Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей»
Консультация для педагогов ДОУ:
«Методы визуализации в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила: Рябова М.В.
1.Методы, которые можно использовать для ежедневных дел с ребенком.
Комиксы: прокачивать знания и «гибкие» навыки
Инфографика
Карты заданий
Скетчноутинг
Таймлайн
Презентация
Инфографика — это когда информацию подают в виде схем, графиков, табличек, чтобы упорядочить, структурировать и упростить восприятие сложных вещей.
Скетчноутинг
Это иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, которые помогают структурировать, запомнить и осмыслить информацию.
Придумайте вместе с ребенком систему знаков и персонажей для каждого предмета, создайте схемы по разным темам, выделите важное цветом и рисунками и сделайте заметки на полях, чтобы возвращаться и повторять материал.
Презентация
А точнее, работа над ней – лучший способ надолго запомнить большой объем информации. Когда ребенок думает, как максимально емко и лаконично изложить материал в нескольких слайдах, он еще раз все повторяет, структурирует, делает выводы. Короче, глубоко пропускает через себя и отправляет в долгосрочную память, откуда сможет в любой момент вытащить нужные данные.
Карты заданий или интеллект –карта.
Напоминают ребенку компьютерную игру или настолку. Можно оформить картой уборку в комнате или поход в магазин — не забывая про начальную точку, промежуточные шаги и конечную точку.
Интеллект карта, или карты мышления (mind-maps) – это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать
Педагоги в учреждениях дошкольного образования используют на занятиях с малышами так называемые интеллект-карты (другие названия: умные карты, карты ума, схема мышления, карта памяти и другие). Схемы, представленные в виде картинок, помогают детям лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки.
Использование интеллект-карт также помогает развить:
мелкую моторику рук;
любознательность;
способность к творческой самореализации.
Интеллект-карты развивают у детей такие навыки, как:
активность;
любознательность;
овладение средствами общения;
овладение способами взаимодействия.
Для чего создают интеллект-карты?
Цель составления mind maps — собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.
Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.
Как правильно делать интеллект-карту
Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил:
Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.
Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.
Варианты создания интеллект-карт
Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше:
ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.
Кроссенс— это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Почему так называется?
Вы, наверное, уловили в названии сходство со словом "кроссворд". Это, конечно, далеко не кроссворд, но два сходства с ним есть: поле из клеток и необходимость поломать голову, чтобы его решить. Если кроссворд – это пересечение слов, то кроссенс – это, скорее, пересечение смыслов.
Что собой представляет кроссенс?
Это поле, стандартно состоящее из 9 квадратов, в которых помещены картинки. Все девять изображений расставлены так, что каждое предыдущее связано по смыслу со следующим, а центральное объединяет все, являясь как бы общей темой.
Как использовать кроссенс в обучении?
Педагог заранее готовит поле с картинками, расставляя их в определенной последовательности. Задача обучающихся – "разгадать" кроссенс, уловить ассоциативную цепочку и составить рассказ.
Как читается кроссенс?
Читается он всегда в определенной последовательности: начинать надо слева и двигаться дальше только вперед, переходя от клетки к клетке. Три шага вправо, два шага вниз, два шага влево, шаг вверх и, наконец, один шаг вправо к центральной картинке. Таким образом, движение происходит по спирали, получается цепочка, завернутая улиткой. Для удобства лучше пронумеровать клетки заранее, чтобы дети (особенно на первых порах) не запутались. Воспитанники, глядя на изображение, должны понять его смысл (кстати, можно для удобства делать некоторые подписи), немного рассказать о нем, далее установить логическую связь со следующим изображением, также рассказать о нем. И так далее, пока не доберутся до центрального квадратика и не завершат свое повествование самым главным фактом.
Как сделать кроссенс?
Сначала надо определить общую тему и идею, затем выделить 9 элементов, относящихся к этой теме, и установить логические связи между ними, определить черты каждого элемента, подобрать соответствующие изображения и оформить игровое поле из девяти квадратов. Можно сделать это в Word или Power point, затем распечатать на обычных листах и раздать каждой группе. Если вы планируете коллективную работу с кроссенсом, то можно продемонстрировать слайд на экране.
8.«Синквейн» в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.
1 строка: Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка: Описание темы в двух словах (два прилагательных)
3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы)
Например: МАМА
Добрая, любимая
Заботится, любит, кормит
Я люблю свою маму!
ДОБРОТА
9.Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. Такие плакаты содержат гораздо больше учебного материала, чем обычные мультимедийные плакаты и предоставляют его в гораздо более наглядной и эффективной форме.
Можно разработать серию интерактивных плакатов и игр, предназначенных для использования на занятиях с детьми дошкольного возраста. Детей вторых младших групп с помощью пособий знакомят с объектами живой природы, в старших группах дети закрепляют свои представления, проверяют их с помощью игровых заданий.
Тематика плакатов: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные севера», «Времена года», «Деревья и кустарники», «Животные жарких стран», «Растения Красной книги», «Транспорт» и др.
Пособия разрабатываются в среде Power Point и выполняются в технике «единого экрана», что позволяет визуально воспринимать плакат, как один слайд, не замечая переходов между ними. Каждый плакат состоит из нескольких слайдов. Количество слайдов варьируется в зависимости от количества объектов, представленных на плакате плюс титульный слайд и слайды с проверочными заданиями. Переход между слайдами осуществляется щелчком по изображению одного из объектов (уменьшенные изображения) посредством гиперссылок. Перейдя на слайд с выбранным объектом, можно видеть его увеличенное изображение в центральной части плаката. Имеется возможность завершения показа слайдов в любой момент посредством щелчка по кругу с перекрестьем.