Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду».
Поступление в детский сад представляет для ребенка значительные трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни.
Не проявляйте беспокойства по поводу предстоящего события и не жалейте малыша, как будто готовится что – то ужасное. Скажите, что он сможет пообщаться с другими детьми и завести друзей, что в саду много книжек и игрушек, прогулки, праздники, музыкальные и физкультурные занятия и.т.д. Тогда ребенок с радостью воспримет перемены.
Говорите о садике и о воспитателях в положительных тонах, особенно в присутствии ребенка. Если он будет слышать, какой прекрасный его детский сад и его воспитатели, ему будет легче ходить в него и легче устанавливать контакт с воспитателями.
Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая – нибудь из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
Будьте уверены и спокойны. Ваше спокойствие и твёрдое понимание того, что все идёт правильно и хорошо, будут опорой вашему ребёнку. «Если мама спокойна, значит всё хорошо, и нет ничего страшного. Я справлюсь. Мама во мне уверена». Запомните: спокойная мама – спокойный малыш!
Соблюдайте режим дня, близкий к режиму в садике. Не меняйте его даже в выходные. Тогда ранние подъёмы не будут причиной плохого настроения ребенка по утрам, и ему легче будет подстроиться к распорядку в саду.
Постарайтесь приблизить рацион питания ребенка к такому, который установлен в садике. Он охотнее будет есть то, к чему он привык.
Учите его самостоятельно одеваться и раздеваться. Только не слишком настойчиво, без напряжения. В четыре года он быстро освоит эти навыки и в саду ему будет значительно легче.
Старайтесь, чтобы вашего ребенка окружала спокойная доброжелательная атмосфера. Ему сейчас действительно непросто (как и вам). Его нервная система перегружена. Он может чаще плакать, капризничать, вредничать. На самом деле ему, как никогда, нужно ваше внимание, забота и любовь.
Если воспитатели в детском саду позволят, дайте ребенку с собой какую-нибудь небольшую игрушку, которую он любит. Он будет связывать её с домом, поможет освоиться в незнакомом месте. С игрушкой он будет спокойнее засыпать днём.
Обязательно говорите ребенку, когда вы за ним придете. «Я приду за тобой после того, как ты поспишь и поешь». Ребёнок может расстраиваться, что вы придете не скоро, но зато не будет ждать вас каждую минуту.
Большим помощником в таких делах является сказка. Расскажите ребенку сказку о том, как жил(а)-был(а) маленькая девочка или мальчик (мышка, белочка,…), которая однажды выросла и начала ходить в детский сад. Сначала ей было страшно, и одиноко. Она не хотела ни есть, ни спать в незнакомом месте. Но потом девочка увидела вокруг других девочек и мальчиков, таких же как она, и ей захотелось с ними поиграть….. Главным, ключевым моментом сказки должно быть возвращение мамы. Вы можете проигрывать эту сказку с игрушками или рассказывать её перед сном. Показывая (рассказывая) такую сказку, вы готовите ребенка, к тому, что его ждёт в садике, показываете ему варианты развития событий. А также сообщаете, а это главное, о том, что вы понимаете его чувства и сопереживаете ему.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. Средний срок адаптации в норме составляет:
- в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.