kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация «Обогащение индивидуального опыта ребенка через художественно - эстетическую продуктивную деятельность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация педагога - психолога для воспитателей дошкольных учреждений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация «Обогащение индивидуального опыта ребенка через художественно - эстетическую продуктивную деятельность»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

24 «Золотая рыбка» г. Ессентуки


Консультация для педагогов

«Обогащение индивидуального опыта ребенка через художественно - эстетическую продуктивную деятельность, как условие для создания психологического здоровья воспитанников ДДО»


Дмитриева Е.В.

Педагог – психолог



Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство. Поэтому ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, литература, театр являются неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания, как условие создания психологического здоровья детей в наших дошкольных учреждениях.

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Также оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

В «Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

Художественно-эстетическое развитие дошкольников играет ключевую роль в формировании их психологического здоровья, так как оно способствует гармонизации эмоциональной сферы, развитию творческого потенциала и нравственных качеств. Это направление воспитания помогает детям лучше понимать себя и окружающий мир, выражать чувства и переживания, а также адаптироваться в социальной среде.

Влияние художественно-эстетического развития на психологическое здоровье

Эмоциональное благополучие

  • Выражение эмоций. Творческая деятельность (рисование, лепка, музыка) позволяет детям символически передавать свои переживания, страхи и радости, что снижает внутреннее напряжение. 

  • Позитивный настрой. Занятия искусством вызывают радость, удовлетворение от творчества и чувство успеха, что формирует положительную самооценку и доброжелательность. 

Развитие когнитивных функций

  • Мышление и память. Изобразительная деятельность стимулирует наглядно-образное мышление, ассоциативные навыки и память. Например, рисование развивает координацию между полушариями мозга, объединяя конкретное (правое) и абстрактное (левое) мышление. 

  • Сенсорное восприятие. Знакомство с цветом, формой, текстурой в искусстве улучшает наблюдательность и аналитические способности. 

Социальная адаптация

  • Коммуникативные навыки. Коллективное творчество (театрализованные игры, групповые проекты) учит детей договариваться, слушать других, выражать свои мысли и эмоции. 

  • Эмпатия и нравственность. Через искусство (сказки, музыка, живопись) дети учатся сопереживать героям, понимать чужие чувства и ценности, что формирует основу нравственного поведения. 

Психологическая защита

  • Арт-терапия. Рисование, музыка и другие формы творчества используются как инструмент для преодоления психологических проблем. Например, фрактальное рисование помогает диагностировать характер и проблемы ребёнка, а также способствует эмоциональной разрядке. 

  • Музыкотерапия. Музыка восстанавливает душевное равновесие, снижает тревожность и улучшает общее психоэмоциональное состояние. 

Средства и методы художественно-эстетического развития

Средство

Описание

Изобразительное искусство

Рисование, лепка, аппликация развивают мелкую моторику, воображение и умение воплощать идеи. 

Музыка

Прослушивание и исполнение музыки формируют слух, ритм, эмоциональную отзывчивость и снижают стресс. 

Театр и драма

Театрализованные игры развивают выразительность, умение работать в команде и преодолевать застенчивость. 

Фольклор и литература

Сказки, пословицы, песни приобщают к культурным ценностям, развивают речь и воображение. 

Инновационные методы:

  • Нетрадиционные техники рисования (пальчиковое, ватными палочками). 

  • Использование мультимедийных средств для демонстрации произведений искусства. 

  • Интеграция разных видов деятельности (например, сочетание музыки и рисования). 

Условия эффективности

Для достижения положительного влияния на психологическое здоровье необходимо:

  • Создать эстетически насыщенную среду — уголки искусства, музыкальные зоны, выставки детских работ. 

  • Учитывать индивидуальные особенности — предлагать задания, соответствующие уровню развития и интересам ребёнка. 

  • Организовать сотрудничество — вовлекать родителей в творческие проекты, проводить совместные мероприятия. 

  • Использовать позитивную мотивацию — поощрять усилия, а не только результат, чтобы укрепить уверенность в себе. 

Вывод

Художественно-эстетическое развитие — это не просто обучение творчеству, а мощный инструмент формирования психологически здоровой личности. Оно помогает детям научиться управлять эмоциями, мыслить нестандартно, строить гармоничные отношения с окружающим миром. В условиях современного ДОУ важно интегрировать искусство в повседневную жизнь, создавая пространство для свободного самовыражения и поддержки индивидуальности каждого ребёнка.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Дмитриева Елена Валерьевна

Дата: 06.12.2025

Номер свидетельства: 678433

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Познавательный проект "Мы играем""
    ["seo_title"] => string(30) "poznavatelnyi_proekt_my_igraem"
    ["file_id"] => string(6) "526338"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573330953"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Познавательный проект "Мы играем""
    ["seo_title"] => string(32) "poznavatelnyi_proekt_my_igraem_1"
    ["file_id"] => string(6) "526341"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573331266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства