Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Учим с ребенком стихи»»
Консультация для родителей «Учим с ребенком стихи»
Основные вопросы, которые мы сегодня рассмотрим:
Зачем детям учить стихи наизусть.
Если ребенок не хочет учить стихи.
Практические советы специалистов - как правильно учить стихи с детьми.
Заботливые родители, которые желают своему ребенку счастливого будущего, понимают, что оно связано с образованием. Трудно представить человека, который считается образованным, культурным, но не любит читать, не имеет широкого читательского кругозора.
Книги окружают нас с детства. Но в наше время интерес к литературе, к сожалению, падает. Чтение книг заменяет компьютер, телевизор. Тем не менее, без книг трудно представить нашу жизнь. Чаще всего, если человек любит читать, то читает он прозу. Одни любят фантастику и детективы, другие - исторические романы. Среди читающих людей есть и любители поэзии, потому что без поэзии прожить невозможно. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным.
Хорошие стихи - всегда тайна. Стихотворения можно, а иногда и нужно анализировать. Зачастую поэтические строки с первого раза понять сложно. Чтобы понять стихотворение, нужно многое увидеть и услышать. Ведь мы, имея зрение, многое не замечаем; мы слышим, но не всегда вникаем в смысл сказанного. Иногда бывает так, что, прочитав стихотворение, как бы испытываешь удивление: ты увидел то, на что раньше не обращал внимания. Ведь заметил же Федор Тютчев:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Нередко возникает вопрос: «А для чего нужна поэзия?» Наверное, прежде всего для того, чтобы обогатить человека эмоционально, сделать нашу жизнь прекраснее.
Стихи очень мелодичны, напевны и прекрасно воспринимаются детьми любого возраста. Присмотритесь к своему ребёнку, когда вы читаете ему стихи, с каким вниманием и удовольствием он слушает. Именно поэтому детские авторы с большим удовольствием пишут сказки, рассказы и истории в стихах. Проза, с её монотонностью немного утомляет детей, особенно маленьких. А вот стихи, наоборот вызывают огромный интерес и очень быстро запоминаются. По своей природе у детей великолепная память и поэтому стихи они запоминают очень быстро. Нам взрослым, просто необходимо использовать это качество ребёнка, чтобы ещё больше развить его память, а значит и его способность к обучению в будущем.
Заучивание стихов улучшает речь ребёнка, расширяет знания об окружающем мире, учит воспринимать поэтический слог, его красоту и своего рода музыкальность поэтической строфы. Это формирует не только культуру в общем понимании слова, но и культуру общения с другими людьми.
Психологи отметили, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. Образное мышление формируется у дошкольников во время игр, рисования, лепки, конструирования, при заучивании стихотворений. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, это и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируется логическое мышление, без которого не обойтись на занятиях в школе.
Зачем детям учить стихи наизусть?
Стихи учить необходимо, потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ развития ребёнка. А именно:
У ребенка развивается память.
Увеличивается активный словарь детей. Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их.
Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи. Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные слова и фразы, которые он много раз повторял в стихотворении. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.
Формируется чувство языка.Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.
Развивается фонематический слух. Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали.
Учить стихи с детьми можно с любого возраста. И чем раньше вы начнёте, тем лучше. Стихи научат вашего малыша любви, добру и пониманию. Если у вас праздник в семье или приближается Новый год – это лишний повод выучить с ребёнком стихи. Радостная атмосфера предстоящего праздника, подготовка и ожидание будет стимулом к заучиванию стихов. А разучивание стихов объединит вас с вашим ребёнком. Вы найдёте общую тему для разговора и эмоциональные точки соприкосновения.
Предлагаю вам несколько практических советов, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.
Совет №1
Чтобы ребёнок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается
Вздыхает на ходу,
Вот досточка качается,
Сейчас я упаду» или
«Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонит в речке мяч»
Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память ребёнка. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Совет №2
Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».
И еще - учить стихотворение лучше не просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Совет №3
Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте. Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.
Совет №4
Очень важно выяснить, есть ли в стихотворении слова или фразы, которые непонятны ребенку. Определить это довольно просто: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает— это свидетельствует о том, что он их не понимает. Объясните ребенку, что значит это слово или фраза, и приведите примеры, где и как еще можно употребить его. Покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения.
И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Задайте вопросыребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.
Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.
Совет №5
Одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим.
Совет №6
Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.
Совет №7
Не настаивайте на изучении стихов, если ребенок не в настроении, чем-то занят, расстроен. Это может отбить у ребенка всякое желание, и он потеряет интерес к стихам.
Бывает, что ребенок отказывается учить стихотворение. Как правильно поступить в этой ситуации?
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение (задали в садике, в музыкальной школе и т. д.), а ребенок не соглашается на это? Ребенок может отказываться под разными предлогами: "Я не смогу", "Я не хочу». При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
В этом случае помогают несколько маленьких хитростей.
В первую очередь, если ваш ребёнок сопротивляется, надо успокоить его. "Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй". Обязательно рассказывайте только по одной строчке стихотворения, ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.
Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на "сцену" – пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов, ребенок включится в игру и для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого.
Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день, потому что память должна приучаться к работе постепенно. Неделя – вполне нормальный срок для того, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.
Как же выучить с ребенком стихотворение?
Существует классический способ.
Он состоит из нескольких этапов:
Подготовительный этап.
Для начала нужно создать определенное эмоциональное настроение, соответствующее стихотворению. Например, если стихотворение про осень, прогуляться на улице, рассмотреть картинки в книге, поговорить о том, что ребенку нравится в осени. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе.
Следующий этап - выразительное чтение стиха взрослым.
Взрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение!
Затем идет обсуждение.
Задайте следующие вопросы?
- О чем стихотворение?
- Понравилось ли тебе?
- Что запомнилось из стихотворения?
- Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами начинается и заканчивается стихотворение? Кто главный герой? Какой он? Что делает? и т.д.)
Далее повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.
Вы читаете стихотворение еще раз и просите ребенка максимально его запомнить. Далее ребенок воспроизводит стих, а вы немного помогаете (подсказываете первые слоги слов, слова). Затем при необходимости еще раз читаете, и ребенок повторяет.
И наконец, ребенок самостоятельно воспроизводит стихотворение.
Можно попробовать другой способ:
Когда мы учим новое стихотворение сначала расскажите ребенку стихотворение полностью.
Далее читайте строчку из произведения и дайте повторить ребенку за вами и так до конца всего стихотворения.
После того, как предыдущий пункт пройден приступаем к следующему шагу: взрослый рассказывает слова из первой строки стихотворения, но последнее слово дает сказать ребенку.
Наша Таня громко – ребенок добавляет (плачет)
Уронила в речку – (мячик) – говорит ребенок.
Следующий шаг аналогичен предыдущему, только ребенок говорит два последних слова, потом три.
И на последней стадии взрослый говорит первое слово в строке, а ребенок оставшиеся слова. Так продолжаем до тех пор, пока ребенок сам полностью не сможет рассказать все стихотворение.
С детьми младшего возраста можно выполнять игровые действия с предметами во время чтения стихотворения.
С детьми постарше при заучивании стихотворения можно использовать мяч: вы говорите строчку и бросаете мяч ребенку, он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Далее таким же образом продолжаем со второй строкой и последующими. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово.
Следующий способ, это использование опорных рисунков. Данный способ увлекает детей, потому что превращает занятие в игру. Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. После прослушивания стихотворения, которое сопровождается просмотром рисунков, у ребенка в памяти остается зрительный образ, что позволяет значительно быстрее запомнить текст. На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркие и узнаваемые. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам. Картинки можно собирать в схемы. Такие схемы изготавливают вместе с детьми и собирают в альбом. Впоследствии данный альбом можно перелистывать и вспоминать с ребенком ранее изученные стихотворения.
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать мнемотехнику.
Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания за счет образования искусственных ассоциаций. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик» и его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».Затем последовательно переходим к мнемодорожкам (последовательность изображений, которые расположены в ряд, соединены одним сюжетом ) И позже к мнемотаблицам. На первом этапе необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Далее можно давать детям – чёрно-белые изображения. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Когда ребенок освоит этот способ, он может самостоятельно придумывать и рисовать картинки в мнемотаблице к стихотворению, чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать.
Например, разучивая стихотворение с ребенком, разбиваем стихотворение по одной строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждую строчку стихотворения. После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки. Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
Главное, что должны помнить родители, когда заучивают наизусть стихотворение с ребенком — это должно приносить удовлетворение обоим. Лучше остановиться раньше, чем ребенок утомится. Лучше этим не заниматься, если ребенок категорически отказывается. Лучше вообще не заниматься разучиванием, если это вас раздражает.
Вот и все секреты о том, как правильно выучить с ребенком стихотворение не принуждая и не заставляя его к этому. Учите стихи, играя, и тогда в будущем малыш сохранит любовь к поэзии.