kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей "Застенчивый ребёнок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендательный материал педагога-психолога по умению родителей поднять самоценку своему застенчивому ребёнку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Застенчивый ребёнок"»

Консультация для родителей

«Застенчивый ребенок»

Подготовила педагог-психолог Маркова Г.Н.

24.09.20г.

Что такое застенчивость? Застенчивость – это может быть смущение, которое возникает лишь иногда в присутствии отдельных личностей, а может принимать форму постоянной тревожности, сопровождающей ребенка в различных ситуациях общения и отравляющей ему жизнь. Иногда застенчивость приобретает форму прямо противоположную. Человек начинает себя вести достаточно напористо и даже развязно, пытаясь таким образом скрыть свое смущение. Застенчивость может стать причиной агрессивного поведения. Постоянно испытывая стресс, застенчивый человек не способен адекватно противостоять своей «ущербности». В этом случае смущение, неловкость могут перерасти в гнев, который, выйдя из-под контроля, проявляется в немотивированной жестокости, насилии. Приверженцем врожденности застенчивости в современных условиях является Рэймонд Кэттелл. Он полагает, что застенчивость обусловлена возбудимостью нервной системы, что делает человека более уязвимым в условиях социального стресса. Чувствительная нервная система заставляет ребенка избегать конфликтных ситуаций и ситуаций, представляющих угрозу для жизни. Это качество, по мнению Кэттелла, передается по наследству. Застенчивые дети отличаются повышенной ранимостью, а подобные аргументы приводят к отказу от любой попытки преодоления своей стеснительности, робости и т. п. Чаще проявления застенчивости можно наблюдать у детей. Это связано с тем, что взрослые люди могут самостоятельно преодолеть свою стеснительность или научиться ее тщательно скрывать. Детям же недоступно высокое самообладание и умение анализировать свое внутренне состояние, позволяющее бороться с проблемой. Если не предпринимать меры для устранения застенчивости, у некоторых детей она может усугубляться и принимать хронические формы, а впоследствии может стать характерной чертой поведения ребенка. Как показывает практика, застенчивость может доставлять немало неприятностей, как мальчикам, так и девочкам. Психологи установили, что некоторые дети боятся потерпеть неудачу до такой степени, что стараются полностью избегать ситуаций, которые могут обернуться поражением. Если же такая ситуация неизбежна, то может возникнуть парадоксальный эффект – ребенок прилагает заведомо недостаточные усилия для достижения цели, что позволяет ему в случае неудачи списать поражение именно на недостаточность возможностей, а не способностей.

Выделим основные внешние поведенческие признаки застенчивого человека:

  1. ребенок неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;

  2. избегает смотреть в глаза;

  3. стесняется начать и поддержать беседу;

  4. не задает вопросов, на заданные вопросы отвечает с видимой неохотой, тихим голосом.

Застенчивый ребенок не может свободно излагать свою точку зрения, ему трудно выразить и проявить себя как собеседника. Поведение застенчивых детей препятствует общему процессу социализации и адаптации в обществе. Искусственно создается замкнутый круг: чем больше ребенок стесняется, тем меньше у него общения с окружающими людьми, и чем меньше у него навыков общения, тем больше его застенчивость. Застенчивый малыш очень раним, болезненно воспринимает критику со стороны и в то же время постоянно критикует себя. Застенчивые дети часто смущаются, чувствуют себя беспомощными, неловкими, несостоятельными. Застенчивый ребенок сконцентрирован на своих неприятных ощущениях и переживает их уже заранее, доставляя себе дополнительный дискомфорт. Часто эта настроенность на плохой результат приводит к тому, что ребёнок отказывается от каких-то действий только по той причине, что они могут привести к неприятным последствиям. Застенчивость можно наблюдать даже в поведении совсем маленьких детей: в компании малознакомых или незнакомых людей малыш прячется за мамой, отказывается участвовать в общении. У застенчивых детей часто отмечается не очень устойчивая нервная система, они легко возбуждаются, с осторожностью и опаской относятся к любым нововведениям, быстро утомляются, иногда бывают плаксивыми. Такие дети требуют строгого соблюдения режима и сна, новые впечатления и эмоции следует тщательно дозировать, наблюдая за состоянием малыша. При первых признаках утомления стоит успокоить малыша, уложить его спать, по возможности переместить его в привычную знакомую обстановку. Если вы заметили признаки стеснительности у вашего ребенка, постарайтесь предупредить грядущие сложности.

Существуют простые и эффективные методы профилактики застенчивости у детей.

Часто родители пытаются предусмотреть все вероятные неприятности, и, стремясь оградить от них малыша, стараются предупредить каждый его шаг. Эта нервозность может сделать вашего ребенка недоверчивым, подозрительным, что грозит стремления малыша избегать общения. Естественно, возникает внутреннее напряжение при общении с людьми, что нарушает общий процесс адаптации ребенка в обществе. Дайте ребенку немного свободы и возможность развиваться самостоятельно – разрешать сложности, принимать решения и учиться налаживать взаимоотношения с окружающими людьми. Позвольте ребенку учиться самостоятельно налаживать контакты, и бросайтесь на помощь при первой же опасности. Родители, которые постоянно вступают в детские конфликты, могут сформировать у своего ребенка чувство внутренней неуверенности в своих силах, у малыша создается впечатление, что сам он неспособен справиться с чем-либо без помощи родителей, это может спровоцировать возникновение или усиление застенчивости. Не стоит впадать и в другую крайность – безучастное отношение, в надежде, что сложности благотворно подействуют на становление характера.

Если вашего маленького сына или дочь обидел задиристый ребенок старшего возраста, не отталкивайте своего малыша, пожалейте и предложите продолжить игру. Объясните, что у некоторых людей бывает плохое настроение и они могут быт настроены агрессивно. Стоит обратить внимание ребенка, что такое поведение не одобряется людьми и лично вами, чтобы у вашего малыша не сложилось мнение, что дурное настроение оправдывает плохое поведение. Не водите его за ручку, но будьте готовы прийти ему на помощь. Воспитывайте у ребенка чувство самоуважения. Подчеркивайте его сильные стороны и не упрекайте за слабости. Пусть ребенок чувствует ваш позитивный настрой. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его силах. Очень важно сформировать адекватную самооценку еще в раннем возрасте. Научите вашего ребенка откровенно выражать свои чувства и желания. Часто дети боятся или не умеют выразить свои чувства и мысли, что может стать источником серьезных переживаний, вызвать чувство неоцененности и не понятности. Застенчивые дети часто идут на поводу у чужих мнений и желаний только из-за того, что не умеют объяснить, что хочется им. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос не закомплексованным, умеющим отстаивать свои права и идеи, станьте примером для него – будьте искренними и открытыми. Подарите ребенку радость от общения с другими людьми. Приглашайте в гости людей, приятных вам, детей, друзей вашего ребенка, и сами ходите в гости. В процессе общения с людьми, под вашим руководством, ребенок приобретает положительные навыки общения: доброжелательное отношение к людям, умение мирно решать конфликты, отстаивать свое мнение, гасить негативные эмоции и многие другие. По возможности избегайте неприятного вам и вашему ребенку общения. Не стремитесь сделать вашего ребенка максимально зависимым от вас. Конечно же, послушный и беспрекословный ребенок очень удобен – он вполне предсказуем, действует так, как надо вам, за него не приходится краснеть. Однако подобное послушание убивает в нем личность. Помните: ребенок, умеющий говорить твердое "нет" овсяной каше так же твердо может сказать "нет" через несколько лет сверстникам, предлагающим выкурить первую сигарету. Многие дети, достигая подросткового возраста, совершают некоторые поступки, которые не хотят совершать, только по той причине, что не умеют отказывать. Если все же вы поставлены перед фактом, что ваш малыш стесняется, какие шаги следует предпринять, как ему помочь преодолеть застенчивость?

  • Понаблюдайте за ребенком, доставляет ли ему застенчивость неудобства и дискомфорт?

Возможно он интроверт, и подобный стиль поведения – это его осознанный выбор, при этом ребенок чувствует себя комфортно и пользуется уважением товарищей. В таком случае не следует бороться с несуществующей проблемой. Многие дети, не очень общительные по натуре, считаются в среде сверстников серьезными, умными, надежными, на их суждения полагаются, к их мнению прислушиваются – такой ребенок может быть счастлив и доволен жизнью. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок всегда находился в центре внимания, был общительным и жизнерадостным, но не следует забывать о праве ребенка быть не таким, как все. Если же очевидно, что ребенок страдает, хочет общения, но боится не справиться, вы должны ему помочь.

  • Подумайте, что стало причиной застенчивости, и постарайтесь устранить ее?

Надо приложить все возможные усилия, чтобы исправить ситуацию: позанимайтесь с ним дополнительно предметами, прислушивайтесь к его мнению. Попробуйте проанализировать свои методы воспитания, возможно, вы слишком авторитарны и ваши требования, предъявляемые к ребенку, завышены. Очень важно воспитать у ребенка чувство самоуважения и самодостаточности. Ваше мнение играет в этом огромное значение: для ребенка родители являются самыми авторитетными людьми, он смотрит на себя вашими глазами.

  • В борьбе с застенчивостью наберитесь терпения – она не пройдет за один день.

Никогда не торопите малыша, дайте ему времени привыкнуть к новому окружению, к новой ситуации. Если ребенок стесняется подойти к незнакомым детям и включиться в игру, немного подождите. Возможно, через некоторое время он привыкнет, присмотрится к детям и перестанет бояться. Дети очень легко сходятся, если отсутствует страх общения. Уговоры и чтение нотаций здесь не помогут. Дошкольники живут в мире чувств и эмоций, чтобы чувствовать себя защищенным, ребенок должен быть окружен вниманием и любовью.

Ведите себя спокойно и невозмутимо. Не показывайте ребенку озабоченность его застенчивостью.

Некоторые родители сами были застенчивыми в детстве, страдали из-за этого и не желают таких мучений своему ребенку. Беспокойство родителей обязательно передастся малышу и добавит ему напряженности. Дайте понять ребенку, что на самом деле все окружающие его люди не думают постоянно о том, какой он плохой, у всех хватает своих забот, и люди могут испытывать такую же неуверенность в своих силах, просто не подавать вида. Пусть ребенок знает, что не он один испытывает подобные чувства, что вы понимаете и поддерживаете его. Это придаст ему уверенности, что рано или поздно он научится безбоязненно общаться с окружающими. Постоянно подавайте ему личный пример общения, не ведите себя сдержанно и высокомерно с его приятелями и одноклассниками, будьте с ними приветливыми. Подражая вам, ваш ребенок учится всему.

Нельзя кричать на детей!

Громкий крик, даже не обращенный конкретно к ребенку, может стать причиной сильных переживаний у впечатлительного ребенка. Особенно это касается застенчивых детей, склонных принимать весь негатив на свой счет. Не ставьте перед ребенком сложных задач, которые он еще не способен решить, подумайте, не слишком ли завышены ваши требования? Иногда состоявшиеся в жизни родители делают из своих детей символы своей успешности и хотят видеть ребенка самым лучшим во всех начинаниях. Такая моральная нагрузка – быть успешным во всем – иногда становится непосильной даже для взрослого человека, а не только для ребенка. Установлено, что застенчивые дети, как правило, не берутся за дело, если не уверены, что смогут хорошо его выполнить. Иногда внутреннее напряжение находит свой выход в различных нарушениях, и начинается долгое и сложное лечение заикания, энуреза и других неприятных расстройств нервной системы.

Очень важно, чтобы ожидания родителей были реалистичными. Создайте условия для приобретения позитивного опыта общения вашего малыша. Для застенчивого ребенка общение представляет собой серьезную проблему. Способствуйте ежедневному общению вашего ребенка с другими детьми, расширяйте круг его знакомств. Разрешайте ему поиграть во дворе после садика, зайти в гости к приятелям или пригласить их домой, даже если вам этого не очень хочется. Чем больше навыков общения будет у вашего ребенка, тем лучше он будет справляться со своей застенчивостью, тем меньше неприятностей придется ему испытать из-за своей стеснительности. Предлагайте также своему малышу общаться с окружающими в быту людьми в вашем присутствии, например, сделать покупку в магазине. Наблюдая за поведением вашего ребенка, вы можете выявить основные сложности его общения и помочь ему в их преодолении. Застенчивость не дается человеку с рождения, она приобретается в процессе развития и становления личности, также застенчивость не является пожизненным приговором и поддается коррекции, стоит только проявить желание и набраться терпения.

И закончить хочется следующим. Любите своего ребенка, дарите ему всю нежность, на которую способны. Если ребенок не дополучает ласки в семье, то ему захочется этой теплоты от чужих людей. И как горько бывает родителям взрослых сыновей и дочерей, когда те о них забывают, не заботятся, не делятся своими достижениями или проблемами.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для родителей "Застенчивый ребёнок"

Автор: Маркова Галина Николаевна

Дата: 17.12.2020

Номер свидетельства: 567520

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Консультация для родителей "Как победить застенчивость?""
    ["seo_title"] => string(56) "konsultatsiia_dlia_roditelei_kak_pobedit_zastenchivost_2"
    ["file_id"] => string(6) "599926"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1644424201"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Консультация для родителей : "Влияние родительских установок на развитие детей" "
    ["seo_title"] => string(87) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-vliianiie-roditiel-skikh-ustanovok-na-razvitiie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "236234"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443986037"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "План работы с родителями (старшая логопедическая группа)"
    ["seo_title"] => string(64) "plan_raboty_s_roditieliami_starshaia_loghopiedichieskaia_ghruppa"
    ["file_id"] => string(6) "429805"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506441320"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Консультация "Создание благоприятной атмосферы в группе""
    ["seo_title"] => string(62) "konsul-tatsiia-sozdaniie-blaghopriiatnoi-atmosfiery-v-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "275010"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452506879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства