Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Инновационная деятельность в ОУ"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тат. Каргалинская СОШ»
Консультация для воспитателей:
«Инновационная деятельность в ОУ»
Выполнила:
Шарипова Л.Х.
с. Татарская Каргала, 2020 год
Значение инновационной деятельности в образовательное учреждении
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в ДУ предполагает введение в образовательный процесс: улучшенных, обновленных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя.
Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении:является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед воспитателем ОУ ставятся следующие задачи:
развитие индивидуальности воспитанников;
развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
повышение интеллектуального уровня детей;
развитие креативности и нестандартности мышления.
Важным отличием инновационной деятельности от других деятельностей является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения: не «рядом», не «над», а «вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Виды инновационных педагогических технологий в ДУ
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
здоровьесберегающие;
технологии проектной и исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные;
технологии «лэпбук»;
личностно-ориентированные;
игровые технологии;
технологии проблемного обучения и др.
В своей работе с детьми я включаю инновационные технологии исследовательской деятельности, где формой работы выступает: опыты, эксперименты.
Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Задачи
Образовательные:
Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие:
Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
Развитие мелкой моторики и координации движений.
Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
Развитие внимания и памяти.
Развитие речевых способностей.
Воспитательные:
Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Воспитание усидчивости и аккуратности.
Ребёнок старшего дошкольного возраста любит экспериментировать, задаёт вопросы взрослому. Способен самостоятельно действовать. Обращается за помощью к взрослому, в случаях затруднений. Принимает заинтересованное участие в образовательном процессе. Ребёнок является исследователем. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка возрастают возможности поисково-исследовательской деятельности.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из эффективных методов личностно-ориентированного обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование можно рассматривать как способ познавательной деятельности дошкольников. Организация экспериментальной деятельности невозможна без создания соответствующей предметно-пространственной среды. Так, в подготовительной к школе группе мной создан центр «Экспериментирования», где находится стол с большими встроенными контейнерами, которые по мере необходимости наполняются: водой, песком, землёй, снегом, глиной, камешками. Дополнительно в центре «Экспериментирования» находится песочный набор, игрушки для деятельности с водой. В группе отведено место, в котором дети свободно действуют и экспериментируют с природным материалом: глиной, камешками,пёрышками, ракушками, шишками, желудями, листьями, семенами. Материал хранится в контейнерах, чтобы уберечь его от пересыхания. Также имеются различные виды: картона, бумаги, лоскуты ткани, кожи, пуговицы разных размеров, ножницы, краски, клеи т.д. В центре «Экспериментирования» помещена картотека опытов и экспериментов.
Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста включала следующие составляющие: выделение и постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; проведение наблюдения, опытов; обсуждение итогов, формулировка выводов.
Организация и проведение экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста осуществляется поэтапно.
Первый этап - игровой.
Цель этапа: активизация у детей потребности к экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность организуется мной в форме игры «Познайка». Для игры подбираю соответствующие атрибуты, материалы, необходимые для проделывания опытов, экспериментов. Действия в игре «Познайка» отражаем с детьми в дневнике наблюдений. В нём фиксируется содержание опытов и экспериментов, проводимых совместно с детьми. В отдельной графе записываем наиболее интересные высказывания детей.
Второй этап - обучающий.
Цель обучающего этапа: формирование у детей инструментальных навыков и умений (умение задавать вопросы, делать выводы: «Похоже-непохоже», «Что будет, если…», «Что произошло?»).
Для обучения детей экспериментированию организую серию элементарных опытов с бумагой, водой, песком, землёй, камнями, снегом. Это опыты типа «Дудочка из соломки», «Поплывёт, или утонет?», «Свойства вулкана», «Растим кристалл» и т.д.
Третий этап – эвристический.
Цель эвристического этапа: подключение детей к самостоятельному проведению экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность проводится с опорой на комплекс вариативных эвристических заданий, которые выполняются с помощью методов и приёмов.
Созданная предметно-пространственная среда в подготовительной группе позволяет детям принимать активное участие в экспериментальной деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста продолжается работа над эвристическим этапом.
Использование технологии детского экспериментирования в ДУ даёт положительные результаты. У детей сформированы умения ставить проблему; выдвигать гипотезу и строить предположения; умение планировать этапы своих действий; умение отбирать материалы и средства для экспериментальной деятельности; действовать в соответствии с алгоритмом; у детей появилась динамика делать выводы, обобщать и анализировать результаты, полученные в ходе эксперимента.
Выводы
При работе с детьми старшего дошкольного возраста формирование данных умений, является показателем успешности реализации технологии детского экспериментирования.