Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Значение народных сказок в развитии дошкольников»»
Консультация для родителей «Значение народных сказок в развитии дошкольников»
В настоящее время родителям проще включить телевизор или разрешить поиграть в компьютер, чем сесть радом с ребенком и прочитать книгу. Многие считают, что книги в наш век устарели и говорить о них не актуально. Но находятся и такие, которые утверждают, что дети – это слушатели, которых необходимо как можно раньше приобщить к художественному слову. По мнению учѐных, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, объединяет детский коллектив. С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Задача взрослого сделать из ребѐнка активного читателя. Родители могут купить ребѐнку книгу своего детства, любимую вами и с неѐ начать серьѐзное приобщение ребѐнка к литературе. В возрасте 5 лет ребѐнок сам многое может. Ему хочется быть взрослым или быть похожим на взрослого во всѐм, в том числе и в литературном творчестве. Ребѐнок может взять книгу, открыв еѐ, воспроизводить запомнившееся произведение, делая вид, что он читает. Сколько гордости испытывает в это время ребѐнок. Также, вспомнив запомнившуюся строчку из стихотворения, ребѐнок может выдавать еѐ за свою. Дети точно пересказывают народные сказки. В идеальном варианте, у каждого ребѐнка должна быть дома библиотека, которую родители тщательно собирают для своего ребѐнка. В наше время библиотека чаще всего электронная, но и от традиционной библиотеки многие не отказываются. Ребѐнок на пятом году жизни может сам долго рассматривать книгу, пересказывать произведения, глядя на иллюстрации. Родители должны организовывать доступ к книгам для ребѐнка, научить его бережно обращаться с книгой. Нужно начинать приучать ребѐнка, чтобы он правильно клал книгу, брал книгу только чистыми руками, правильно перелистывал странички. Нужно приучать малыша, что каждая книга может иметь своѐ место в библиотеке, чтобы следующий раз можно было бы без труда еѐ найти. Можно начинать постепенно знакомить ребѐнка с понятиями: “автор”, “писатель”, “поэт”, “художник”. Время, которое вы проводите с ребѐнком за книгой, может быть 20-30 минут, но если ваш ребѐнок может сосредоточиться на этом занятии дольше, не надо лишать его этого удовольствия. Читайте ему дольше, сколько потребуется. Прежде, чем начать читать, не забывайте спросить у ребѐнка совета, что он желает услышать. От этого зависит интерес ребѐнка к чтению. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Чтение в дошкольном возрасте открывает волшебный мир. Привить ребѐнку любовь к чтению означает зажечь вечный двигатель любознательности. Отношение к книге, к чтению у детей пятого года жизни иное, чем, у дошкольников младшего возраста. Четырехлетний ребенок не просто слушатель, а слушатель активный: симпатизирующий, сочувствующий, удивляющийся, радующийся. Подобные эмоциональность и активность связаны с рядом изменений, которые возникают в развитии детей, начиная с четырех лет. И, пожалуй, главное заключается в том, что у ребенка появляется потребность в знаниях о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в его собственном опыте, способность мысленно выходить за пределы привычного, знакомого окружения. Естественно, что детская художественная литература и есть тот главный источник, из которого ребенок черпает знания и представления о разных сферах действительности; о жизни и поведении взрослых и сверстников; о животных и птицах, об их облике и повадках; об удивительном мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом. Дети теперь не только способны эмоционально и целостно воспринимать текст, но и выделять тех или иных героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно-следственные связи в сюжете, оценивать поступки персонажей. Читать детям желательно каждый день. Если потребность ребенка в новых знаниях и впечатлениях не будет своевременно удовлетворятся, то свойственная этому возрасту активность побудит малыша сосредоточиться на каких-то нежелательных бытовых вещах – семейных неурядицах…. В данном возрасте дети проявляют интерес не только к речи, но и к буквам, этим таинственным и притягательным для них знакам. Заглядывая в книгу, которую вы ему читаете, ребенок стремится не только рассмотреть иллюстрации, но и вглядеться в текст, отыскать буквы своего имени и другие знакомые ему буквы. Дети очень любят слушать, когда им читают. И если вы не будете жалеть времени и сил для общения с ребенком при помощи книг, он будет развиваться своевременно и разносторонне. Читайте детям как можно больше и чаще. Это обогатит не только ребенка, но и вас. Говорите с ним о прочитанном, учите его делать добро, спешить на помощь, всматриваться в мир и восхищаться им. Удачного вам путешествия по страницам интереснейших произведений!