Консультация: « Понятие и содержание аппликации в ДОУ.»
Консультация: « Понятие и содержание аппликации в ДОУ.»
Тема: « Понятие и содержание аппликации в ДОУ.»
Аппликация - от латинского слова « application » -накладывание.
Возникло в 17 веке.
Способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.
Используются разные материалы : кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Дошкольникам доступна различная техника: сминание, скатывание, разного вида разрезание (разрезание по прямой линии для получения геометрических форм – квадратов, прямоугольников; срезание углов по прямой линии для получения трапеции; срезание углов по округлой линии для получения кругов, овалов; вырезывание по контору, силуэтное вырезывание; многослойное вырезывание); обрывание, плетение.
Аппликация-это наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения;
-это дидактическое средство для развития пространственного мышления, мелкой моторики руки, следовательно, развитие речи и интеллекта.
-занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз.
В аппликации применяется разная техника прикрепления деталей к основе (картону, ткани):наклеивание (всей плоскости детали или части ее) и пришивание. То и другое доступно детям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация: « Понятие и содержание аппликации в ДОУ.»»
4
Тема: « Понятие и содержание аппликации в ДОУ.»
Аппликация - от латинского слова « application » -накладывание.
Возникло в 17 веке.
Способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.
Используются разные материалы : кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Дошкольникам доступна различная техника: сминание, скатывание, разного вида разрезание (разрезание по прямой линии для получения геометрических форм – квадратов, прямоугольников; срезание углов по прямой линии для получения трапеции; срезание углов по округлой линии для получения кругов, овалов; вырезывание по контору, силуэтное вырезывание; многослойное вырезывание); обрывание, плетение.
Аппликация-это наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения;
-это дидактическое средство для развития пространственного мышления, мелкой моторики руки, следовательно, развитие речи и интеллекта.
-занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз.
В аппликации применяется разная техника прикрепления деталей к основе (картону, ткани):наклеивание (всей плоскости детали или части ее) и пришивание. То и другое доступно детям.
Ребенку необходимо овладеть не только специальными, но общими трудовыми умениями: ставить задачу, отбирать необходимые материалы и средства для ее реализации, планировать ход работы, контролировать и оценивать результаты.
На протяжении дошкольного детства данный вид труда усложняется и обогащается, его содержание становится полнее и глубже:
а) разнообразнее и сложнее становятся декоративные узоры; предметы и сюжеты, изображаемые аппликативным способом;
б) разнообразнее становится используемый материал;
в) разнообразнее и сложнее становится техника исполнения, дети могут переносить технику работы, усвоенную на одной материале, на другой с учетом особенностей нового материала;
г) работы становятся все более выразительными за счет комбинирования материала и разнообразия техники исполнения, обогащения цветовой гаммы и композиционных решений.
Аппликация способствует:
- формированию у детей определенных знаний, развитию умений, отработки навыков и воспитанию личности;
- усвоению знаний о цвете, строении предметов их величине, плоскостной форме и композиции;
- усвоению знаний о симметрии и асимметрии;
-развитию ориентировки в пространстве и на ограниченной поверхности, мелкой мускулатуры кисти рук.
Виды аппликации
Предметная, Сюжетная, Пейзажная, Декоративная
Обучая детей аппликации, педагог решает следующие общие задачи:
1.Формирует умение составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
2. Формирует умение составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
3.Учит овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов.
4.Формирует чувство цвета, учит распознавать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
5. Формирует чувство формы, пропорций, композиции.
Способы вырезывания
- Вырезывание правильных геометрических форм.
- Вырезывание из бумаги сложенной вдвое. Используется для вырезывания предметов симметричных форм (листьев, цветов).
- Вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз. Для вырезывания предметов более сложной симметричной формы.
- Вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой. Для вырезывания нескольких одинаковых форм и для гирлянд.
- Вырезывание по частям.
- Вырезывание по контору.
- Обрывание бумаги.
Вторая младшая группа
Задачи:
-знакомить детей с разными свойствами бумаги, как материала;
-знакомить с приемами выкладывания и наклеивания готовых форм на лист бумаги;
- учить ориентироваться на листе бумаги;
- знакомить с приемами работы с клеем и кистью;
-учить составлению сюжетной композиции из геометрических фигур;
- развивать подвижность руки.
В этом возрасте содержание работ своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и мозаичная (из кусочков ) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы (цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др.).
Эти работы , выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т. п.Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента- ножниц.
Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материалов и т.д .в совместной с ним деятельности.
Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.
Действия с бумагой постепенно усложняются. Наиболее простое действие – это отрывание, затам сминание – сначала крупных комочков(до 1 см в диаметре),потом мелких, а затем скатывание шариков, самое сложное- это разрезание бумаги ножницами. Для чего необходимо разнообразие действий с бумагой и постепенное их усложнение? Во-первых, в зависимости от того, что используется для создания аппликации (кусочек, комочек или шарик),дети учатся передавать специфику изображаемого предмета. Например, с помощью кусочков лучше сделать дерево, праздничный салют, из комочков- веточку мимозы, сирени, нарядную елку. Во-вторых, по разному действует рука ребенка: то вся кисть, то ладонь, то пальцы, то кончики пальцев. Это своеобразная гимнастика для руки, подготавливающая ее к более сложным , требующим тонкой координации действиям с бумагой и с другими материалами, орудиями.
Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта» эмоционально подготавливает ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации.
Средняя группа
Задачи:
- учить правильно держать ножницы и действовать с ними;
- научить приемам вырезывания форм путем срезания углов, вырезывания фигур круг и овал из квадрата и прямоугольника
- учить наклеивать узор на основу неправильной формы;
- познакомить с техникой обрывания бумаги;
- продолжать учить детей наклеивать готовые формы по образцу, составлять композицию;
- продолжать развивать мелкую моторику руки;
-приобщать детей к созданию аппликации из сухих листьев, корректировать способы приклеивания листьев на основу.
В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания: дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию, разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок ) можно дать трафареты. Они еще не владеют более сложным (симметричным и силуэтным) вырезыванием, а в аппликации им хочется использовать детали предметного содержания. С помощью трафарета дети реализуют свое желание, не прибегая к помощи взрослого. Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали разными способами из ткани, в результате возможна аппликация на ткани. Для основы используются мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная. На ткани можно располагать узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов.
Детей 4-4,5 лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составить узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т. д.
В работе с данным видом материала важно побудить детей к передаче ассоциативного образа, возникающего на основе умения увидеть формы листьев и соотнести их с формой тех или иных предметов живых объектов: насекомых ,животных, фруктов ,овощей, человека.
Методы и приемы:
1. Информационно-рецептивный: рассматривание и анализ предмета.
- учить находить и выделять знакомые формы в предметах, различать и называть квадрат, прямоугольник; круг, овал, треугольник по основным признакам.
- уточнить знания о различных цветах и дифференцировать их на яркие, светлые, темные тона.
- учить сравнивать фигуры по величине: высокий, низкий, узкий, широкий, толстый, внизу, вверху, внизу, друг за другом, рядом, слева, справа.
- продолжать обучать приемам вырезывания + вырезывания гармошкой и симметрично.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания – симметричной, силуэтной, многослойной, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.
Дошкольники осваивают новый способ прикрепления деталей- пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения; плоскотное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата).Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки т.п.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей, с большим разнообразием используемого материала.
Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. Обучая дошкольников созданию сюжета, пейзажа из сухих листьев, травы, цветов, веточек, педагог продолжает развивать их ассоциативное мышление: на что похожа деталь и как она выглядит в сочетании с тем или иным предметом. Например, в пейзаже лист березы или тополя на заднем плане будет играть роль целого дерева березы или тополя; цветок тысячелистника на переднем плане выглядит как цветущая вишня или яблоня, часть рубинового листа- туловище бабочки и т. п. Ребенку нужно помочь увидеть это. Рассматривание картинок, фотографий, наблюдение в природе способствуют решению этой задачи.
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного; использовать аппликацию как украшение объемных поделок.
Методы и приемы:
Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов.
Показ образца.
Словесные: совет, указание, косвенные вопросы, напоминание.
Анализ работ при активном участии детей, самостоятельное подведение итогов занятия.
Подготовительная группа
Задачи:
продолжать уточнять знания детей о знакомых геометрических фигурах + многоугольники с разным количеством углов.
учить дифференцировать оттенки основных спектральных тонов, различать холодные и теплые цвета,светлые и темные оттенки.
продолжать обучать ориентировке на плоскости листа бумаги + напротив по парам,на одном уровне.
учить «рисовать» ножницами –вырезывание без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов.
формировать умение самостоятельно планировать работу.
Методы и приемы:
В повседневной работе – обследование предметов, игрушек, произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных промыслов.
Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов + образное словесное пояснение.