Консультация «Психогимнастика, как одно из направлений здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Консультация «Психогимнастика, как одно из направлений здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый педагог знает это по своему опыту. Справиться с этим можно лишь применяя различные методы воздействия на детей. Одним из них является психогимнастика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация «Психогимнастика, как одно из направлений здоровьесберегающих технологий в ДОУ»»
Консультация для воспитателей ДОУ на тему:«Психогимнастика, как одно из направлений здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый педагог знает это по своему опыту. Справиться с этим можно лишь применяя различные методы воздействия на детей. Одним из них является психогимнастика.
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). В основе психогимнастики лежит игра.
Цель психогимнастики заключается в следующем:
Проведение психофизической разрядки;
Развитие познавательных психических процессов;
Нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
Коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
- этюдов с использованием мимики и пантомимы;
- этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
- этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Комплекс игр и упражнений по психогимнастики для детей
4 – 6 лет.
Упражнение «Кукла»
Цель: обучение приемам саморасслабления.
Оборудование: тряпичная кукла.
Инструкция: покажите детям тряпичную куклу. Пусть каждый по очереди попробует подвигать ее руки и ноги. Поднимите руки куклы и опустите их. Пусть дети повторят. Предложите детям представить себя тряпичной куклой. Пусть они расслабляют руки, а вы поднимайте их и опускайте.
Упражнение «Бабочка»
Цель: развитие выразительности движений и волевой саморегуляции.
Оборудование: не требуется.
Инструкция: предложите детям представить, что девочка «Маша» в солнечный день гуляла в саду и вдруг увидела красивую, яркую бабочку. Стала она к ней подкрадываться, все ближе и ближе, осторожно. Только протянула руки, чтобы прикрыть ее ладошками, как бабочка, встрепенувшись, улетела и села в другом месте. Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед; ступать на носочках, очень медленно и осторожно.
Упражнение «Смелый заяц»
Цель: развитие выразительности движений и самоорганизации.
Оборудование: не требуется.
Инструкция: предложите детям представить, что заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк. Выразительные движения. Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Уверенный взгляд.
Игра «Дочки - матери»
Цель: формирование умения выражать эмоции и чувство любви.
Инструкция: игра сопровождается колыбельной мелодией. Предложите детям представить, что мама и папа укладывают спать своего любимого сыночка (дочку). Сначала мама берет на руки сыночка (дочку), нежно прижимая его (ее) к себе, а папа с доброй улыбкой смотрит на маму и ребенка и сам тихонько покачивается. Мама передает ребенка папе. Теперь папа трепетно держит малыша на руках, а мама смотрит на них ласково, с любовью. На лице улыбка, медленно покачиваются под музыку вправо – влево, руки сложены перед собой. Следить за выразительностью движений.
Игра «Солнечный зайчик»
Цель: формирование целостного положительного образа своего тела и умения выражать эмоции.
Оборудование: не требуется.
Инструкция: веселый и добрый солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке (поглаживай аккуратно, нежно, чтобы не спугнуть его). Погладь голову, шею, животик, руки, ноги. Зайчик забрался к тебе за шиворот, погладь его там. Подружись с ним. Тебе весело и приятно с ним играть.
Упражнение «Маленькая птичка»
Цель: развитие воображения, способности сопереживать и выражать свои чувства.
Оборудование: не требуется.
Инструкция: (обращаясь к ребенку): Попробуй представить, что сейчас у тебя в руке маленькая птичка с раненым крылышком. Протяни осторожно руки ладонями вверх. Постарайся согреть птичку, прижми ее к себе, к своей груди; подыши на нее, ровно, спокойно и глубоко; подари ей доброту своего сердца и дыхания. Чуть позже раскрой ладони – ты увидишь, что птичка радостно взлетела. Улыбнись ей и не грусти: она еще обязательно прилетит к тебе. Помаши ей и пожелай доброго пути !
Игра «Зеркальный магазин»
Цель: развитие выразительности движений; формирование целостного положительного образа своего тела.
Оборудование: просторное, уютное помещение.
Инструкция: дети должны представить, что они попали в зеркальный магазин. Одна группа детей выступает в качестве зеркал, а другая – посетители магазина, которые ходят мимо зеркал, кружатся, улыбаются и т.д. зеркала должны точно отображать движения и выражение лиц посетителей.
Упражнение выполняется со сменой ролей.
Игра « Зайки и слоники»
Цель: дать детям возможность почувствовать себя то сильными, то слабыми, способствовать повышению самооценки.
Оборудование: просторное, уютное помещение.
Инструкция: ребятам предлагается сначала быть зайками – трусишками. Ведущий «Скажите: когда заяц чувствует опасность, что он делает? Дрожит. Покажите, как он дрожит. Поднимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся и т.д. (Дети показывают). Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? (Дети прячутся и т.д.). а что делают зайки, если видят волка? А теперь мы с вами будем слонами – большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как покажите, что делают слоны, когда видят тигра…». Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения дети садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Игра «Шалтай - болтай»
Цель: развитие навыков саморасслабления.
Оборудование: просторное, уютное помещение с мягким ковровым покрытием.
Инструкция:
Шалтай – болтай
Сидел на стене,
Шалтай – болтай
Свалился во сне.
(Перевод С. Маршака)
Ребенок поворачивает туловище вправо – влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На словах «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
Упражнение «Фея сна»
Цель: снятие физического напряжения и развитие навыков саморасслабления.
Оборудование: тоненькая блестящая палочка.
Инструкция: дети сидят на стульях, расставленных по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсекеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея сна (если мальчик – то он волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой… фея смотрит на них: все спят, она улыбается и тихонько уходит.