов
выявления источников социально-психологической напряженности, причин неоднократных увольнений сотрудников и снижения до минимума возможности возникновения конфликтов в коллективе;
выявления "слабых мест" в деятельности команды и повышения эффективности ее функционирования;
формирования корпоративной культуры;
Что позволяет оценить социально-психологическая диагностика:
Готовность к совместной работе;
Групповую сплоченность;
Наличие группировок и неформальных лидеров;
Причины возникновения и источники социально-психологической напряженности;
Схемы взаимодействия и информационного обмена между подразделениями;
Дублирование функций, функциональные пересечения;
Оценку социально-психологического климата в коллективе;
Индивидуально-личностные особенности оцениваемых сотрудников и прогноз поведения в будущем.
Чаще всего запрос на социально-психологическую диагностику поступает от администрации детского сада при формировании новых групп для выявления совместимости сотрудников. Предлагается использовать методики:
Сработанность-Совместимость (СРАСОВ)
Психогеометрия
Все мы работаем в коллективе. Психологический климат является одной из важнейших характеристик трудового коллектива. Он складывается в процессе взаимодействия группы и определяет все ее дальнейшее функционирование. Так, благоприятный психологический климат повышает эффективность работы группы, способствует ее сплочению. В свою очередь, неблагоприятный психологический климат снижает качество труда и понижает работоспособность группы в целом.
Для оценки психологического климата в коллективе полезно использовать опросники. Одна из самых известных методик - Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру), которая позволяет провести анонимную диагностику, что обеспечивает высокую достоверность информации. Так же информативны следующие методики:
“Экспресс методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе”.
Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе
Известно, что многие конфликты в коллективе легче предупредить, чем разрешить, поэтому профилактика конфликтов должна занять видное место в деятельности любой организации.
Для диагностики конфликтного поведения и способов выхода из них можно использовать следующие методики:
Тест на определение конфликтностиТест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. (Методика Томаса)Методика оценки агрессивности педагога А. АссингераСпособность к саморегуляции Нельзя обойти и такой формы диагностики как анктерование. Здесь мы предлагаем следующие виды анкет: Анкета для воспитателей групп. Применяется в начале учебного годы для выявление проблем в группе. Анкета по изучению удовлетворенности жизнедеятельности в ДОУАнкета по выявлению отношения педагога к воспитательно-образовательному процессуАнкета для выявления характера взаимоотношений в педагогическом коллективеАнкета по определению рейтинга воспитателяАнкета «Я и мой коллектив»