Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Двигательная активность и физическое воспитание детей на прогулке - ведущие факторы в сохранении здоровья»»
Консультация для воспитателей «Двигательная активность и физическое воспитание детей на прогулке - ведущие факторы в сохранении здоровья»
Двигательная активность является важным условием развития и воспитания ребенка, ведь это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Она особенно значима в дошкольном возрасте, когда формируются системы и функции организма. Деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Разнообразие движений способствует интенсивному интеллектуальному развитию. Движение еще и важное средство общения между детьми. Через игры они учатся общению, развивают опыт поведения. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Особенно опасна гиподинамия для ослабленных детей, ведь в первую очередь страдает мышечная система: снижается мышечный тонус, работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объем мышц. Все это ведет к нарушению осанки, плоскостопию, задержке физического развития, а также хроническим заболеваниям. В работе с детьми организация детской деятельности требует от педагога особого внимания, так как не все дети одинаково активны, подвижны и самостоятельны, а большинство затрудняются в самостоятельном выборе игр. Мы наблюдаем постоянно за детьми, которые заняты своим делом. Например, девочки играют с куклами. Одна из них кормит куклу, укладывает спать, не вставая с места. Другая те же действия выполняет, находясь в постоянном движении. Даже с такой игрушкой как мяч, дети по-разному подвижны: могут бросать мяч и бегать за ним по несколько раз подряд. Или же, наоборот, выполняют с мячом более спокойные движения: вращают мяч на месте или прокатывают вокруг себя. Таким образом, детей можно условно выделить на 3 группы: дети большой, средней и малой подвижности. Дети большой подвижности находят возможность двигаться в любых условиях. Порой они не успевают вникнуть в суть своей деятельности. Из всех видов движений выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сосредоточенности. Поэтому у таких ребят следует уделять внимание воспитанию целенаправлен -ности , совершенствованию умения заниматься спокойными видами деятельности. Дети средней подвижности самостоятельно активны. Движения обычно уверенные, четкие, целенаправленные. Малоподвижные дети часто вялы, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Малоподвижность можно объяснить слабыми двигательными умениями и навыками, состоянием здоровья и тем, что дети уже приучены к малоподвижному образу жизни. Поэтому, у этих детей необходимо воспитывать интерес к движениям. Они особенно нуждаются в помощи взрослого, его поощрении и поддержке. Поэтому, исходя из выше сказанного, можно с уверенность сказать, что двигательная активность, физическая культура и спорт - эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. А прогулка так же является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Взрослый может также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.
Планирование работы по развитию движений на прогулкедолжно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышатьдвигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Выбор времени проведения двигательной деятельности на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности. В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.) При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно. Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут. Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности(необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей). Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.
К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты, при этом разучено 3-4 новые игры. Общая длительность игры составляет 10-12 минут.
В работе с детьми организация детской деятельности требует от педагога особого внимания, так как не все дети одинаково активны, подвижны и самостоятельны, а большинство затрудняются в самостоятельном выборе игр, игрушек и пособий.
Перед проведением игр и игровых упражнений необходимо подготовить физкультурно-игровой материал, выбрать игры с учетом возраста и сезона года, продумать ход прогулки, распределить роли. Важно, чтобы сам педагог принимал активное участие в играх и упражнениях: это поддерживает положительный эмоциональный настрой детейи их интерес к разным формам.
Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является утренняя прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно- воспитательноезначение его возраст.