Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Особенности поведения дошкольника 3-4 лет"»
Консультация для воспитателей
«Особенности поведения дошкольника 3-4 лет»
Подготовила педагог-психолог Маркова Г.Н.
27.03.2023г.
Ведущая потребность ребёнка 3 -лет – в общении, в признании самостоятельности ребенка, в уважении. Ведущая деятельность – игровая, происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие.
Особенности возраста:
1. Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».
2. Развитие воображения через функции замещения одного предмета другим.
3. Проявление смысловой структуры сознания.
4. Ребенок добивается нового статуса, проявляя упрямство, негативизм.
5. Развитие происходит через общение.
6. Удерживает внимание 7 – 8 минут.
7.Может выполнять мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
8. При освоении новой деятельности необходимо поэтапное объяснение («делай как я»).
9. Может вести себя некоторое время нормально (хорошо).
10. Способен играть с другими детьми в игрушки и фантазийные игры.
11. Может помогать взрослым.
12. Может стать в какой-то мере чутким к переживаниям других людей.
13. Допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых.
Новообразования в этом возрасте:
• Усвоение первичных нравственных норм.
• Самооценка.
• Появление элементов партнерского общения.
Нормальное (плохое) поведение:
- Не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми.
- Не хочет заботиться о других.
- Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным.
- Истерики, слезы, крик.
Цели и задачи для взрослых:
1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре и в повседневном общении.
2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.
4. Формировать умение действовать по правилам.
5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать, а также эмоциональную отзывчивость.
6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.
Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:
• Говорите ребенку о своей любви к нему как можно чаще.
• Обнимайте при каждой возможности.
• Избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле.
• Терпеливо демонстрируйте культурные формы поведения в ответ на агрессию ребенка.
• Сопровождайте телесные с ним контакты словами нежности.
Возрастные особенности детей 3 до 4 лет
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение, по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он .Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. На основе наглядно - действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кгРебенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков
Литература:
Дошкольное учреждение и семьи – единое методическое пространство детского развития: Метод. рук. для работников ДОУ/ Т. Н. Доронова и др. М., 2001.
Андреева, В. И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – М. : Нар. образование, 1995. – 128 с.
Гиппенрейтер, Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : Сфера, 2009. – 240 с.