Консультация для родителей "Звуковой анализ слова".
Консультация для родителей "Звуковой анализ слова".
Звуковой анализ- это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Звуковой анализ слова".»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5» г. Горнозаводска
Консультация для родителей
«ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА»
Лопаткина Наталья Николаевна
учитель-логопед
2024г.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что произносим, – это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.
Звуковой анализ – это:
– определение порядка звуков в слове;
– выделение отдельных звуков;
– различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий).
Во время занятий ребёнок вслушивается в слова и звуки, определяет место звука в слове, различает на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.
Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.
В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом всё более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие и т. д.
С помощью развлекательных моментов старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких пуговиц, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев (мелкой моторики). Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно.
Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.
Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям. Выполнив все упражнения по всем темам, ребёнок начинает читать целыми словами, что облегчает ему восприятие лексического значения слова и способствует развитию речи.
Условные обозначения для схематического выполнения звукового анализа слов:
твёрдый согласный звук
мягкий согласный звук
гласный звук
Запомните!
Всегда мягкие звуки: Ч, Щ, Й
Всегда твёрдые звуки: Ш, Ж, Ц
Буквы Ь, Ъ звуков не дают.
Образец звуковой схемы слова:
МУХА ЧАЙНИК ТЕЛЕФОН
Порядок выполнения звукового анализа
Этот цветок называется мак. Повтори это слово.
МММАК – скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его под картинкой.
МАААК – скажи, как я. Какой звук ты слышишь после М? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук и положи его после М.
МАК (подчёркнуто артикулируется звук К) – какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его после звука А.
– Назови все звуки в слове МАК по порядку.
– Где находится звук А: в начале, конце или середине слова?
– Какой первый звук в слове МАК? А какой в этом слове последний звук?
– Назови гласный звук в слове.
– Назови согласные звуки в слове.
– Сколько всего звуков в слове МАК
Логопед предлагает родителям разобрать слово телефон и чайник.