Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Культура речи педагога"»
Сообщение по теме: «Культура речи педагога».
Подготовила:
воспитатель
МБДОУ детского сада № 4 «Солнышко»
Малиновская Наталья Александровна
Дошкольный возраст является благоприятным периодом развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада-формирование устной речи и навыков речевого общения. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание, подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Владеть родным языком - значит уметь связно, последовательно, содержательно. Образно высказывать свою мысль. Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Может ли моя речь служит образцом для детей? В речи педагога наиболее распространены такие ошибки, как:
-торопливость и невнятность
-монотонность
-излишнее повышение или понижение голоса
-нарушение звукопроизношения
-слова-паразиты
-неправильная постановка ударения
-злоупотребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Отсюда вытекают аналогичные проблемы и в детской речи:
-односложность
-бедность
-отсутствие навыков культуры речи
-плохая дикция
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
-правильность
-точность
-логичность
-чистота
-выразительность
-богатство
-уместность.
Дети учатся у воспитателя правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль. Педагог должен самокритично относится к своей речи и при наличии недочетов в ней стремится к их устранению. Педагог должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас-одно из требований современности.
Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической. Общение с детьми обязывает педагога вдумчиво использовать новые слова. Важно учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение-это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение моет взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка-следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.
Интонационная выразительность речи-немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя интонационные средства выразительности: силу голоса, логическое ударение, паузы, ритм, тембр. Стихи, сказки, рассказы прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
Убыстрённая речь детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят.
Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Речь лучше воспринимается детьми, если она стоит из коротких фраз, т.к. при употреблении длинных, в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно понять содержание сказанного.
Голос- профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов-стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы.
Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.
Список литературы:
1. Грехнёв В.С. Культура педагогического общения– М.: Просвещение, 1990. – 144 с. 2. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 11. - С. 3-10. 3. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения. - М. Владос, 2001. – 224 с. 4. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности//Детский сад: теория и практика. 2014. № 6 (42). С. 94-103. 5. Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.
Согласовано старшим воспитателем МБДОУ детского сада № 4 «Солнышко» Ачаковой Н.В.