Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей 3 – 4 лет»
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей 3 – 4 лет»
Консультация предназначена для родителей, имеющих детей в возрасте 3 - 4 лет. Порой родители допускаю некоторые ошибки при воспитании самостоятельности в самообслужвании у детей и эта консультациия поможет им понять как правильно себя вести с ребёнком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей 3 – 4 лет»»
Самообслуживание– основной вид труда младшего дошкольника.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Труд по самообслуживанию развивает у ребенка ловкость, координацию движений,
приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Навыки самообслуживания в младшем дошкольном возрасте очень схожи с культурно- гигиеническими навыками. Ряд авторов не делают существенных различий между навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками в дошкольном возрасте.
Гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, правила культурного приема пищи, поддержания порядка в окружающей обстановке, в том числе и своего внешнего вида, аккуратного обращения с вещами как личного, так и общественного пользования, правила хорошего тона в общении со сверстниками и со взрослыми и др.
Культурно-гигиенические навыки лежат основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя.
Выделяют группы культурно-гигиенических навыков:
1) навыки личной гигиены
2) навыки самообслуживания
3) навыки культуры еды (приема пищи).
Формирование навыков самообслуживания – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Приобретение навыков самообслуживания связано с осознанием способов их осуществления, т. е. последовательности их выполнения, а также необходимости их выполнять.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам », - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.
Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намылить руки, правильно держать ложку и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Всё выделенное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности.
В 3 года ребенок обладает следующими навыками самообслуживания:
помогает убирать со стола;
переносит что-либо из одной емкости в другую;
ест сам, но неаккуратно;
пользуется вилкой и ложкой;
сам моет руки с мылом;
под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на унитаз, надевает штанишки сам);
застегивает и расстегивает большие пуговицы;
надевает обувь;
расстегивает и застегивает молнию (неразъемную);
благодарит после еды без напоминания;
сам пьет из сосуда или струи;
сам пользуется туалетом;
чистит зубы под присмотром;
сам сморкается или напоминает о необходимости высморкаться.
При формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное Воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.