Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Учите детей наблюдать»»
Консультация для родителей
«Учите детей наблюдать»
Уважаемые родители, учите ребёнка наблюдать. Потому что: наблюдение способствует развитию внимания, усидчивости, любознательности, мышления, сенсорного восприятия и речи, у ребёнка формируются нравственные качества. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность — сначала он наблюдает за лицом матери, которая его кормит, подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, мимикой тех, кто его окружает, затем начинает сам подражать увиденному. Именно наблюдательность помогает ребёнку развиваться в этом сложном мире.
Наблюдательность – это умение человека замечать самые мельчайшие детали. Это качество личности, которое позволяет аккуратно водить машину, поддерживать порядок в доме, определять, здоров ли ребенок, распознавать внешность и эмоциональное состояние людей. Умение наблюдать дает нам пищу для размышлений, подражания, возможность получить от путешествий, экскурсий живые и яркие впечатления. В процессе формирования способности, повышается общая внимательность, сосредоточенность, улучшается память, развивается эмпатия, мышление, креативность, интуиция. Человек получает новые знания в разных областях.
Формировать способность необходимо с раннего возраста, так как этот навык не является врожденным. Научившись едва ходить, дети не хотят сидеть в коляске, стремятся исследовать все вокруг. Увидев жучка, задают множество вопросов: «А это кто? Куда он бежит? А где его дом? А у него бывают детки?» Ребенок во время прогулок проявляет активный интерес - любознательность к окружающему миру, которой нам необходимо воспользоваться. Правильно организованная прогулка побуждает малышей размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Природа предоставляет широкий простор для наблюдений.
Наблюдая, у ребенка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча. Поэтому, учите ребёнка рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.
Виды наблюдений:
1. Наблюдения за неживой природой.
Темой для наблюдения могут стать различные явления природы: дождь, снег, град, иней, снегопад, капель, ветер, туман, роса. Разглядывать текущие ручьи, снежинки, следы на снегу, корочку льда на лужах можно бесконечно. В солнечную погоду предметы отбрасывают различные тени. Проследите, как они меняются в зависимости от части суток. Во время грозы обратите внимание на тучи, молнии и раскаты грома, а после на образовавшиеся лужи. Рассматривайте почву, камни, песок. Наблюдение за облаками может доставить массу удовольствия не только детям, но и взрослым. Обратив внимание на цвет, форму, вы обязательно найдете образ животного, сказочного героя или разглядите целую картину, на которой будут разворачиваться действия благодаря ветру, превращая ее в фантастическую историю.
2. Наблюдения за живой природой.
С растениями происходят сезонные изменения. С помощью вопросов помогайте детям устанавливать связи между этими изменениями и сменой времен года. Обращайте внимание на деревья, кустарники, цветы, травы. Важно выделять части растений, затем величину, форму, их особенности. Подмечайте изменение цвета листьев, с каких деревьев они опадают раньше – с молодых или старых? Сравнивайте, чем отличаются и чем похожи стебли, стволы, плоды, семена. Усевшиеся на проводах птицы, ползающие дождевые черви, проснувшиеся насекомые привлекают внимание малышей. Наблюдайте за повадками животных и птиц, способами передвижения, питанием. Выделяйте характерные признаки их внешнего вида. Обсуждайте изменение окраса в зависимости от времени года, жилища, как называются их детеныши.
3. Наблюдения за сезонными изменениями в одежде людей.
Изменения происходят и в одежде людей. Понаблюдайте за прохожими, как одеты взрослые, дети. Называйте, описывайте и сравнивайте головные уборы. Беседуйте, как были одеты люди летом, зимой, весной, осенью. Почему одежда людей меняется? Помогите установить связь между природными явлениями и обутой обувью.
4. Наблюдения за трудом взрослых.
Понаблюдать за трудом людей можно как в городе, так и в деревне. Это может быть почтальон, дворник, строитель, шофер, садовник. Обращать внимание необходимо не только на трудовую деятельность взрослого, но и на результат этой деятельности. Обсудите, нужна ли эта работа, чем важна, какие инструменты используются в труде, какая надета одежда.
5. Наблюдения за транспортом.
Наблюдайте за пассажирским, грузовым, специальным, строительным транспортом. Сравнивайте автомобили по внешнему виду, находите различия и сходства, называйте основные части (кабина, кузов, колёса, руль, двери). Обсудите назначение машин, их важность в жизни людей. Следите за движением пешеходов и транспорта на светофоре.
Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.
Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, взрослый совмещает для детей полезное с приятным.