Просмотр содержимого документа
«Консультация " Игры для гиперактивных детей"»
Выполнила:
Методист
Ильина Т.А.
Педагогический час
«Игры для гиперактивных детей»
Петропавловск 2021г
«Игры для гиперактивных детей»
Цель: повысить уровень психологических компетенций педагогов детского сада по проблеме организации работы с гиперактивными детьми.
Задачи:
- расширить поведенческий репертуар реагирования педагогов на детей с подобными особенностями функционирования;
- познакомить педагогический коллектив с методами и приёмами работы, позволяющими минимизировать симптоматические проявления гиперактивности у детей.
Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира.
Ранняя диагностика и коррекция должны быть ориентированы именно на дошкольный возраст. В 4-5 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики, и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.
Педагогическое сопровождение.
Воспитателю, так же, как и родителям, отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Чтобы успешно справиться с этой ролью, взрослому необходимо помнить, что поведение гиперактивного ребенка: его повышенная активность, импульсивность в поступках и в выражении чувств – это не «вредность» и «невоспитанность», а результат особенностей функционирования его нервной системы.
- Первое, что может сделать воспитатель – это установить доверительные отношения с малышом. Когда гиперактивный ребенок чувствует, что его воспринимают всерьез, уделяют достаточно внимания, то он проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени.
Гармоничные отношения с взрослыми – родителями, воспитателями – являются одним из условий успешной адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе, постепенного освоения произвольных форм поведения.
- Основными методами воспитания гиперактивного ребенка являются поддержка и вознаграждение. Если ребенок делает что-нибудь недозволенное, лучше, сохраняя спокойствие, переключить его внимание и направить поведение в нужное русло. В качестве вознаграждения можно использовать как материальные, так и моральные поощрения, отдавая предпочтение последним. Благодарность за помощь, одобрительная улыбка, положительная оценка успешной деятельности имеют для гиперактивного ребенка большое значение и эффективно влияют на его поведение. Можно использовать знаковую систему оценивания деятельности малыша.
К негативным методам воздействия (крик, одергивание, наказание) гиперактивные дети не восприимчивы. Напротив, повышенный тон, физические наказания, постоянное внимание к отрицательным поступкам ребенка при недостаточном внимании к положительным – спровоцируют усиление проявлений гиперактивности и закрепление негативных форм поведения.
У гиперактивных детей даже в возрасте 6-7 лет преобладает непроизвольное внимание, им очень трудно сосредоточиться на монотонной, однообразной деятельности. Напротив, если занятие интересно, увлекательно, с элементами игры и прослеживаемым результатом, гиперактивному ребенку будет намного легче сохранять интерес к занятию, хотя даже в этом случае он может отвлекаться и проявлять двигательную активность. Умственная деятельность гиперактивного ребенка имеет цикличный характер, когда короткий период работоспособности (5-10мин.) сменяется периодом «отдыха» мозга (3-7мин.). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенку трудно быть сосредоточенным: он отвлекается, часто проявляя двигательную активность. Лучшей тактикой в этом случае, будет не фиксировать свое и его внимание на нарушении дисциплины, а помочь вернуться к материалу занятия, задав ему вопрос, приглашая к обсуждению.
При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку, воспитателю следует относиться к нему также как и к остальным детям. Старайтесь не замечать мелкие шалости. Гиперопека приводит к усилению гиперактивности.
Гиперактивный ребенок испытывает большие трудности в коллективе сверстников: ребята отказываются с ним играть, т. к. ему трудно запомнить и соблюдать правила игры, он часто обижается и может вспылить. В этой ситуации без помощи воспитателя не обойтись: напомните правило, подскажите, как поступить. Акцент на положительных качествах и поступках поддержит авторитет ребенка среди сверстников. Создайте ситуации успеха, в которых гиперактивный ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
Второй необходимый шаг со стороны воспитателя – это установление конструктивного сотрудничества с родителями. Сообщайте родителям обо всех малейших успехах ребенка – это поможет снизить напряжение в семье, что позитивно повлияет на поведение ребенка в группе.
Третьим важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие четко сформулированных, понятных правил поведения: в группе, на прогулке, во время занятий. Четкие понятные правила, дополненные терпением и пониманием воспитателя, готового в нужный момент напомнить правило, направить поведение ребенка в нужное русло, а также эмоционально-нейтральный тон при обращении к ребенку, поможет ему постепенно научиться контролировать свое поведение.
Гиперактивный ребенок, растущий, обучающийся и воспитывающийся в благоприятной среде, вовремя получивший помощь специалистов, вырастает трудолюбивым, неутомимым, активным, целеустремленным.
Советы воспитателям:
- Отвлекайте ребенка от его капризов;
- Сфотографируйте или подведите ребенка к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
- Отреагируйте, неожиданным для ребенка образом, на его поведение –пошутите, повторите его действия, задайте неожиданный вопрос;
- Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
- Уделяйте ребенку достаточно внимания;
- Проводите досуг всей семьей;
- Не допускайте ссор в присутствии ребенка;
- Установите твердый распорядок дня;
- Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий;
- Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- Избегайте по возможности больших скоплений людей;
- Не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
- Гиперактивным детям полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение.
Игры и упражнения для работы с гиперактивными детьми.
При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно.
Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм.
Игра «Ласковые лапки»
(Эта игра снимает напряжение, агессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым.)
Содержание игры.
Взрослый кладет на стол 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Воспитатель объясняет ему, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Можно поменяться с ребенком ролями.
Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»
(Эта игра регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.)
Содержание игры.
Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий, Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь – «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь – «молчалку», дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».
Игра «Цап!»
(Пальчиковая игротерапия)
Содержание игры.
Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее вперед. Играющие приставляют указательные пальцы к ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:
Кто под крышей?
Кошки, мышки,
Зайцы и зайчишки.
Папа, мама, жаба: цап!
Услышав слово «цап», нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.
Игра «Аист»
(На преодоление расторможенности и тренировку усидчивасти)
Содержание игры.
Ведущий предлагает детям изобразить аиста, который стоит на одной ноге: встав на одну ногу, простоять, проговаривая одновременно стихотворение:
-Аист-птица, аист-птица.
Что тебе ночами снится?
-Мне болотные лягушки!
- А еще?
- Еще? Лягушки!
Их ловить – не изловить
Вот и все!
Пора ходить!
Дети ходят на месте.
Затем дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения (машут «крыльями») :
Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает (дети стоят на месте) :
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левой ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Игра «Дерево»
(На релаксацию)
Содержание игры.
Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба (руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи). По очереди расслабить кисти, затем руки, плечи.
Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырь, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то, увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру.
Игра «Оловянный солдатик»
(На развитие саморегуляции)
Содержание игры.
Ведущий объясняет детям: «Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а др. подогните в колене, руки опустите по швам. Вы – стойкие солдатики на посту честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто, чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы! »