kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей «Особенности работы с «проблемными» детьми».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Особенности работы с «проблемными» детьми».»

Консультациядлявоспитателей

«Особенностиработыс«проблемными»детьми»


В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайноактуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклоннорастет.

Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, тотеперьдети попадаютвданнуюкатегориюнередкоужеввозрасте4-6лет.В

настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги ивоспитатели применяют выражение: "трудный ребенок". Так кого же можно отнестик категории «трудный ребенок»? В данном случае выделим следующие категориидетей, относящихся к понятию «трудные дети». Это: - тревожные - гиперактивные –агрессивные– импульсивные –замкнутые -медлительныедети.


«Тревожныедети»

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это"индивидуальнаяпсихологическаяособенность,заключающаясявповышенной

склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, втомчислеи втаких,которые кэтомуне предрасполагают".

Следуетотличатьтревогуоттревожности.Еслитревога-этоэпизодические

проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивымсостоянием.


Портреттревожногоребенка:.

Ихотличаетчрезмерноебеспокойство,причеминогдаонибоятсянесамого

события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуютсебя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видамдеятельности.Унихвысокиетребованияксебе,ониоченьсамокритичны.Уровень

их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что онисамыенекрасивые,неумные,неуклюжие.Ониищутпоощрения,одобрения

взрослыхвовсехделах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе,головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностноедыханиеидр.Вовремяпроявлениятревогионичастоощущаютсухостьворту,комвгорле,слабостьвногах,учащенноесердцебиение.


Каквыявитьтревожногоребенка?.

Опытный воспитатель , конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, ктоизнихобладаетповышенной тревожностью.Однакопреждечемделать

окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающимопасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, наулице,вобщении сдругимидетьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей,воспитателей заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию,помогутпроследитьсемейнуюисторию.Анаблюдениязаповедениемребенка

подтвердятилиопровергнутвашепредположение.


Причинывозникновениятревожностиудетей:

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причинывозникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном имладшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительскихотношений.

Так же тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннегоконфликта,которыйможетбытьвызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителямии садом.

  2. Неадекватнымитребованиями(чащевсегозавышенными)

  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимоеположение.

Какпомочьтревожномуребенку?

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, какправило,занимает достаточнодлительное время.

Рекомендуетсяпроводитьработустревожнымидетьмивтрехнаправлениях:
  1. Повышениесамооценки.

  2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующихего ситуациях.

  3. Снятиемышечногонапряжения.

Используют в работе с детьми игры-драматизации (в "страшную школу", например).Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенкабольше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах.В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но онипомогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенностьвсебе.Постепеннооннаучится большеконтролироватьсвоиэмоции.

Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. "У меня этоне получится", "Я этого не сумею", - говорят они себе. Если ребенок отказываетсявзяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, которыйзнает и умеет намного меньше, чем он. Например, не умеет считать, не знает букв ит. д. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится сзаданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, еслипопробует,приблизиться к полномуумению.

Теперь попросите его сказать: "Я не могу..." - и объяснить самому себе, почему емутрудно выполнитьэтозадание."Ямогу..."-отметитьто,чтоужесейчасемупо

силам. "Я сумею..." - насколько он справится с заданием, если приложит все усилия.Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, еслизахочет,добьется своейцели.

Уметьрасслаблятьсяважно всемдетям,нодлятревожныхребят-это просто

необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различныхгруппмышц.

Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется напервыйвзгляд.Детихорошознают,чтотакоесесть,встать,пробежаться,но что

значитрасслабиться-имнесовсемпонятно.Поэтомувосновунекоторых игрдля

релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Онзаключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собойследуетихрасслабление.


«Агрессивныедети»

Впсихологическомсловареприведеноследующееопределениеданноготермина:

«Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащеенормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектамнападения(одушевленныминеодушевленным),приносящеефизическийи

моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт(отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности ит.п.).


Портретагрессивногоребенка

Почтивкаждойгруппедетскогосада,вкаждомклассевстречаетсяхотябыодинребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей,обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубыевыражения,однимсловом,становится«грозой»всегодетскогоколлектива,

источникомогорченийвоспитателейиродителей.


Каквыявитьагрессивногоребенка?

Агрессивныедетинуждаютсявпониманиииподдержкевзрослых,поэтомуглавнаянашазадачазаключаетсяневтом,чтобыпоставить«точный»диагнозитемболее

«приклеитьярлык»,авоказаниипосильнойисвоевременнойпомощиребенку.

Как правило, для воспитателей и психологов не составляет труда определить, у когоиз детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можновоспользоватьсякритериямиопределенияагрессивности,которыеразработаны

американскимипсихологамиМ.АлвордиП.Бейкер.


Причиныдетскойагрессивности:

Причины,провоцирующиеподобноеповедение,имеютподсобойвполнереальнуюпочву,изнатьоб этомчрезвычайно важно.Ведьигнорируяих,вряд лиможно

справиться с проявлениями агрессии. Рассмотрим наиболее распространенныепричины.

  • Неприятиедетейродителями

Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистикаподтверждаеттакойфакт:нередкоприступыагрессивностипроявляютсяу

нежеланных детей. Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у нихпоявился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, иребеноквсе-таки появляетсяна свет.

  • Безразличиеиливраждебностьсостороныродителей

  • Повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительныхэмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самимиродителями.

  • Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой,оскорбительнымииунизительными замечаниями

  • Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственныйчрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового(гипоопека).Подавляемый гнев,какджиннизбутылки,вкакой-то момент

обязательновырветсянаружу.

  • Избытокилинедостатоквниманиясостороныродителей.

  • Запретнафизическуюактивность

  • Повышеннаяраздражительность

  • Подсознательноеожиданиеопасности

  • Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка,его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опытаребенка

Какпомочьагрессивномуребенку?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно такпотому,что незнают,как поступитьиначе.Ксожалению,ихповеденческий

репертуардовольноскуден,иеслимыпредоставимимвозможностьвыбора

способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и нашеобщениеснимистанетболееэффективнымиприятнымдляобеих сторон.

Работавоспитателейиучителейсданнойкатегориейдетейдолжнапроводитьсявтрех направлениях:

  • работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающихспособамвыражениясвоегогнева;дляэтогорекомендуетсяиспользовать

следующиеигры:

-«мешочеккриков»,«подушкадляпинаний»,«листокгнева»,«рубкадров».

  • обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой вситуациях,провоцирующихвспышкигневаилитревожность;дляэтого

рекомендуетсяиспользоватьследующиеигры:

  • «Посчиталдодесяти яирешил»,«"Гневнасцене»."

  • работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции другихлюдей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, довериюокружающим;

  • «Рассказыпофотографиям»,чтениесказокирассуждениенатему,кто каксебячувствует,какое унегонастроение(герои сказок)

  • прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческимреакциямвпроблемной ситуации,способамвыхода изконфликта.

  • «созданиепроблемнойситуацииивариантавыходаизнее»,«слепойиповодырь»


«Гиперактивныедети»

Словогиперактивностьпроисходитотгреческогоhyper-многоилатинскогоactivus

  • деятельный. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначаетповышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей -этоповышенный уровеньдвигательнойактивностившколеи дома.


Портретгиперактивногоребенка:

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Угиперактивногоребенканеттакого слова,как«ходьба»,егоногицелыйдень

носятся,кого-тодогоняют,вскакивают,перепрыгивают.Дажеголовауэтого

ребенкавпостоянномдвижении.Ностараясьувидетьбольше,ребенокредко

улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутноелюбопытство.Любознательностьемунесвойственна,редкозадаетвопросы

«почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенокнаходится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, прибеге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенокимпульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: тобезудержнаярадость,тобесконечныекапризы.Часто ведетсебя агрессивно.


Какопределить,являетсялиребенокгиперактивным?

Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить тольковрач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можемзаметитьособенности поведения,определенные симптомы.

Причиныгиперактивности:

Существуетмногомненийопричинахвозникновениягиперактивности.Многиеисследователиотмечают,чтоколичествотакихдетейрастетскаждымгодом.

Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний деньсредипричин возникновения выделяют:

  • генетические(наследственнаяпредрасположенность);

  • биологические (органические повреждения головного мозга во времябеременности,родовые травмы);

  • социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей,условия проживания,неправильная линиявоспитания).


ОбщиерекомендациипоработесребенкомсСДВГ

  • Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируютнапохвалу,одобрение.Отфизических наказанийвообще надоотказаться.

  • Оченьваженифизическийконтактсребенком.Обнятьеговтруднойситуации,прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительныйэффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропастьмеждуродителямии ихдетьми.

  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этоговместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременногибкостьи упорство.

  • Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки отсовершенства.

  • Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому емуполезноигратьсоднимпартнером.

-Вообщенадо следитьиоберегатьдетейсСДВГотпереутомления,таккак

переутомлениеприводиткснижениюсамоконтроляинарастаниюгиперактивности.

-Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативнымипредложениями.

Игрыдлягиперактивных детей
  • игрынаразвитиевнимания

"Найдиотличия",«Чегонестало»,«Чтоизменилось?»

  • игрыиупражнениядляснятиямышечногоиэмоциональногонапряжения

(релаксации);

"Солдатитряпичнаякукла","Шалтай-Болтай",психогимнастическиезанятия

  • игры,развивающиенавыкиволевойрегуляции(управления);

«Молчу-шепчу-кричу","Говорипосигналу","Замри"

  • игры,способствующиезакреплениюуменияобщаться,коммуникативныеигры.

«Ожившиеигрушки»,«сороконожка»,«добрыеангелы»,«испорченныйтелефон»,

«комплименты».

Списоклитературы
    1. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5–7 лет[Текст]: Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез,2009.–128с.

    2. Краснощекова,Н.В.Диагностикаиразвитиеличностнойсферыдетейстаршего дошкольного возраста. Тексты. Игры. Упражнения [Текст] / Н.В.Краснощекова.– Ростовн/Д.: Феникс, 2006.–299 с.

    3. Кулакова, В.Д.Охранапсихологического здоровья дошкольников [Текст] /В.Д.Кулакова//ВоспитательДОУ.– 2009.-№ 7.– С.96–103.

    4. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К.Лютова,Г.Б.Монина. –СПб.:ОООИздательство “Речь”,2001.– 190с.

    5. Севастьянова,Т.Избавляемсяотагрессииспомощьюигры[Текст]/Т.Севастьянова//Дошкольноевоспитание.–2008.-№ 12.–С.77–80.

    6. Яскова,О.Гиперактивностькакпсихологическийдиагноз[Текст]/О.Яскова

//Дошкольноевоспитание.–2008.-№8.–С.108–113


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для воспитателей «Особенности работы с «проблемными» детьми».

Автор: Цуркану Ирина Валерьевна

Дата: 13.05.2022

Номер свидетельства: 606772

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Консультация для воспитателей "Ознакомление шестилетних детей с окружающим миром" "
    ["seo_title"] => string(97) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-oznakomlieniie-shiestilietnikh-dietiei-s-okruzhaiushchim-mirom"
    ["file_id"] => string(6) "121896"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414085173"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Консультация для родителей «Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(120) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-razvitiie-osoznannogho-otnoshieniia-k-svoiemu-zdorov-iu-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "267325"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450356289"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Доклад «Система управления качеством взаимодействия детей, воспитателей и родителей»"
    ["seo_title"] => string(86) "dokladsistiemaupravlieniiakachiestvomvzaimodieistviiadietieivospitatielieiiroditieliei"
    ["file_id"] => string(6) "322749"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461668108"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) ""Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении". "
    ["seo_title"] => string(71) "sovriemiennyie-formy-raboty-s-roditieliami-v-doshkol-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "212882"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948021"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) ""Использование интерграции НОД. как средство развития творческих способностей детей." "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-intierghratsii-nod-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "210073"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431361169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства