Консультация для воспитателей: "Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
Консультация для воспитателей: "Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. « Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития». Игра - это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Работая по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста важным условием в организации развивающей среды является, отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования, оптимальных с точки зрения количества и качества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: "Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников"»
Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников
/Устный журнал для воспитателей/
Развивающая предметная среда- это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности.
Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. « Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития». Игра - это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Работая по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста важным условием в организации развивающей среды является, отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования, оптимальных с точки зрения количества и качества. Насыщение предметно - развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Педагогу необходимо своевременно изменять предметно – развивающую среду за счёт новых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр. Конечно же, важна и доступность предметно - развивающей среды для детей: игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребенка. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
В групповой комнате желательно оформить уголок познавательной математики, в котором можно поместить различные дидактические игры, счётные палочки, цифры, геометрические фигуры и тела, различную детскую литературу и другие материалы. По мере освоения программного материала детей можно знакомить с развивающими играми: «Колумбово яйцо», «Танграм» и другими. Применение математических знаний, полученных на занятиях и в совместной с воспитателем деятельности возможно в сюжетно-ролевых играх – «Супермаркет», «Кондитерская фабрика», «Салон мод», «Автозаправочная станция» и других. Рассмотрим например, «Магазин игрушек»: разложите перед ребенком игрушки: куклу, машину, мишку, ослика, бегемота, собаку, лису, верблюда, танк, мяч и т.д. в качестве денег используйте полоски бумаги с нарисованными на них 1,2,3,4 кружочками. Приобретая игрушку, ребенок должен четко произнести ее название. За каждую игрушку он должен отдать «денежку» с соответствующим количество кружков.
Логические задания из серии «Чудо-мешочек», игры с предметными карточками, задачи, связанные с формами, размером, цветом. Рассмотрим, например «Чудо-мешочек»: всем известный чудо-мешочек представляет собой мешочек, наполненный фигурками различных форм и цветов. Он широко используется в обучении дошкольников при формировании у них представления о геометрической фигуре, а также обучающихся играх, способствующих развитию сенсорного восприятия. В логических задачах он также нашел себе место. В «чудо-мешочке» находится 3 белых и 3 синих шарика. Сколько нужно вынуть шариков из мешочка, чтобы заранее утверждать, что хотя бы 1 будет белым?
В каждой возрастной группе необходимо создать условия для совместного с педагогом и самостоятельного освоения с детьми логико-математических игр с блоками и палочками. В группах желательно иметь:
1. Логические блоки Дьенеша два варианта: объёмный (48 блоков, включающих четыре свойства) и плоскостной ( 24 блока, включающие три свойства), а также "жизненный материал"; плоские блоки из картона; комплект дидактического материала по типу блоков, например, набор чайных чашек трёх цветов, трёх форм, трёх размеров, с определённым рисунком.
2. Палочки Кьюзнера два варианта: плоский (цветные полоски) вводится к
концу второго года жизни; объёмный вводится к четырём годам.
С целью организации логико-математической деятельности, стимулирования проявлений ребёнком самостоятельности инициативности используются дидактические пособия, из которых создаётся игровая среда.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры, различные планы, фишки, модели времён года, месяцев, модели в виде часов, разделённых на сектора и т.д.
На стене, к которой удобно подойти, можно разместить ковролиновое панно (можно также использовать магнитные доски) и контейнеры с наборами логических фигур и цветных полосок.
В условиях педагогического сопровождения ребёнка в логико-математических играх с использованием ковролинов дети овладевают умениями:
Составлять лесенки, пирамидки, площадки (3-4 года), выполнять действия увеличения и уменьшения, сравнения, группировки и упорядочения(5-7 лет) в играх с разноцветными полосками и палочками.
Выполнять действия сравнения, противопоставления, объединения, распределения логических фигур по ходу развития сюжета, рассказа.
Решать и самостоятельно составлять (по аналогии) логические цепочки, логические задачи (5-7 лет), осуществлять группировку, упорядочивание (4-5)лет.
Использовать логические фигуры, знаки-символы для решения задач.
Правильно созданная развивающая среда помогает создать и поддерживать игровую обстановку. Это создаёт игровую атмосферу, что поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.