Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Голос - инструмент педагога"»
Консультация «Голос – инструмент педагога»
Человеческий голос – это король
музыкальных инструментов.
Ему уступает любой, даже самый
совершенный музыкальный инструмент.
C. Панова.
Голос – это посредник между Вами и миром. Это инструмент, значение которого трудно недооценить. В работе педагога голос решает очень многое. Важно помнить, что у каждого человека есть уникальная способность, на бессознательном уровне «сканировать объект» и определять для себя степень комфортности общества собеседника. К «сканированию» можно отнести взгляд, позу, звучание голоса, мимику. В итоге, полученные наблюдения информируют человека о том, с кем встретившийся имеет дело. И если позу можно принять, потренировавшись, то вот с голосом гораздо сложнее. Голос и речь воспитателя — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно - образовательного процесса, а также средство реализации методических и дидактических задач. В условиях, когда количество детей в группе в некоторых ДОО превышает 30 человек, нагрузка на голос существенно увеличивается. Поэтому педагогам важно знать способы оптимизации голосо - речевого режима и использовать их на практике. Успех воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от эмоционального контакта педагога с воспитанниками. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и будут поняты. Воспитателю необходимо устанавливать эмоциональный контакт не только с детьми, но и с их родителями, и голос, его суггестивность, богатство интонаций, полетность играют при этом ведущую роль. Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и голос, именно с их помощью происходит коммуникативное взаимодействие между педагогом и другими участниками воспитательно-образовательного процесса.
В дошкольном возрасте ребенок только начинает овладевать произносительными, лексическими и грамматическими нормами родного языка, его голосо-речевой аппарат находится на стадии развития. При этом, обладая большой способностью к подражанию, он легко перенимает как правильную, так и нарушенную речь окружающих взрослых. Таким образом, дошкольник с его недостаточно сформированным звукопроизношением требует особого внимания к своей речи и достойного примера для подражания. Кроме того, дети быстро привыкают к определенному стилю педагогического руководства и речевого поведения воспитателя. Четкая, эмоциональная, грамотная, выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает эффективность воспитательно-образовательного процесса. Безусловно, формирование правильных коммуникативных навыков у детей сможет обеспечить воспитатель, который обладает определенными профессиональными знаниями и речевыми умениями, а также имеет представление о развитии речи дошкольников в норме, речевых нарушениях и способах их профилактики. Помочь воспитателю в избрании стратегий коммуникативного поведения и подборе средств совершенствования собственной речи может учитель-логопед ДОО.
Известно, что в каждой дошкольной образовательной организации предусмотрен определенный режим дня, подразумевающий рациональное распределение во времени различных видов деятельности и отдыха детей. Следовательно, данный режим определяет и интенсивность голосо-речевой и общепрофессиональной нагрузки воспитателя в течение дня. Именно на воспитателе лежит ответственность за соблюдение расписания НОД, режима бодрствования и отдыха воспитанников, а также режима собственной голосо-речевой нагрузки.
Организация процесса воспитания и содержание воспитательно-образовательной работы в ДОО требуют от педагога большого диапазона вариативных коммуникативных умений:
использовать эмоционально-выразительные средства речи для создания благоприятной обстановки в группе;
стимулировать ситуации коммуникативного взаимодействия между детьми;
строить индивидуальное общение с ребенком с учетом его речевых возможностей и личностных особенностей;
выбирать речевой материал, соответствующий теме НОД, возрасту и познавательным возможностям детей и др.
Изменение голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные моменты
Голосо-речевая нагрузка воспитателя меняется в течение рабочего дня, причем в разные режимные моменты она неоднородна и зависит от ряда факторов: самого режимного момента, способов и средств его организации, стиля профессионального руководства воспитателя, его педагогического мастерства и организаторских умений, степени самостоятельности детей, программы, по которой работает конкретная ДОО.
Рабочий день воспитателя начинается с приема детей. В ходе данного режимного момента педагог решает разноплановые задачи: формирует у воспитанников положительный настрой, организует игровую деятельность, общается с их родителями. Благозвучная, грамотная, спокойная речь воспитателя обеспечивает доброжелательную обстановку в группе с первых минут пребывания в ней ребенка, помогает вызвать у родителей позитивное отношение к детскому саду, что, в свою очередь, способствует формированию положительного отношения к ДОО и у детей. После приема воспитанников в режиме дня следуют: завтрак, непрерывная образовательная деятельность, прогулки, сон и другие режимные моменты. Каждый из них решает ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач и предъявляет определенные требования к голосо-речевым возможностям воспитателя. Например, проведение гимнастики требует от педагога умения хорошо координировать речь и движение, однако очень многие взрослые не в полной мере владеют данной техникой. Во время приема пищи детьми воспитателю приходится постоянно менять силу и интенсивность своего голоса: то шепотом обращаться к кому-либо из воспитанников, чтобы не отвлекать всю группу, то громко напоминать правила поведения за столом тем, кто неправильно держит столовые приборы, балуется за столом или торопится.
В режиме дня группы четко определено место занятий, их продолжительность и примерная последовательность, предусматривающая смену видов детской деятельности и чередование интенсивности голосо-речевой нагрузки воспитателя. Так, занятия по развитию речи или формированию элементарных математических представлений (доля использования речи воспитателя на которых составляет до 85%) сменяются занятиями по лепке или рисованию (доля использования речи воспитателем — около 60%). Занятия с дошкольниками носят преимущественно игровой характер. Руководя деятельностью воспитанников, педагог разъясняет задания, дает указания, советы, делает замечания. У детей необходимо сформировать интерес к предлагаемому материалу, мобилизовать их на распределение обязанностей и согласованность действий, вызвать чувство удовлетворения от результата работы, и речевые возможности воспитателя играют в решении обозначенных задач ведущую роль. Организуя непрерывную образовательную деятельность с детьми, воспитатель использует ряд приемов: объяснение, сюрпризный момент, загадки, соревнования, демонстрации, комментарии деятельности воспитанников, ее оценка и др. Немаловажное значение имеет характер этой оценки и советов для поддержания у детей уверенности в своих возможностях, формирования представлений о необходимости качественно выполнять задания, сохранения на занятии доброжелательной эмоционально-положительной атмосферы.
Педагог управляет коллективом детей, контролирует и корригирует их деятельность в ходе бесед, инсценировок сказок, интерактивных игр и просмотра мультфильмов, прослушивания историй и др. В конце каждого мероприятия воспитатель обязательно подводит итоги. При этом необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребенку, независимо от его участия в мероприятии, ведь эмоциональный контакт со взрослым и оценка деятельности важны для всех детей. Похвала и порицание также требуют от воспитателя отдельных голосо-речевых навыков, важны не только слова, но и интонация, мелодичность голоса, с которой они сказаны.
Огромный воспитательный и развивающий потенциал несут в себе прогулки. Они могут проводиться по-разному: в виде занятий, экскурсий, путешествий, организованных или свободных игр детей и др. В любом случае (даже при свободной игре) педагог активно участвует в коммуникативном взаимодействии детей, стимулируя их речевое общение и совершенствуя их диалогическую и монологическую речь. Режим дня ДОО предусматривает две прогулки (в первой и во второй половине дня). Грамотно организованная прогулка выполняет диагностическую и воспитательную функции, т. к. дети, не скованные рамками группы и занятия, проявляют непосредственность, характер и способности. На прогулке часто проводятся подвижные игры, сопровождаемые кричалками, загадками, потешками, а также наблюдения за сезонными изменениями в природе, погодой, поведением животных и птиц. Воспитатель использует объяснение или беседу, что предполагает сочетание речи и движений, при этом голосовая нагрузка усиливается тем, что работать приходится на свежем воздухе как в теплое, так и в холодное время года.
По наблюдениям, большинство воспитателей более интенсивно используют свой голос на первой прогулке, чем на второй. Так, на утренней прогулке педагоги часто проводят наблюдения за погодой, подвижные игры и игры-инсценировки, во время вечерней прогулки воспитанникам предоставляется больше времени для свободной игры, осуществляется лишь руководство их деятельностью. Однако часто со второй прогулки детей начинают забирать родители, и воспитателю приходится давать им консультации и напутственные советы, одновременно руководя деятельностью остальных воспитанников, что создает дополнительную нагрузку на голос.
Интересны и познавательны для детей и наименее сложные с точки зрения голосоречевой нагрузки воспитателя прогулки, проводимые в форме игр-инсценировок и игр-путешествий: например, когда дошкольники выходят на прогулку, воспитатель сообщает им, что добрый волшебник спрятал клад, а педагогу поручил прочитать им подсказки-загадки. Отгадав их, они найдут сокровища. Но если дети будут шуметь и баловаться, то могут не услышать очередную загадку, и найти клад будет очень сложно. Такой тип прогулки позволяет организовать воспитанников, поддерживать их интерес и не требует от воспитателя постоянного повышения голоса, ведь дети стараются услышать все загадки, выполняют задания «волшебника» и редко нарушают игровой замысел. Однако организация таких прогулок требует дополнительной подготовки, артистизма и специальных навыков воспитательно-образовательной работы, которые доступны не всем педагогам, особенно молодым. Помочь в организации подобных прогулок могут старшие воспитатели и учителя-логопеды ДОО, обеспечив воспитателя группы сюжетными играми и речевым материалом.
Таким образом, прогулка — время наибольшей нагрузки на голосовой аппарат воспитателя, т. к. работать приходится на улице, сочетая речь и движения, а психоэмоциональное напряжение увеличивается за счет большей свободы детей.
Голосо-речевая нагрузка воспитателя многократно увеличивается при подготовке к различным мероприятиям: утренникам, концертам. Ведь именно воспитателю приходится разучивать с детьми стихи и песни и показывать своим примером, как необходимо выступать перед зрителями. Осиплость, монотонность, нечеткость речи непозволительны, ведь формирование у дошкольников культуры речи является одной из задач профессиональной деятельности педагога, следовательно, передача неправильного речеведения недопустима. Голосо-речевая нагрузка педагога возрастает и при возникновении в группе внештатных ситуаций (конфликты между детьми, стойкое нежелание выполнять инструкции воспитателя и др.). Такие ситуации чаще возникают в группах, где работают молодые специалисты. Именно начинающие педагоги больше других нуждаются в помощи старших коллег и учителя-логопеда ДОО по подбору индивидуального стиля коммуникативного поведения, способов снижения нагрузки на речевой аппарат и гигиены голоса, средств активизации и совершенствования речевого общения детей.
Среди задач профессиональной деятельности воспитателя можно выделить непосредственно общение с детьми и организацию их общения. Общение детей — это деятельность, в которой они учатся вести диалог, излагать свои предложения, убеждать, спорить, доказывать, отстаивать свое мнение. Детские разговоры в младшей и средней группах часто ситуативны. Дети обсуждают ситуацию, которая актуальна для них в данный момент: это сюжет прочитанной на занятии сказки или подготовка группы к празднику. Общение в старших группах часто ведется по поводу происходящих событий. Задача воспитателя — направлять беседу детей, доступно раскрывая смысл и значение фактов окружающей жизни, формируя правильное отношение к ним.
Таким образом, общение педагога с воспитанниками непрерывно и разнообразно. Оно сопровождает все виды деятельности дошкольников на протяжении всего времени пребывания их в ДОО, и если воспитатель недостаточно владеет своим голосом, то в конце дня его речь становится то хриплой или сиплой, то непомерно тихой, вплоть до шепота, то крикливой, срывающейся, грубой, неприятной для слуха окружающих. Отсутствие в речи воспитателей должной мелодичности и полетности делают ее монотонной и невыразительной.
Увеличение голосо-речевой нагрузки воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности Безусловно, грамотная, благозвучная, четкая, мелодичная речь воспитателя важна для осуществления воспитательно-образовательного процесса в каждой группе ДОО.
Однако особенно недопустимо плохое голосообразование и голосоведение для педагогов, работающих в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. В таких группах, помимо выполнения общеразвивающих функций, воспитатель совместно с учителем-логопедом и другими специалистами работает над коррекцией нарушенной функции, активизацией компенсаторных возможностей каждого ребенка и устранением вторичных нарушений развития. Такой педагог должен владеть приемами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий. Обозначенные функции требуют от педагога и дополнительных коммуникативных умений:
строить общение с ребенком, опираясь на его речевые и познавательные возможности;
подбирать темп и громкость речи, учитывая особенности группы детей;
выбирать лексико-грамматический материал на занятиях адекватно коммуникативным возможностям воспитанников;
стимулировать речевое общение между детьми, помогать им правильно строить фразы;
грамотно сочетать в воспитательно-образовательном процессе словесные и наглядные методы в соответствии с характером нарушения и этапом коррекционной работы.
В процессе общения c дошкольниками воспитатель постоянно должен заботиться об организации речевой среды для полноценного развития детей и преодоления у них коммуникативных нарушений. Создавая условия для развития речевой деятельности детей, воспитатель:
стимулирует их речевое общение на занятиях, прогулках, в другие режимные моменты и в свободной деятельности;
побуждает внимательно слушать друг друга и вслушиваться в содержание высказываний;
контролирует и корректирует речевое поведение воспитанников;
формирует у них навыки самоконтроля и саморегуляции речи;
организовывает игры на развитие всех компонентов речевого общения;
привлекает внимание к слоговой структуре слова, последовательности и месту звуков в слове, интонационной стороне речи;
проводит работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, кинетического и кинестетического контроля, фонематического восприятия.
Коррекция речи, общего и речевого поведения осуществляется воспитателем на протяжении всего рабочего дня и должна быть неразрывно связана со всеми режимными моментами. Поэтому в повседневном общении воспитателя с детьми большое значение имеет его речь. Она должна служить образцом для воспитанников: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Перераспределение нагрузки между учителем-логопедом и воспитателем в разных ДОО осуществляется по-разному и регламентируется уставом. В некоторых детских садах учитель-логопед, помимо фронтальных коррекционных занятий, осуществляет также организацию игровой образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте, в других эти функции выполняет воспитатель.
Голос и речь играют большую роль в работе воспитателя. Между тем некоторые педагоги неразумно используют эти инструменты профессиональной деятельности в течение рабочего дня: нерационально распределяют словесные, наглядные и практические методы работы, отдавая предпочтение рассказу или беседам с детьми, злоупотребляют повышенным тоном, без необходимости используют шепотную речь или говорят в несвойственной им речевой манере. Все это может стать причиной заболеваний голосового аппарата, а в тяжелых случаях привести к профессиональной непригодности педагога.
Важно помнить, что умение интонационно передавать необходимую гамму эмоций - залог успешности сотрудничества, а богатство природного голоса в работе педагога необходимая составляющая образа специалиста. Овладение природным голосом помогает в практической работе с детьми и взрослыми, поскольку голос это инструмент настройки в работе. Интонацией можно поддержать, одобрять, не соглашаться, выражать восхищение и т.д. (в зависимости от ситуации).
Владение своим голосом - навык, который дает ощущение уверенности в себе в любой ситуации.