Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Организация прогулки с детьми в подготовительной группе"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тат. Каргалинская СОШ»
Консультация для воспитателей на тему:
«Организация прогулки с детьми
в подготовительной группе».
Выполнила: Шарипова Л. Х.
с. Татарская Каргала, 2019 год
Прогулка — одна из составляющих образования в ОУ. При правильной организации и использовании разнообразных приёмов развивают в детях любознательных исследователей, внимательных наблюдателей, ценителей природной красоты и богатства окружающего мира, приверженцев здорового образа жизни.
Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Во время прогулки не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития:
расширяются знания детей об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире.
Пополняется активный словарный запас посредством изучения предметов и явлений природы.
Развиваются мыслительные способности. Умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы.
Развивается наблюдательность, любознательность, поисково-исследовательская деятельность, познавательная активность.
Формируются коммуникативные навыки в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности.
Повышается уровень физической подготовленности дошкольников.
Оптимизируется двигательная активность.
Воспитывается бережное отношение к природе, любви к родному краю.
Создается положительный эмоциональный фон.
Пребываниедетей на улице происходит согласно требованиям СанПиН: воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневнои складывается из утренней и вечерней прогулки (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению прогулки на улице), при условии восполнения потребности детей в двигательной активности и препятствию переутомляемости детского организма. Прогулка является здоровье сберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости восстановлению функциональных ресурсов. Прогулка складывается из пяти структурных элементов, каждый из которых длится 7–15 минут:
самостоятельная игровая деятельность,
индивидуальная работа по различным направлениям развития дошкольников,
трудовая деятельность
наблюдение,
двигательная активность.
Все 5видов деятельности можно использовать на прогулке в различных сочетаниях в зависимости от того, какой деятельностью дети занимались до выхода на улицу, и что будет по плану после прогулки.Если прогулка в режимном распорядке следует после физкультуры или другой активной физической деятельности, то на улице занятие начинается в спокойном ритме. И наоборот, после занятий музыкой, развития речи, художественной деятельности на прогулке в начале предполагается активная физическая деятельность. Разбираявсе пятьструктурные элементы прогулки, хочется начать с наблюдения.
Наблюдение — это процесс изучения объектов и явлений природы путём сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей. Наблюдение может проводиться индивидуально, с подгруппой детей и фронтально со всеми воспитанниками.Для привлечения внимания воспитанников к наблюдательному процессу используются: постановка педагогической задачи, загадки, игровые и проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проведение беседы с поисковыми вопросами, сравнениями, привлечением личного опыта детей.
К наблюдениям на прогулке в детском саду предъявляется ряд требований для эффективного развития каждого ребёнка:
Цикличность (многоразовое возвращение к наблюдению изученных ранее природных предметов и явлений способствует лучшему усвоению знаний дошкольниками).
Непродолжительность (во время проведения наблюдения воспитатель должен следить за эмоциональным состоянием детей, избегать переутомления у детей. Начать и завершить исследование ребята должны с положительными эмоциями).
Доступность (каждому ребёнку предоставляется возможность рассмотреть и исследовать объект).
Структурность (наблюдение складывается из трёх частей:
начало (концентрация внимания воспитанников, создание благоприятной атмосферы),
основная часть (получение информации об объекте или явлении),
Подготовка к проведению наблюдения состоит из следующих моментов:
Определение места наблюдения в системе знаний воспитанников о природе:какие умения и навыки будут совершенствоваться,какие знания окажутся впервые приобретёнными, какие — расширятся.
Выбор объекта или явления для наблюдения:объект живой природы (растение, животное, птица, насекомое); объект неживой природы (ручей, сосульки, камни); природное явление (гроза, метель, листопад, капель),
Подготовка инструментов и дополнительного оборудования:
кормушка и зерно для птиц,
специальные инструменты (термометр, лупа, вертушка).
Трудовая деятельность детей на прогулке
Трудовая деятельность понимается основополагающим элементом трудового воспитания, призванным формировать в детях трудовые навыки и уважение к труду. В подготовительной группе (дети 6–7 лет) важным является продолжение начатого в старшей группе перехода от игровой формы трудовой деятельности в форму обязанностей. Цели трудового воспитания в ОУ имеют общее направление для всех возрастных групп, но в подготовительной в большинстве своём носят обобщающий характер:
формировать правильное отношение к труду как средству найти своё место в жизни;
развивать умственные и физические способности.
воспитывать положительное отношение к собственной трудовой деятельности.
закладывать позитивное отношение к работе в коллективе, формировать чувство товарищества в процессе совместной трудовой деятельности.
Мотивы занятий трудовой деятельностью детей 6–7 лет
Побуждение к той или иной деятельности играет важную роль в успешном освоении детьми конкретного направления образования. Что касается трудовой активности в подготовительной группе, то мотивами могут выступать:
желание почувствовать себя взрослым и самостоятельным (многие воспитатели стимулирование именно этого мотива называют ведущим, так как с его помощью ребенок самостоятельно определяет интерес к овладению новыми навыками).
стремление самоутвердиться среди сверстников (для детей 6–7 лет главным показателем взрослости является определение «будущий школьник», поэтому каждый ребенок хочет доказать окружающим, что он может справляться с трудовыми обязанностями и поручениями не хуже других).
поощрение со стороны авторитетных взрослых — членов семьи и воспитателя (представления о собственной значимости столь важной для самоутверждения ребёнок получает от взрослых, поэтому положительная оценка родителей, педагогов для детей очень важна);
желание принести пользу — когда ребёнок видит реальную перспективу своих действий, его включение в трудовую деятельность происходит более результативно - (к примеру, если ребенок знает, что для того, чтобы все ребята в группе летом могли играть в песочнице, её нужно укрепить, он с большим рвением включится в помощь столяру, будет носить гвозди, придерживать рейки).
Трудовое воспитание» состоят из трёх этапов:
вводная часть (ребята настраиваются на выполнение задания при помощи мотивационных приёмов).
основная часть (собственно выполнение задания).
заключение (оценка работ педагогом и детьми).
Виды и формы трудовой в ОУ
Поручения
В этом виде занятий реализуются сразу два мотива трудовой деятельности: желание приносить пользу и похвала. Старшие дошкольники с большим воодушевлением получают поручения от авторитетных взрослых. И ради похвалы, желания быть полезным делают всё, чтобы выполнить поручение хорошо и по возможности быстро. Например, убирают игрушки с площадки после прогулки.
Поручения могут быть трёх типов:
индивидуальные (воспитанник получает задание только для себя);
подгрупповые (поручения адресуются 2–4 ребятам)
общие (задание получают все дети в группе).
Совместный труд
Этот вид трудовой деятельности призван формировать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, устанавливая единый темп работы. Продуктом совместной деятельности является общая польза: убранный участок на улице, оформленное к Новому году помещение группы. Суть работы заключается в том, что педагог формулирует общую для группы задачу, а затем распределяет обязанности для её выполнения. В конце подводится итог этой работы.
Приёмы организации трудовой деятельности в подготовительной группе
В приобщении детей к трудовой активности педагог использует 3 группы методических приёмов.
Речевые приемы
Группа таких способов взаимодействия с детьми выполняет стратегическую роль подготовки ребят к словесному восприятию информации, которое будет основным в школе.
Объяснение
В этой группе приёмов наиболее значимым является объяснение, так как для успешной трудовой деятельности очень важно:
разъяснить детям, почему значимо то или иное задание
описать конечный результат
рассказать порядок выполнения трудовой задачи
Разновидностями объяснений являются:
напоминание
уточнение
указание (короткая инструкция по поводу того или иного действия.
Беседа
Разговоры о труде являются важной темой морально-этических бесед в подготовительной группе.
Самостоятельная игровая деятельность детей
Самостоятельность — свойство личности, характеризующееся стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свои поступки.
Организуя самостоятельную деятельность воспитанников в подготовительной группе, педагог учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:
Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. Для восстановления эмоционального состояния у ребят есть возможность уединиться на необходимый отрезок времени.
Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. Старшие дошкольники активно включаются в беседу, задают вопросы, формулируют ответы. Степень развития художественно-речевых навыков позволяет разыгрывать на досуге диалогические сценки, театрализованные эпизоды сказок. Навык монологической речи формируется, когда ребёнок сопровождает исследовательскую или игровую деятельность проговариванием действий, озвучивает персонажей. О ходе и результатах самостоятельной работы он рассказывает воспитателю и одногруппникам.
Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности.
Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он критически оценивает результаты своей деятельности, свой облик, способен исправлять недочёты, чтобы выглядеть лучше.
Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе
Создание условий для самостоятельной деятельности старших дошкольников в ОУ направлено на решение ряда задач:
Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата. У старших дошкольников начинает формироваться способность к самоанализу и оценке выполненных действий.
Совершенствование процессов саморегуляции: умение рассчитывать затрату энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или отдыха.
Развитие способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости; стремление к выполнению задумок без помощи взрослых. Воспитание дружеских отношений между воспитанниками во время игр.
Самостоятельная деятельность дошкольников начинается с возникновения мотива — интереса к какой-либо теме, возникновения проблемной ситуации, желания пообщаться со сверстниками.Практические действия осуществляются с применением имеющихся у ребёнка знаний и способностей. Результат деятельности оценивается самим воспитанником подготовительной группы, о выполнении опытов и исследований он рассказывает педагогу, совершенствуя речевые навыки.
Индивидуальная работа с детьми на прогулке
Индивидуальный подход в работе воспитателя необходим. Учёт личностных особенностей каждого подопечного позволит ему правильно спланировать свою работу и обеспечить выполнение основных задач образовательной деятельности. Основой индивидуальной работы является всестороннее изучение уровня психофизического развития, особенностей характера, семейной атмосферы и условий проживания каждого воспитанника. Поскольку воспитанники подготовительной группы (дети 6–7 лет) начинают постепенно готовиться к школе и отходить от игры, важно научить их учиться: воспринимать и усваивать информацию, быть внимательными, проявлять усидчивость, уметь соблюдать правила и требования взрослых.
Значение индивидуальной работы в подготовительной группе детского сада
Индивидуальная работа с детьми в ОУ предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на ребёнка, учитывающее особенности его психофизического развития. Целью этой работы является создание наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития и воспитания дошкольника.В особом внимании нуждаются воспитанники, которые по каким-либо причинам отстают от группы (часто отсутствуют на занятиях, медлительные, застенчивые, слишком активные) или, наоборот, опережают остальных детей по объёму изученного материала.Отстающим дошкольникам индивидуальные занятия позволяют приобрести знания и навыки, соответствующие уровню знаний основной группы.
Задачи индивидуальных занятий
Индивидуальные занятия с воспитанниками подготовительной группы направлены на решение следующих задач:
развитие диалогической и монологической речи (расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи);
развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия);
формирование предпосылок учебной деятельности (чтение, письмо, счёт);
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
сохранение и укрепление физического здоровья;
снятие психоэмоционального напряжения, обучение навыкам конструктивного выражения отрицательных эмоций;
повышение самооценки и уверенности в себе.
В индивидуальном обучении могут использоваться следующие приёмы:
индивидуальное взаимодействие с воспитателем.
выполнение задания на примере, по образцу воспитателя (во время самостоятельной деятельности детей, если у ребёнка что-то не получается, воспитатель демонстрирует алгоритм действий);
выполнение по образцу или при помощи сверстников (можно создавать пары или микрогруппы детей, где один из воспитанников нуждается в поддержке; такая организация работы полезна и для ребёнка, исполняющего роль педагога, поскольку учит его умению объяснять и обучать).
Во время прогулок индивидуальная работа строится на подборе различных упражнений: кто-то играет с мячом для улучшения координации движений, другие ходят по пенькам для развития равновесия, третьи — перешагивают через препятствия или прыгают со скакалкой. Время прогулки подходит и для развития речи (разучивание скороговорок, потешек, небольших игр по словообразованию, разгадывание загадок) и для улучшения математических знаний (прямой и обратный счёт, решение простых примеров и задач).
«Организация двигательной активности детей на прогулке в подготовительной группе»
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью и бодрость духа и высокой работоспособностью.
Двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста.
Подвижные игры – наиболее эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом. Игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ним более тесный контакт.
Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные двигательные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать: подвижные игры и физические упражнения
Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, спортивными играми и играми с элементами соревнований.
Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль.
Правила подвижных игр диктуют быстрые разнообразные физические действия участников. Ситуация игры постоянно изменяется, предъявляя к игроку требования по концентрации внимания, правильному его распределению и переключению, хорошей координации движений.
К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.
Рассмотрим подробнее виды двигательной активности:
-подвижные игры,
-спортивные игры и упражнения.
Использование подвижных игр требуют соблюдения следующих методических принципов.
1. Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.
2. Подбор игр в соответствии с лечебно – педагогическими и воспитательными задачами.
3. Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
4. Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.
Дети 6 – 7 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе.
Во время проведения подвижных игр надо приучать воспитанников выполнять определенные правила. Дети должны научиться:
Начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя.
Быстро и четко занимать места для начала игры.
Играть честно без обмана; если был пойман или осален во время игры, быстро выходить на определенное место.
Во время ловли не ударять товарищей, а легко касаться рукой.
Не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно толкнул – не обижаться.
Не убегать за границы площадки.
Не смеяться над тем, кто во время игры поскользнулся, упал, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу подняться.
Играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша.
Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений.
Игры малой подвижности
Цель таких игр: развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ, мелкую и среднюю моторику, слуховое внимание, координацию, совершенствовать выдержку. Можно проводить:
Спортивные игры и упражнения
Упражнения и игры с мячом
Упражнения и игры с мячом способствуют развитию точности движений, глазомера, укрепляют мелкие мышцы рук и ног.
Игры- состязания
В детях воспитывается командный дух, чувство товарищества, стремления к победе. Также развиваются быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.