Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Учите детей отгадывать загадки».»
Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности.
И составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения действительности, выявления в ней типичного, характерного. Сопоставление предметов и
явлений, проведение между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего. Этот процесс частично и со специфическими целями находил отражение в загадке. Загадка помогала
совершенствовать человеческую мысль, развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно, образно.
Загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого
( скрытого) вопроса.
Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта и т. п.
Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логическую задачу.
Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.
Отгадать загадку.— значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер
умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.
Способы построения логических задач различны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В числе их могут быть величина, форма, цвет,
вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и надо найти отгадку. Загадка «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку»
основана на четырех признаках, свойственных кролику. В ней отмечены признаки внешнего вида («длинное ухо, комочек пуха»)и действия животного («Прыгает ловко,
любит морковку») В загадке Солнце печет, липа цветет ,рожь поспевает. Когда это бывает? названы три характерных признака лета: жаркая погода, цветение растений, созревание хлеба. В загадке «Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? указан только один звуковой признак явления, но он варьируется пятью глаголами, передающими монотонный шум дождя. В загадке Сперва блеск, за блеском — треск, за треском — плеск указано несколько последовательных действий — признаков, характерных для определенного явления природы (блеск, треск, плеск), и при этом учтено звучание слов, обозначающих эти признаки. Логическая последовательность перечисления, значение слов и их звучание — все это и создает видимую и слышимую картину грозы.
Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе ( объединении их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяют полнее производить умственные операции и успешнее решать логическую задачу.
Есть загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета: Всегда во рту, а не проглотишь (язык) ; Рук нет, а строить умеет (птичка ) ; В воде купался, а сухо стался ( гусь) .
Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении. Чтобы отгадать загадку В воде купался, а сух остался, надо наблюдать эту особенность у гуся, понимать, почему перья птицы после купания остаются сухими.
Подобные загадки трудны и потому, что в них раскрываются признаки, воспринимаемые не только при разовом наблюдении. Год надо наблюдать сосну или ель, чтобы
сделать вывод об их цветовом постоянстве. И тогда нетрудно отгадать загадку Зимой и летом одним цветом.
В таких загадках найти целое по одному-двум признакам можно лишь тогда, когда эти признаки выделяются отгадывающим в общей системе обследования предмета
(или знакомства с явлением) и осознаются им наряду с другими признаками.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения: Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь (осел) ; Летит, а не птица, воет, а не
зверь ( в е т ер) ; Жидко, а не вода, бело, а не снег (молоко)
Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку.
Такой анализ развивает логическую способность мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.
Самый обширный тип загадок — это загадки м е т а ф о р и чес к и е: Красненьки сапожки в земельке лежат( с в е кла ) . Разгадывание таких загадок представляет собой
расшифровывание метафор. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий
должен сопоставить, сравнить предметы или явления изразных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты.
Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и отвлеченное мышление.
Таким образом, в основе разных загадок лежат различные логические механизмы. Ими определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при отгадывании.
Воспитательные возможности загадки многообразны.
Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству,родному языку, живому, образному и точному слову,вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Загадка «доставляет уму ребенка полезное упражнение»
К разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у ребенка интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: ч т о о т к у д а ? что из че г о д е л а е т с я ? что ч ему с л у ж и т ? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение. Загадка Птичка-невеличка, носик стальной,
а хвостик льняной указывает на признаки внешнего вида иглы с ниткой — размер (птичка-невеличка) и материал, из которого сделаны предметы (носик стальной, а хвостик льняной).-Каждая группа загадок в зависимости от их тематики содержит широкий круг сведений об окружающем мире.
Это позволяет использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов,о существующих в окружающем мире связях между явлениями. В загадках о п р е д м е т а х д о м а ш н е г о обихода, об о р у д и я х т р у д а указывается на характерное во внешнем виде предмета: Два кольца, два конца, посредине гвоздь и тот насквозь (ножницы) ; на то, из чего сделан предмет: Поля стеклянные, межи деревянные( о к о н н а я р ама ) — говорится о назначении предмета: Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать (часы) . Некоторые загадки показывают предмет в действии: Кланяется, кланяется, придет
домой — растянется ( топор) .
Загадки о с р е д с т в а х п е р е д в и ж е н и я тоже 'указывают на особенности внешнего вида, кроме того, и на скорость и способ передвижения предмета, особенности звучания: Летит, как стрела, жужжит, как пчела ( с а м о лет); Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома ( трамваи)
Многое детям могут рассказать загадки о жи в о т ных .Об их величине: Маленький шарик под лавкою шарит(м ы ш ь); о частях тела: С бородой, а не старик, с рогами,а не бык, с пухом, а не птица (к о з е л ) ; о форме, длине ног, ушей, хвоста: Хвост крючком, нос пятачком ( свинья) ; Косоглазый, маленький в белой шубке, в валенках ( з аяц) ;
об окраске животного: Белые хоромы, красные подпоры (гусь) .
Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных:
Зимой спит, летом ульи ворошит (мед вещь) ; на защитные приспособления: Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост потеряет — другой вырастает
( ящерица ) ; на среду обитания: Под мостиком виляет хвостиком (р ыбка ) ;рассказывают, какую пользу приносит животное людям: Не говорит, не поет, а кто к хозяину
идет — она знать дает ( с о б а к а ) ; чем лакомится животное: Мохнатенькая, усатенькая по кладовкам рыщет, сметанку ищет ( кошка ) .
В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму, цвет: Круглое, румяное с дерева достану я ( я блоко ) ; Эх, звоночки,
синий цвет, с язычком, а звону нет ( к о л о к о л ь ч и к— цветок); на вкус и запах плодов: Низок, да колюч, сладок, да пахуч, ягоды сорвешь — всю руку обдерешь
( к рыжо в н и к ) ; рассказывается о том, где растут растения: Стоят в поле сестрицы: платья белены., шапочки зелены ( б е р е з ки) ; какие изменения происходят с растением
в процессе его роста и развития: Две сестры: летом зелены., к осени одна краснеет, другая чернеет ( к р а с н а я и ч е р н а я с м о р о д и н а ) .
Загадки о я в л е н и я х п р и р о д ы раскрывают связи и зависимости между явлениями: Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет (дождь , з емл я , т р а в а ) ;
показывают мир в постоянном движении и изменении: Приказало солнце: стой, семицветный мост крутой! Туча скрыла солнца свет — рухнул мост, и щепок нет ( р а д у г а ) .
Во многих загадках отмечается закономерная последовательность природных явлений в связи со сменой времен года, дня и ночи: Весной вырастают, осенью опадают (л и -
с т ья) ; На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло — одеяло все сошло (снег) .
Подобные загадки, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе.
Но не только умственному развитию служит загадка. Она играет большую роль в воспитании нравственных и эстетических чувств ребенка.
Унылая осень... Пусты поля., мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
Великолепен зимний пейзаж в загадке:
Пушистый ковер Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит. (Сне г.)
А сколько весенней свежести и радостного звона в одной коротенькой загадке про весеннюю сосульку:
Висит за окошком
Кулек ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной.
Любая картина природы в загадках выразительна и ощутима: Егор-Егорка упал в озерко, сам не потонул и воды не всколыхнул (месяц) .
Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка дает «картинное
описание предмета» 1. Стоят в поле сестрички: желтыйглазок, белые реснички — такими изображены в загадке полевые ромашки . Весь из золота отлит на соломинке стоит — горделиво красуется налитый солнцем и жизнью маленький колосок. Ароматами и соками летнего леса полна земляника : Красна., сочна, душиста, растет низко,
к земле близко. Вызывают восхищение и чудо - радуга: Поднялись ворота — всему миру красота,»
Так, загадки развивают у детей поэтическое восприятие мира . Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями.
Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадку произведением, доставляющим эстетическое наслаждение.
Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми.
Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть ее мудрую глубину и эстетическую привлекательность.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ