Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Знакомство дошкольников с тетрадью в клетку".»
Знакомство дошкольников с тетрадью в клетку.
Памятка для заботливых родителей
Школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: довольно быстро устает рука, они плохо видят рабочую строку, не получается правильное написание букв; часто встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения объясняются слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все эти факторы отрицательно влияют на усвоение детьми программы первого класса. В детском саду организуются специальные занятия, цель которых - подготовить руку ребенка к письму, сформировать элементарные графические навыки.
В детском саду ребёнок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учится выполнять задание в ограниченном пространстве - клетке; сравнивает предметы по величине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рисует по клеткам; раскрашивает. Он учится выполнять и анализировать учебное задание, запоминать порядок его выполнения.
Этапы работы по ознакомлению дошкольников
с тетрадью в клеточку
1. Знакомство с тетрадью (обложка, лист, страница)
2. Знакомство со страницей.
3. Знакомство с клеткой.
4. Знакомство со строкой.
5. Выполнение упражнений в клетке.
На первом этапе мы знакомим детей с тетрадью, учим ориентироваться в ней. Объясняем, что такое обложка, листы, страницы.
Внимательно рассматриваем тетрадь: она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь.
У каждого листа две стороны - страницы. На них пишут, рисуют. На странице начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты — клетки.
Знакомим детей, где находятся верхняя, нижняя, левая, правая стороны страницы, где расположены верхний левый, верхний правый, нижний левый и нижний правый углы.
На втором этапе (в процессе знакомства со страницей) дети выполняют задания в тетрадях: «нарисуй в верхнем левом углу кружок жёлтого цвета, в верхнем правом – кружок синего цвета и. т. д.
Очень важно сформировать у детей умение видеть рабочую строку (горизонтальный ряд клеток), столбик (вертикальный ряд клеток) и отдельную клетку в строке и в столбике. Обратить внимание на то, что мы всегда пишем слева направо и сверху вниз.
Предлагаем выполнить следующее упражнение: ставим в тетради ребенка крестик в клеточке, находящейся в верхнем левом углу страницы: «Найди клеточку, которая находится справа от крестика, в ней нарисуй крестик, затем ещё крестик в следующей клеточке справа и так до конца строчки». Так знакомим детей со строкой. Далее учим детей видеть «столбик»: рисуем кружок под первым крестиком.«Найди клеточку, которая находится под кружком. И в ней нарисуй кружок, затем ещё один кружок в следующей клеточке под нарисованным кружком и. т. д.
Следующее задание ребенок выполняет цветными карандашами.«Раскрась две строчки клеток цветными карандашами. Первую - синим цветом, вторую – зелёным (обращаем внимание, что счёт идёт сверху вниз). Раскрась два столбика разными цветами так, чтоб первый столбик был красного цвета, второй жёлтого». (Объясняем, что счёт столбиков идёт слева направо.)
На третьем этапе обращаем внимание детей на то, что клетка - это домик. У домика есть пол, стены и потолок, и у клетки есть пол, стены, потолок. Предлагаем нарисовать одну клетку (на простом листе без клеточек), нарисовать много клеток, одна за другой (на таком же листе). Чтобы научить ребёнка ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны) используем игровые приемы: найти в клетке центр (выделение центра клетки на протяжении всей строки), найти левый верхний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки), найти правый нижний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки), найти стороны клетки (правую, левую), найти «пол и потолок» клетки, изобразить клетку полностью (нарисовать «домик» через одну клетку).
На четвертом этапе при знакомстве дошкольников с рабочей строкой, обращаем внимание на то, что рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. Вначале чертим верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Ребенок рассматривает рабочую строку (она состоит из ряда клеток), закрашивают ее синим карандашом. «Строка - это река с берегами. На берег выходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке». Дети ставят точки на рабочей строке: в центр клетки, на середине боковой стороны клетки, на пересечении линий. Необходимо и важно сформировать у детей умение видеть рабочую строку (горизонтальный ряд клеток) и отдельную клетку в строке и в столбике.
На пятом этапе ознакомления с тетрадью в клетку мы обобщаем всю полученную информацию. Закрепляем умение дошкольников работать в пределах границ и строки по опорным точкам, умение соблюдать интервал («ходить» через клетку); развиваем глазомер. Для выполнения поставленных задач используем различные упражнения: вписываем различные формы, элементы в пределах клетки, используем штриховку в различных направлениях; дорисовываем длинные и короткие линии; соединяем точки в указанном направлении и др.
Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка,
чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.