kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь формируется, развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства: сначала в процессе общения с взрослыми, затем – со сверстниками. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Исследования Ф.А. Сохина доказывают: ребёнок самостоятельно не может овладеть речевой нормой.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. У детей наблюдаются следующие проблемы: речевые навыки становятся хуже, развитие психических процессов замедляется, увеличивается количество детей с ЗРР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»»

Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»

Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь формируется, развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства: сначала в процессе общения с взрослыми, затем – со сверстниками. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Исследования Ф.А. Сохина доказывают: ребёнок самостоятельно не может овладеть речевой нормой.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. У детей наблюдаются следующие проблемы: речевые навыки становятся хуже, развитие психических процессов замедляется, увеличивается количество детей с ЗРР.

Проблему, которую предстоит решать педагогам дошкольного образования, можно сформулировать следующим образом: речевая активность у детей недостаточна из–за ограниченности и примитивности речевых средств, бедность диалогической и монологической речи.

Цели :

  • развитие ассоциативного мышления;

  • зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания;

  • воспитания интереса и внимания к родному языку.

Задачи :

-развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать, рассказывать и запоминать по мнемотаблицам и коллажам;

  • развивать у детей психические процессы: память, внимание, воображение;

-развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение выделять существенные признаки;

-развивать мелкую моторику рук.

Умение связно передавать свои мысли – один из главных показателей владения языком. Создание связного развёрнутого высказывания

представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности

говорящего ребёнка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, логических и речевых умений.

Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс развития связной речи. Смысловые высказывания детей не отличаются четкостью, последовательностью изложения. Трудно даётся детям самостоятельное высказывание по памяти, все виды творческого рассказывания, заучивание стихотворений. Поэтому использование одних традиционных методов работы с детьми недостаточно, необходимо изыскивать новые пути решения формирования связной речи, найти инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника.

В.А. Козаренко даёт такое определение: «Мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов». Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые, например: В.К. Воробьёва предложила систему обучения связной речи, в основе которой приём моделирования, который используется как для формирования навыка составления описательных рассказов, так и повествовательных с помощью картинно – графического и сенсорно – графического плана. Т.А. Ткаченко разработала систему формирования связной речи с использованием наглядности и моделирования плана высказывания. Т.В. Большова – коллажи.

Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, воображение, значительно повышает способность концентрироваться на одном деле.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти и мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся различные приемы, которые помогают развивать память. Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена необходимая информация и основываются на педагогическом принципе от простого к сложному. Дети учатся нестандартно мыслить – один и тот же предмет или явление выглядит по – разному у каждого ребёнка, дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Для малышей работу нужно начинать с простейших моделей, последовательно переходя к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам. Т.В. Большова подчёркивает, что размер мнемотаблицы может быть различным- в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.



1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Цатрян Алла Артушевна

Дата: 03.05.2024

Номер свидетельства: 649948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства