Консультация для воспитателей: «Формирование понимания пространственных отношений у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей: «Формирование понимания пространственных отношений у детей дошкольного возраста»
Особенности развития пространственных представлений у детей младшей группы
Содержание работы: учить ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, правая/левая руки и др.) и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: впереди – позади (сзади), вверху – внизу, справа (слева) – направо (налево.)
Приемы ознакомления с пространством.
Программа младшей группы предлагает учить детей различать пространственные направления от себя: впереди (вперед) - сзади (назад), слева (налево) - справа (направо). Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе. Так, понятие «впереди» у детей связывается с их лицом, а «позади» (сзади) - со спиной. Учитывая это, в начале учебного года важно проверить, умеют ли малыши ориентироваться на себя, знают ли названия частей тела и лица.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: «Формирование понимания пространственных отношений у детей дошкольного возраста»»
Консультация для воспитателей: «Формирование понимания пространственных отношений»
Особенности развития пространственных представлений у детей младшей группы
Содержание работы: учить ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, правая/левая руки и др.) и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: впереди – позади (сзади), вверху – внизу, справа (слева) – направо (налево.)
Приемы ознакомления с пространством.
Программа младшей группы предлагает учить детей различать пространственные направления от себя: впереди (вперед) - сзади (назад), слева (налево) - справа (направо). Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе. Так, понятие «впереди» у детей связывается с их лицом, а «позади» (сзади) - со спиной. Учитывая это, в начале учебного года важно проверить, умеют ли малыши ориентироваться на себя, знают ли названия частей тела и лица.
Во время умывания или одевания воспитатель, непринужденно разговаривая с детьми, называет части тела и лица: «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб», «Надень на голову платок», «Повяжи на шею шарф». Важно самих малышей побуждать к называнию частей тела и лица. Если дети недостаточно хорошо ориентируются, можно провести дидактические игры «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Оденем куклу». Важно, чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания; надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица. Ребенку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи и пр.
Детей одновременно упражняют в различении парных взаимно-обратных направлений: вверху - внизу, спереди - сзади, слева - справа (левая - правая), так как формирование представлений об одном из них опирается на формирование представления о другом. Особенно затрудняет малышей различение правой и левой руки. Затруднения устраняются, если воспитатель постоянно связывает называние руки с выполняемыми ею действиями, и прежде всего характерными для каждой руки. Малыши должны назвать, в какой руке они держат ложку, а в какой - хлеб, а в какой руке у них карандаш, кисточка, а какой рукой они придерживают бумагу.
Упражнение в различении и назывании рук связывают с выполнением и других действий. Например, на музыкальном и физкультурном занятиях воспитатель предлагает детям взять в правую руку синий флажок, а в левую - зеленый или в правую руку взять длинную ленточку, а в левую - короткую, просит малышей сказать, в какой руке у них тот или иной предмет.
В процессе обучения различению и называнию правой и левой руки большое внимание уделяют развитию умения определять различные стороны на себе: голова - вверху, ноги - внизу; правая нога, левая нога; правое ухо, левое ухо и т. п. Данная работа проводится как индивидуально, так и с небольшими подгруппами детей. Воспитатель просит их дотронуться руками до колена и догадаться, какая нога у них правая, а какая - левая. Малыши узнают, что левая нога с той стороны, где левая рука, а правая там, где правая рука. Аналогичным образом дети угадывают, какая щека правая, какая - левая. Проводя упражнения, нельзя рассаживать детей, друг против друга, в круг или по углам, потому что в таком случае нарушается однородность в восприятии пространства. Все дети и педагог должны сидеть или стоять лицом в одну сторону. Продолжительность упражнений не превышает 3—5 мин.
Опираясь на эти умения детей, можно начать учить их указывать пространственные направления от себя: вперед, назад, налево, направо. Например, воспитатель просит детей взять флажки (или погремушки) и вытянуть руки в стороны. На какой-то момент внимание малышей акцентируется на том, что синий флажок у них в правой руке, и они показывают им в правую сторону; держа зеленый флажок в левой руке, они показывают им в левую сторону. По указанию педагога дети показывают флажками вниз, вверх, налево, направо. Они приучаются по слову наклоняться вперед, поднимать руки вверх, опускать вниз и т. д. Используются игры «В прятки», «Куда бросили мяч?». Такие игры-упражнения следует повторять 6-8 раз, им отводится примерно 4-5 мин.
В младшей группе дети получают первые навыки ориентировки на плоскости листа. На занятиях их учат располагать предметы на листе вверху и внизу, на верхней и нижней полосках, слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо.
Показывая приемы изображения предметов на занятиях по рисованию, педагог называет направление движения руки: сверху вниз, слева направо и др. Самих детей побуждают называть направление действия или местоположение предметов на плоскости: «Как ты раскладываешь кружочки?» («Слева направо».) «Где больше кружков?» («Внизу».) «Где меньше?» («Вверху».)
Особенности развития пространственных представлений у детей средней группы
Содержание работы: совершенствовать умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз).
Обозначать словами положение предмета по отношению к себе («передо мной стол», «справа от меня дверь», «слева – окно», «сзади на полках – игрушки»).
Приемы ознакомления с пространством детей средней группы.
В средней группе ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему вверху, внизу, впереди сзади, слева, справа. Основой различения пространственных направлений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе. В начале учебного года выясняют, в какой мере дети умеют ориентироваться на себе, и закрепляют данное умение.
Большое внимание уделяют упражнениям в различении левой и правой руки, так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста с известным трудом; закрепляют умение показывать рукой (флажком, палочкой) вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.
Научив детей ориентироваться на себе, указывать направления вперед, назад и т д., можно перейти к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, перед за, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Вначале детям, предлагают определить расположение только 2 игрушек или вещей, находящихся от них в противоположных направлениях: впереди сзади, справа слева Позднее количество предметов увеличивают до 4. Предметы сначала располагают на небольшом расстоянии от ребенка Постепенно расстояние увеличивают.
После того как ребенок определит расположение предметов, полезно предложить ему повернуться налево или направо (на 90°), а позднее кругом (на 180º) В дальнейшем это позволит детям понять относительность в определении местоположения предметов от самого себя. Повернулся ребенок налево, и Чебурашка теперь сидит перед ним (впереди), а не слева от него. Наиболее эффективными являются упражнения, связанные с движениями, перемещением детей.
Упражнения в определении пространственного расположения предметов проводят как на занятиях, так ив повседневной жизни. Большое значение придают использованию дидактических игр: «Угадай, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» и др.
После того как дети приобретут умение различать и называть основные пространственные направления, их учат передвигаться в указанном направлении. Для этого целесообразно вначале использовать игру «Куда пойдешь, что найдешь?». Цель ее - упражнять ребят в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений.
Воспитатель вотсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки». Вызвав ребенка, он говорит: «Вперед пойдешь мишку найдешь, назад пойдешь - матрешку найдешь.- Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?» Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел. («Я пошел назад и на полочке нашел матрешку».) (Вначале ребенку предлагают выбирать направление только из 2 парных предложенных ему направлений вперед - назад, налево - направо, а позднее - из 4. Постепенно увеличивают количество игрушек, расположенных с каждой стороны. Задание можно предлагать одновременно 2 детям.)
Представления «ближе», «дальше», «близко», «далеко» дети получают, производя те или иные действия с игрушками и предметами. «Чей мяч покатился дальше? Кто дальше бросил снежок?» - подобные вопросы привлекают внимание детей к расстоянию. Они постепенно усваивают значение слов ближе, дальше, близко, далеко.
Для развития ориентировки в пространстве наряду со специальными упражнениями широко используются разнообразные жизненные ситуации. Ориентировка в пространственных направлениях - непременный компонент любого практического действия.
Большие возможности для соответствующих упражнений предоставляют, физкультурные и музыкальные занятия, утренняя гимнастика и подвижные игры.
Четкая ориентировка в пространстве обусловливает правильное выполнение двигательных упражнений. Педагог постоянно указывает направление движения (действия): «Повернитесь налево (направо), поднимите руки вверх!» И т. п.
Не следует подменять слова, обозначающие пространственные направления, называнием предметных ориентиров («Повернитесь к окну» и т. п.).
Особенности развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Содержание работы: закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. Учить детей ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине). Учить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади - мишка, а впереди - машина».
Учить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками - указателями маршрутов (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади Кати, перед Наташей, около Юры». Учить ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине).
Приемы ознакомления с пространством.
Закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.
У детей 5 - 6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью используют игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Их можно проводить как на занятиях по математике, так и в играх.
Как и в средней группе, дети упражняются в различении противоположных направлении, но задания усложняют. Выражается это в том, что увеличивают количество предметов (от 2 до 6), местоположение которых ребенку предлагают определить, а также расстояние между ребенком и предметами. Дети постепенно научаются определять направление местоположения любых предметов, находящихся на значительном расстоянии от них.
Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя - сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа - доска».
Развитие умения передвигаться в указанном направлении.
В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.
С этой целью хорошо использовать игры типа «Найди предмет» или «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики». Игровые действия одинаковые - поиски спрятанной игрушки. Строится игры по типу выполнения ребенком индивидуальных поручений. Воспитатель называет ряд ориентиров, в соответствии с которыми ребенок движется к цели, то есть к месту, где спрятана игрушка. Вызванному ребенку предлагается, например, дойти до скамейки, повернуть направо и там искать спрятанную игрушку.
В первых вариантах таких игр указания к действиям ребенка, отыскивающего игрушку, следует давать по ходу действия, т. е. частями, а не целиком, предваряя спрятанной игрушки. Например, «дойди до скамейки», «поверни направо», «иди тропинку», «иди до поворота», повернись налево», «ищи». Каждая следующая часть цельного задания предлагали ребенку лишь после того, как уже выполнена предыдущая.
Следует иметь в виду, что дети нередко ориентируются исключительно по предметным ориентирам (скамейка, забор, тропинка и т. п.). Вот почему название предметного ориентира должно или предшествовать, или следовать после того, как ребенок уже определит заданное воспитателем пространственное направление. Например: «Иди вперед, (ребенок идет)... дойди до скамейки, (ребенок подошел к скамейке)... повернись направо (повернулся)... дойди до березы» и т. д. При такой подаче указаний ориентировка совершается на уровне как чувственного, так и логического его отражения. Последнее предполагает знание ребенком различных пространственных категорий, в том числе и пространственных направлений, как своеобразной «системы отсчета».
Проведение таких игр целесообразно ограничивать вначале небольшой площадью. Это может быть небольшая часть участка, групповой комнаты или зала. По мере же приобретения детьми опыта пространственной ориентировки площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты, зала или территории участка.
Иногда главным действующим лицом в таких играх была кукла (или мишка), которая «путешествовала», отыскивая спрятанную игрушку. Активная роль при этом принадлежит ребенку, который перемещает куклу или мишку в соответствии с указаниями воспитателя.
Если вначале, например, дети должны определять только парные направления (вперед - назад, направо - налево), то позднее задания можно давать уже в любом порядке (вперед, направо, назад, налево).
Игры «Правильно улицу пройдешь - в новый дом придешь; ошибешься - в старом остаешься», «Правильно пройдешь - другой флажок возьмешь», «Передай пакет» разработаны для упражнения детей в правилах поведения на улице, что предполагает четкую дифференцировку «правого» и «левого». Наиболее простой из них является игра «Правильно улицу пройдешь - в новый дом придешь; ошибешься - в старом останешься. Игра «Правильно пройдешь - другой флажок возьмешь» сходна с первой по организации, характеру игрового действия и правилам игры. Но она несколько сложнее: ребенку предлагается пройти «по тротуару» до конца, затем повернуться на 180°, снова определить правую сторону и вернуться назад к своему «домику». Как и в предыдущей игре, одновременно навстречу друг другу идут двое детей. При встрече на обратном пути они обмениваются флажками, возвращаются к своему стулу, передают флажок следующему ребенку, который теперь отправляется по тому же пути навстречу другому ребенку, идущему с противоположного конца «тротуара». Игра «Передай пакет» отличается от предыдущей тем, что вместо флажков детям, идущим навстречу друг другу, вручаются пакеты, которыми они затем обмениваются. Последний, кто получает в игре пакет, развертывает его и рассказывает, что получили в подарок дети его ряда, Момент: «А что там, в пакете?» - придает игре особую занимательность, создает атмосферу приятного ожидания, не снижая вместе с тем дидактической ценности игры. В дальнейшем при организации таких игр можно ввести новый момент - переход через мостовую, а в связи с этим и новое правило: переходя улицу, следует посмотреть сначала направо, а дойдя до середины - налево.
Дальнейшее усложнение в работе выражается в том, что детям предлагают задания на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.
Специально для этой цели предназначенные следующие игры: «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку», «Найди свой значок» и «Яков, где ты?»Организация и содержание игры «Стук-стук в барабан». Игра «Найди свой значок» несколько отличается от двух предшествующих. Здесь также дается пробный ход с открытыми глазами. А затем, подойдя с закрытыми глазами к стене, ребенок должен найти среди размешенных на ней геометрических форм аналогичную той, которую ему дал воспитатель. Таким образом, движение к цели с закрытыми глазами при сохранении направления движения дополняется в данной игре новей задачей - выбором по осязанию фигуры, соответствующей данному образцу.
Установление пространственных отношений между предметами.
Немаловажное значение приобретает обучение детей 5 - 6 лет умению определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи» и т. д.).
Умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны на учиться мысленно представить себя в положении предмета. В связи с этим сначала их упражняют в определении направления положения предметов от самого себя (при повороте на 90 и 180°: стол был впереди, повернулся ребенок - и стол оказался справа). Далее детей учат определять стороны тела друг друга, например где у них правая и где левая рука, затем стороны туловища куклы, мишки и т. д. (Учитывают, что ребенку значительно легче представить себя в положении любого одушевленного предмета, чем неодушевленного.)
Решению данной задачи посвящают часть 4 - 5 занятий по математике и родному языку. Занятия строят так: сначала воспитатель показывает на игрушках или вещах определенные пространственные отношения (впереди, перед,_ сзади, за, слева, справа; в, на, над, под, из-за; рядом, напротив, навстречу, между) и обозначает их точными словами, затем меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет, а дети каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу. Наконец, дети, выполняя указания педагога, сами создают соответствующие ситуации, а также ищут их в окружающей обстановке. Предлагают игры «Где что стоит?», «Поручения», «Прятки», «Что изменилось? («Лена была впереди Нины, а теперь она сзади Нины».) Воспитатель (а позднее кто-либо из детей) прячет, меняет местами игрушки, вещи. Водящий ребенок рассказывает, где и что стоит, что изменилось, как расставлены игрушки, где спрятались дети и т. п. Можно провести упражнения-инсценировки настольного театра. Персонажи театра (котята, щенята и др.) прячутся за предметами, меняются местами, а дети описывают, где находится каждый из них. Большую пользу приносит игровое упражнение «Найди такую же картинку». Материалом для него служат картинки, на которых изображены одни и те же предметы (например, домик, елочка, березка, заборчик, скамеечка) в разных пространственных взаимоотношениях. Пару составляют картинки с одинаковым расположением рисунков предметов. Упражнения с картинками проводятся, например, так: каждый из играющих получает по одной картинке. Парные картинки остаются у ведущего. Ведущий берет одну из своих картинок и показывает ее, спрашивая: «У кого такая же?» Получает парную картинку тот, кто точно обозначит пространственные взаимоотношения между предметами, которые на ней нарисованы.
Рассматривая с детьми любые картинки, иллюстрации в книге, необходимо учить их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой.
Ориентировка на листе бумаги.
В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве.
В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.
Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3 - 4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия, педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.
Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке.
На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).